Анартхи

Анартхи, неблагоприятные качества


С каким сознанием рождается ребенок

Вопрос: ребенок рождается с чистым сознанием?

Ответ: нет! Ребенок не рождается с чистым сознанием. Если бы ребенок… зачем ему рождаться с чистым сознанием? Если бы он был с чистым сознанием, он бы здесь не рождался. И любой человек, если вы пойдете к хорошему астрологу, этот астролог вам скажет: «У этого человека такие-то, такие-то, такие-то заморочки. Такие-то, такие-то проблемы». Он родился здесь, потому что у него есть такие-то, такие-то желания. И просто со временем эти желания проявятся. Мы приносим свое сознание и в этом сознании есть груз определенный и есть некая развертка во времени, когда эта программа кармическая начинает разворачиваться. Вначале она просто еще не совсем развернута и поэтому кажется, что там ну вообще, ангелочек. Но проходит несколько лет и этот ангелочек превращается не понятно в кого. И не нужно думать, что это произошло случайно. Понятно, что какие-то факторы могут усугубить это или наоборот могут помочь ему как-то преодолеть что-то. Но груз у нас есть, багаж у нас есть. Определенный, конкретный. Если бы этого не было, то тогда бы гороскопы не работали, тогда бы все бы рождались с чистым гороскопом. Ни одной планеты нет. Представляете себе, так, и ни одной нет. Нет, у человека есть уже конкретная совершенно личность. (далее…)


Почему мы держимся за ложное эго?

Вопрос: может быть, мы за эго держимся, потому что думаем: мы так получаем больше?

Ответ: да, конечно! Не может быть, а именно так оно и есть. Мы держимся за свое эго и за все остальное, за что мы держимся, потому что мы привыкли, и мы получаем какие-то дивиденды от этого, мы получаем какое-то, что-то такое, какое-то удовольствие. Мы получаем одновременно с этим (так как это все ложная вещь), мы получаем с этим тумаки. И поэтому наша жизнь заключается в том, что бы попытаться избежать этого, но получается, не понимая, что они связаны друг с другом. Да, мы держимся за эго, потому что нам кажется, что оно нам что-то дает. Эго что дает человеку? В чем преимущество эго? В том, что человеку кажется, что у него сильное эго, то он защищен, некая броня. Никто не может, человек чувствует, что он беззащитен, если он как моллюск без раковины. Есть такое жёсткое ложное эго как некий моллюск. Как черепаха, которая чувствует себя тоже защищенной, потому что у нее панцирь.. Но мы знаем, что, в конечном счете, это некие тупиковые ветви эволюции, когда панцирь снаружи очень жесткий. Эволюция может нас многому научить. Человеческое тело оно мягкое и оно гораздо более гибкое. И все знают, что чем более гибкое тело человека, чем более гибкий позвоночник человека, тем более здоровый человек. Правильно? Йога говорит, что человек до тех пор не будет стареть, пока его позвоночник гнется. По этой причине мы кланяемся все время. Это помогает молодость сохранить. Вечную молодость. Вечную молодость. В этой жизни человек станет счастливым, удовлетворенным. У него будут очень глубокие, приносящие удовлетворение отношения с другими людьми. Люди будут понимать его, он будет понимать других людей. Он будет чувствовать себя очень сильно защищенным. Потому что защиту как раз дает не ложное эго, а отсутствие ложного эго. (далее…)


Как Вам удалось преодолеть свое ложное эго?

Вопрос: как Вам удалось преодолеть свое ложное эго?

Ответ: если б удалось, я бы не сидел перед вами! Но я стараюсь. Стараюсь. И для этого есть один единственный способ. Тут есть много разных аспектов этого, но, в конечном счете, мы должны служить. Мы служим другим, мы стараемся служить другим. Мы не принимаем в расчет хулу и похвалу. Хотя, конечно, хочется, что бы хвалили, ясное дело. Но, несмотря на это мы действуем. И каждое утро мы повторяем мантру. И повторяя мантру, мы медитируем на это. Поэтому Шрила Прабхупада переводил мантру именно таким образом. «О, мой Господь! О, энергия Бога! Пожалуйста, займите меня в служении себе!» Это самая могущественная медитация, которая может быть. Постепенно, постепенно эта медитация она становится, формирует наше «я» должным образом. Так что все возможности у нас есть для этого. Беда в том, что нам не очень этого хочется. И смысл этой лекции только в том, что бы еще раз напомнить всем, что это способ обрести счастье. Что все остальные попытки обрести счастье, они заранее обречены на неудачу. И в следующий раз, когда те же самые грабли ударят вас по лбу, вспомните (не полбу, а по ложному эго) вспомните о том, что я. Может быть, что-то не так делаю. Может быть есть какая-то системная ошибка, в том что я делаю. (далее…)


Как нам поступать и что делать, если мы чувствуем, что эта зависть по отношению к нам?

