Разное

Разные вопросы


Нужно ли делиться своими реализациями?

Вопрос: а когда вот эта вот духовная реальность, она проявляется короткими, какими-то маленькими моментами, то как к ней относиться и как ей делиться с другими, гухйам акхйати приччхати («Упадешамрита», 4), Рупа Госвами пишет, правильно, так, чтобы сохранялась и дальше явилась?
Ну, торопиться делиться не нужно, потому что очень часто это проявление гордыни нашей, когда мы хотим поделиться крохой духовного опыта, который у нас есть, и в результате этого он уходит еще дальше. Но если мы понимаем, что кому-то это может помочь и при этом понимаем, что не гордыня наша нами движет… Как правило, человек это хранит для себя, это некие драгоценности между нами и Кришной. Выставлять все на продажу не нужно торопиться. Беда заключается в том, что когда к нам приходит какой-то опыт, мы так устроены, что нам хочется все отговарить, все превратить в какие-то преимущества, и человек пользуется этим. Поэтому если мы посмотрим на каких-то действительно реально великих святых, вайшнавов, они очень не торопятся с этим, не пытаются этим делиться. И если они хотят помочь другим, они в основном помогают другим, давая им на уровне разума некое понимание. Потому что даже если у человека появился какой-то опыт духовный, но при этом он не понимает внутри, на чем это основано, то он не задержится. Разум – это важная вещь. Нам разум дан. В конечном счете от разума надо будет отказаться. Разум – это хорошая вещь, но когда любовь будет, то разум уже не нужен, более того, он может помешать, но пока ее нет разум очень нужен. (далее…)


Вопрос: Как постепенно изменить систему высшего образования

Ответ: Мне недавно задавали этот вопрос. Один человек сказал: можно ли постепенно изменить систему высшего образования, если преданные туда будут постепенно приникать и таким образом менять? Мне пришлось его разочаровать, потому что представление о том, что можно постепенно какую-то систему изменить – это представление сродни теории эволюции Дарвина (смех). Жирафа невозможно постепенно превратить в человека, потому что принципы, заложенные в их основе совершенно разные. В отличие от Дарвина, мы не считаем, что амеба, в результате серии постепенных изменений могла превратиться в человека, потому что человек – это человек, жираф – это жираф, амеба – это амеба. И система высшего образования, которая есть сейчас – это система высшего образования, которая есть сейчас, она не может эволюционировать, потому что принципы, которые лежат в ее основе – ложные. Так как они ложные, то сколько бы мы ее постепенно ни меняли, это ничего менять не будет, эта система будет воспроизводить себя. На самом деле что нужно менять – это принципы. Когда принципы меняются, то меняется все остальное.

Почему в ведическом обществе существовала своя система образования и один из принципов этого образования было: во-первых, личностное обучение ученика и учителя, второе – отсутствие каких-либо денежных отношений между учеником и учителем, третье – принцип уважения ученика к учителю и смирения или послушания ученика и учителя. Всего этого нет сейчас – все образование платное, сейчас все образование абсолютно имперсональное и сейчас ни о каком уважении особенно идти речи не может, особенно в Америке. Там, если учитель что-то не так скажет, то ученик на него в суд может подать. Мне один русский эмигрант говорил, что „Я боюсь своему сыну что-то сказать, потому что я боюсь что он на меня в суд подаст, я не могу его поправить!” (далее…)


Вопрос к Гуру Махараджу о том, что он читает, о чем размышляет

Дорогой Гуру Махарадж, поделитесь, пожалуйста, своими последними реализациями и если можно, сделайте небольшой устный отчет — что Вы сейчас читаете? О чем чаще всего размышляете? Какие мысли, медитации  приходят к Вам во время джапы? 

