Вопрос: Как постепенно изменить систему высшего образования


Ответ: Мне недавно задавали этот вопрос. Один человек сказал: можно ли постепенно изменить систему высшего образования, если преданные туда будут постепенно приникать и таким образом менять? Мне пришлось его разочаровать, потому что представление о том, что можно постепенно какую-то систему изменить – это представление сродни теории эволюции Дарвина (смех). Жирафа невозможно постепенно превратить в человека, потому что принципы, заложенные в их основе совершенно разные. В отличие от Дарвина, мы не считаем, что амеба, в результате серии постепенных изменений могла превратиться в человека, потому что человек – это человек, жираф – это жираф, амеба – это амеба. И система высшего образования, которая есть сейчас – это система высшего образования, которая есть сейчас, она не может эволюционировать, потому что принципы, которые лежат в ее основе – ложные. Так как они ложные, то сколько бы мы ее постепенно ни меняли, это ничего менять не будет, эта система будет воспроизводить себя. На самом деле что нужно менять – это принципы. Когда принципы меняются, то меняется все остальное.

Почему в ведическом обществе существовала своя система образования и один из принципов этого образования было: во-первых, личностное обучение ученика и учителя, второе – отсутствие каких-либо денежных отношений между учеником и учителем, третье – принцип уважения ученика к учителю и смирения или послушания ученика и учителя. Всего этого нет сейчас – все образование платное, сейчас все образование абсолютно имперсональное и сейчас ни о каком уважении особенно идти речи не может, особенно в Америке. Там, если учитель что-то не так скажет, то ученик на него в суд может подать. Мне один русский эмигрант говорил, что „Я боюсь своему сыну что-то сказать, потому что я боюсь что он на меня в суд подаст, я не могу его поправить!”

Все эти фундаментальные принципы образования не существуют. Потому что цель образования ведического заключалась в том, чтобы создать человека с сильным характером, человека, способного усвоить духовную науку, тогда как цель современно образования в том, чтобы произвести определенного робота, способного на исполнение каких-то интеллектуальных задач. Это совершенно разные задачи и, соответственно, принципы, которые лежат в основе этого разные и поэтому невозможно эволюционным образом одно переделать в другое. Начинать менять образование нужно с того, чтобы отменять плату за него полностью. Потому что когда платят, можно это видеть, когда богатый новый русский нанимает для детей своих репретитора. Этот репетитор что вынужден делать? Ходить на задних лапках перед своими учениками и исполнять все прихоти учеников. Чтобы учитель мог учить, он должен не зависеть от своего ученика. А если ученик платит что-то, то он зависит уже от него и значит он не может учить. Поэтому принцип брахманической жизни – то, что брахман ни от чего не зависит и прежде всего финансово не зависит ни от кого. Не говоря уже обо всех остальных вещах, а так принцип обучения ведический – это значит принцип ачарьи. Человек должен быть совершенный во всех отношениях. Ученик изначально хочет увидеть в учителе совершенного человека. Я помню я в третьем классе заглянул в замочную скважину в учительскую и я увидел там свою учительницу, которую я очень любил как все дети, естественным образом они … Ну, по крайней мере в те времена, я не знаю как сейчас. Вот, и я увидел, что она курит. Для меня это было крушение просто, я месяц ходил сам не свой, я не мог поверить своим глазам, я думал: „Как же так?! Марья Степановна курит!” (смех) Для меня это было просто шоком совершенно. Потому что человек ожидает от учителя совершенства какого-то. Сейчас об этом речи никакой нет. Учитель может быть кем угодно, каким угодно негодяем, главное, что у него есть какое-то академическое знание и человека делают профессором не в соответствие с какими-то его моральными принципами, а в соответствие с тем насколько у него есть квалификация. Дома он может делать все, что хочет. Она вся порочная, ложная и она никогда не сможет порождать настоящих людей в результате этого.

Новосибирск (10.12.2008 г.) Бхагавад-гита, 2.48

Похожие записи