 
Я обычно думаю над тем материалом, который мне приходится давать. Я читаю все, что связано с этом материалом для того, чтобы углубить свою медитацию, свое понимание этого материала. Часто эти мысли в результате медитации приходят  ко мне, к сожалению,  во время джапы — каюсь, должен признаться. Но обычно я выбираю материал, который также связан с какими-то более широкими  целями, которые я в своем служении перед собой ставлю. И так как сейчас акцент моей деятельности очень плотно переносится конкретно на Москву, на московскую ятру, на создание наставнической системы здесь в Москве, то я много думаю об этом. И, в частности, буквально в последнюю субботу и воскресенье я два дня эти провел со 130 лидерами московской общины, которые  интересуются этой темой наставничества. Мы говорили об отношении, о доверии, о садхане  лидера. Вот моя медитация.

(далее…)


Как лучше настраиваться на постепенный отход от профессиональной деятельности в пользу духовной

Несмотря на то, что мне всегда нравилась моя профессия, я   стала замечать, что мне становится все менее и менее интересна моя профессиональная деятельность (я работаю врачом), не хочется углубляться в какие- то новые знания в своей области. В общем нет энтузиазма и амбиций в этой сфере деятельности, работаю просто потому, что пока еще могу помогать людям, одновременно поддерживая свое существование.  Настоящие глубокие интересы мои связаны с сознанием Кришны, с преданными, Храмом, Божествами.  При этом я не понимаю правильный ли у меня настрой. Подскажите, пожалуйста, как можно понять что хочет Кришна  — хочет ли Он, чтобы я работала и помогала  людям как подношение Ему, понимая , что все делаю не я, а Кришна, я лишь проводник Его воли, или лучше настраиваться на постепенный отход от профессиональной деятельности для углубления в духовную?  

В течение хороших рабочих 25 лет мы должны вкладывать свое сердце в свою профессию, даже если сердце наше по большей части  отдано Кришне. Тем не менее, мы должны тщательно выполнять свои обязанности, как говорит Господь Чайтанья  так, чтобы никто не заметил, что наша привязанность находится в другом месте. Мы должны совершенствоваться и делать это как исполнение своего долга и своих обязанностей, в том числе социальных. Люди будут смотреть на нас, брать с нас пример . Но по достижении 50-55 — летнего возраста стоит подумать о том, чтобы постепенно-постепенно передать все эти дела, отойти и целиком сосредоточиться на духовной практике. Поэтому на этот вопрос нет однозначного ответа. Все зависит от стадии вашей жизни и в целом стадии жизни человека. Если мы еще не достигли 50-летнего возраста, нужно попытаться восстановить интерес к своей профессиональной деятельности  и научиться вкладывать в нее сердце, понимая что это также наше служение Кришне в том смысле, что это какая-то деятельность, которая дает нам некий статус, возможность влиять на людей и т. д.

(далее…)


О Насилии

Вопрос: Как быть, чтобы насилие не уничтожило нашу духовную жизнь? БВГ: Все слышали, да? Вопрос относительно насилия. Насилие возбуждает ум человека, мешает ему. Лишает его какого-то спокойствия, необходимого для того, чтобы внимательно повторять мантру. Но иногда насилие неизбежно.

Ответ: Несомненный факт – насилие неизбежно и об этом вся «Бхагавад-гита». Кришна, собственно, эту простую мысль хочет донести до нас – что насилие неизбежно. Но надо понимать, что совершает насилие? Арджуна хотел отказаться от насилия и его метод отказа от насилия заключался в том, чтобы уйти оттуда. Кришна ему сказал: «Это не способ отказаться от насилия, потому что, даже убежав с поля битвы, ты оставишь ложное эго, а именно ложное эго является тем элементом, который насилие причиняет, причиняет боль и вред другому».Поэтому в 18 главе Он говорит: «Когда у тебя не будет ложного эго то, даже убивая, ты не будешь убивать или причинять боль другому живому существу, или совершать насилие». То есть тут важна не форма, не сам поступок, не сама деятельность по форме, даже если она напоминает какое-то насилие, или еще что-то такое, а важен вот этот элемент, который является носителем насилия или тем элементом, который боль причиняет другому – ложное эго.Если я воспитываю другого, или ну вплоть до убийства, убийство взято, как самый яркий, самый невозможный что ли пример. То есть — ну можно себе представить, что можно воспитывать детей без насилия, но как убивать без насилия — это очень сложно представить себе.

(далее…)


Об искусстве

Вопрос: Скажите, пожалуйста, как быть с таким явлением как искусство? С одной стороны оно часто создается не вполне святыми людьми, а с другой стороны через стихи, песни можно соприкоснуться с красотой, вечностью. Как правильно соприкасаться с этим, не впадая в материальное наслаждение?

Ответ: Любое настоящее искусство – это Бог, это проявление Бога – это несомненный факт. Бог действует через какого-то человека, который создает красоту. И любой человек, который создает ее, на вопрос – кто это сделал, ответит – это не я сделал.Если вы возьмете хорошего поэта (если у вас есть какая-то чуткость), то поймете, что любой хороший поэт – он профессионал в том числе. Профессионал — значит, что он может вам сварганить неплохие стихи на заданную тему. Но читая его стихи, вы всегда отличите – это вот он написал с помощью своего профессионализма, а это к нему «пришло». Оно пришло через него потому, что у него есть определенное качество. Как Кришна говорит – Нимитра бхава савья сачим, ты меткий стрелок из лука, поэтому я буду пользоваться тобой как инструментом. Для достижения определенной миссии Кришна пользуется другими как инструментом и в том числе.И всегда можно понять — читаешь Ахматову, и видно – хорошо придумано, отлично придумано – ничего нет, а это вот – «пришло», это не придумано, это настоящее что-то, что через нее «пришло». Точно также тут, когда мы говорим – мы говорим от себя, и даже хорошо говорим – материальная харизма, красноречие, еще что-то такое — никакой ценности нет. А иногда Кришна через нас ничтожных тоже говорит, через нас недостойных, через любого может это делать.Поэтому надо понимать, что Бог может проявлять Себя везде и надо научиться отличать — когда это Он, а когда это просто некая материальная вещь. Какие-то вещи приходят и приходят непонятно откуда. Ну, можно что-то придумать, это будет придуманной вещью, даже профессионально, хорошо придуманной. Так что искусство – это хорошая вещь, и да, к сожалению, оно далеко не всегда святыми людьми на свет производится. Настоящее искусство – это искусство. И, в конечном счете, в настоящем искусстве всегда есть духовная основа.Есть картина, которая всякий раз, когда я ее вижу – поражает меня, правда я давно уже ее не видел. Это «Возвращение блудного сына», Рембрандта. Если кто-то скажет, что там нет Бога, то это большая ошибка будет. Там есть, очень много всего, и Бог там проявился через эти краски какие-то.

Скачать даршан  можно сдесь:

http://saranagati.ru/darshans/2015-04-07-08-06-08/1857—24052015.html

 


3 аспекта души.

Вопрос: Как оценивается душа? Душа действующая или нет?

Ответ: У души есть одна функция – желать. И так как душа индивидуальна, у нее есть три аспекта: бхоктритва, картритва и гьятритва. Бхоктритва – значит я наслаждаюсь, гьятритва – значит я знаю, я сознаю, я сознаю свое существование. И картритва – я действую. Эти три вещи – признак индивидуальности. Эти три вещи есть у Бога и эти три вещи есть у индивидуальной души. Индивидуальная душа сознает свое существование, индивидуальная душа действует, безусловно, пусть даже ее действие проявляется в желании – это тоже действие. Индивидуальная душа испытывает наслаждение, получает какой-то опыт. Проблем нет. Все понятно?

(далее…)


Вопрос выбора между Христианством и Сознанием Кришны

Очень интересный вопрос и не менее интересный ответ Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа, в котором немного сравниваются два великих философских течения для того, чтобы дать человеку необходимый совет как действовать в ситуации, когда нужно сделать выбор в пользу того или другого.

Вопрос:Мне — 48 лет, по образованию инженер, с 1990 года практикую сознание Кришны, с 1996 практикую параллельно православное христианство. С 1998 года живу один в деревне и служу в православной церкви помощником священника. Мой день начинается около 5 утра с чтения православных христианских молитв, повторяю 16 кругов мантры, читаю «Шримад-Бхагаватам» и христианские писания. Вечером я делаю то же самое, но в меньшем объеме. Соблюдаю положенные посты вайшнавские и христианские, иногда общаюсь с вайшнавами, ем рыбу.

Мое мнение: практика вайшнавов и практика православных монахов по сути не отличны (кроме святого имени: Кришна — Христос), а значит должна приводить к подобным (одинаковым) результатам. Действительно, известно, что многие православные святые проявляли духовные эмоции (бхаву), имели непосредственное общение с Иисусом Христом, не говоря уже о проявлении мистических сил. Поэтому идти по их стопам — достаточно надежный путь. Поскольку мы обусловлены телом, то шансы на успешное развитие самосознания через христианство предпочтительнее, чем вайшнавизм, то есть в наших условиях осознать Христа через Библию проще, чем осознать Кришну через Веды. Тем более эти аргументы становятся весомыми, если между Христом и Кришной нет разницы. (В Н.Завете Христос говорит: «Я в Отце и Отец во мне».) Кришна дал нам определенное рождение и определенную религию для самоосознания — стоит ли в этой Богом данной системе что-то менять? (принцип больницы «не навреди»).

(далее…)


О развитии духовной формы

ВОПРОС: Как развить духовную форму?

ОТВЕТ: Духовная форма … Что такое наша материальная форма? Материальная форма — это форма нашего ума. В своей прошлой жизни мы формировали ум и ум очень подви-жен, он как пластилин, он постоянно принимает разные формы. Иногда сравнивают нашу жизнь, и я по-моему рассказывал здесь, в Грузии, с рисованием портрета.Показать полностью.. Мы всю жизнь какую-то картину рисуем, каждый наш поступок — это еще один мазок в этой картине, каждый поступок ваяет из нашего ума что-то, потому что он откладывается на нашем уме и в конце концов, когда человек подводит итог своей жизни, когда истекает карма этого тела, то ум, приобретая определенную форму, видит эту форму, этот образ отражается у него. Соответственно, наше следующее тело становится таким же, какое мы, собственно, приобрели. Если человек живет как свинья, то постепенно его формы начинают напоми-нать свиньи и он естественным образом, без особых проблем, превращается в свинью в следующей жизни. Тоесть, материальная форма — это форма нашего ума.

(далее…)


О переводе

 

Вопрос: … (о важности пересмотрения того, как переводятся книги Шрилы Прабхупады на русский язык)

Ответ: Суть в том, что нужно очень хорошо понять одну вещь: что перевод – это всегда ошибка. Перевод – это одна большая ошибка. Точного перевода – такого понятия нет, потому что когда я перевожу одно, я могу потерять другое. Если я пытаюсь точно следовать какому-то смыслу, может потеряться форма. А форма – существенная составляющая смысла. Я пытаюсь перевести смысл, а этот смысл выражен в очень краткой и лаконичной форме, в виде какой-то сутры, а вот оно пожалуйста, я уже что-то потерял.

В конце концов, перевод – всегда ошибка. У меня есть печальный опыт перевода длительный. Сегодня только я заглянул в книжку, которую подарили Никите, перевод первого времени, когда люди пытались буквально переводить. Есть принципы перевода и законы перевода. И есть, кстати говоря, в Ведах есть тоже определенные принципы перевода, например бхава-анувада. Анувада значит первода, бхава-анувада – когда не переводится точно, буквально, а передается бхава.

(далее…)