Вопрос: скажите, пожалуйста, вот Вы говорили про зависть, препятствие в духовной жизни. А как нам поступать и что делать, если мы чувствуем, что эта зависть по отношению к нам? Нам завидуют, как-то нам подражают, слишком многого от нас ожидают? Как правильно строить отношения с такими людьми, в частности, если мы пытаемся заботиться об этих людях? Как-то тяжело, не хочется отдавать много…

Это неизбежная вещь, и любой человек, любой родитель, любой учитель это знает и сталкивался с этим явлением, никто этого не избежал. И в сущности, нужно воспринимать это как стимул к тому, чтобы делать то, что мы делаем без привязанности. Понятно, что нам, когда мы делаем что-то заботимся о ком-то, хочется, чтобы отношения были идеальные. Чтобы мы с одной стороны делали то, что мы можем и должны делать в этих отношениях, и чтоб другие платили нам взаимностью, то есть вели себя соответствующим образом, как ожидается от них в той формуле что ли, которая была принята – я старший, он младший, я о нем забочусь, он меня слушает и смотрит мне в рот, и ценит, и делает то, что ему говорят. И эта идеальная ситуация, которая в реальности встречается, но не так часто (смех). Часто к этой идеальной ситуации примешивается, реальность вносит свои коррективы в эту идеальную ситуацию, и разные другие эмоции, чувства вмешиваются. Поэтому надо принимать это как некий повод для того, чтобы развить в себе отношение непривязанности к тому, что мы делаем. Мы делаем, мы заботимся о человеке, но при этом не расстраиваемся, если он ведет себя не совсем так, как нужно. Иногда будет боль, но ничего. Мы делаем это все равно, потому что мы делаем это для Кришны. Есть знаменитая эта молитва, делай это все, потому что это между тобой и Богом, все равно надо.
(Продолжение вопроса: А если вот эти же отношения, та же ситуация не в плане старший-младший, а в дружеских отношениях какую-то зависть чувствуешь. Как строить отношения в таком случае)?
Разные могут быть варианты. Если мы чувствуем зависть, то можно просто отойти на какое-то расстояние, потому что иногда именно на близком расстоянии зависть начинает проявляться сильнее. А если человек нам дорог, и мы сражаемся за него, то можно попытаться как-то вскрыть этот нарыв внутри, попытаться понять, почему это возникает. Часто из-за недоразумений. Самый простой и стандартный способ – отойти на какое-то другое расстояние, желать человеку добра на более безопасном расстоянии. (далее…)


Разница между грехом и оскорблением

Важный вопрос для человека и я думаю для многих. Потому, что этот вопрос практически буквально я слышал как минимум от двух-трех людей. «На протяжении нескольких лет в моей голове живет демон. Когда я приближаюсь к Божествам или Святым личностям, у меня возникают, мягко сказать, оскорбительные мысли. Причем, я их не хочу думать, они бегущей строкой сами возникают. Мне очень страшно и я боюсь нанести оскорбления, и мне иногда кажется, что с ума сойти можно. Чем сильнее я погружаюсь в практику, тем сильнее они «кричат». Гуру-махарадж, что делать, как справится с этим? Спасибо. Харе Кришна».

Почему я выбрал этот вопрос? Потому, что это хороший повод для того чтобы объяснить разницу между грехом и оскорблением. На сколько я знаю, только в нашей традиции проводится это тонкое различие между одним и другим. И грехи, строго говоря – это нарушение принципов шастр. Эти принципы зачастую имеют, как правило, практически в ста процентах случаев, отношение к благополучию нашего тела и ума. И не всегда, не в ста процентах случаев, имеют, так или иначе, отношение непосредственно к Богу и к нашим отношениям с Богом. То есть грех – это просто нарушение правил священных писаний, которое само по себе плохо, но не оставляет такого тяжелого следа и не заставляет человека отворачиваться от Бога. Это любопытная вещь и можно подумать над этим. Есть очень грешные люди, которые, тем не менее, готовы принять Бога и есть люди, даже чистые, ведущие, в общем-то, достаточно праведный образ жизни, которые очень сильно ненавидят Бога, отрицают Бога. И в этом, собственно, и заключается разница или проходит та грань между грехом и оскорблением. Оскорбление может тоже принимать форму нарушения принципов шастр, но его суть в том, что я, таким образом, отворачиваюсь от Бога. Я хочу забыть о нем, я хочу отвернуться, я хочу порвать с ним.

Я не признаю его, и чтобы подчеркнуть это свое непризнание и непринятие Бога, я нарушаю принципы шастр или употребляю наркотики или еще что-то такое. А есть люди, которые делают тоже самое, но при этом остаются невинными. И когда речь идет просто о грехе человек по слабости или по каким-то другим вещам нарушает принципы священных писаний. Это, безусловно, плохо сказывается на его теле, на его уме и даже, в общем-то, плохо сказывается на его возможностях общаться с Богом. Но, тем не менее, их очень легко преодолеть. Эти тенденции преодолеть не трудно, а вот оскорбительную природу преодолеть очень трудно. Эта оскорбительная природа есть у каждого из нас. Она может принимать крайние формы. А то, что описано здесь – это достаточно крайняя форма, когда есть вот это вот накопленное оскорбление, багаж оскорблений, принесенный из прошлой жизни. Оскорбительные тенденции по отношению к святому, по отношению к Богу. И собственно, что делать в этой ситуации? Надо просто продолжать. Я понимаю, что это может не успокоить, но на самом деле в этом утверждении, в этом совете есть глубокий смысл. Надо не давать волю своей оскорбительной природе. (далее…)


Как избавиться от зависти?

Как избавиться от зависти я вам скажу прямо сразу. Простая вещь, самая простая из всего того, что я буду говорить. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур объясняет это в комментарии ко второму стиху «Шримад Бхагаватам», где Шрила Вьясадева говорит как раз эту вещь:

дхармах проджджхита-каитаво `тра
парамо нирматсаранам сатам
ведйам ваставам атра васту
шивадам тапа-трайонмуланам
шримад-бхагавате маха-муни-
крте ким ва параир ишварах
садйо хрдй аварудхйате `тра
кртибхих шушрушубхис тат-кшанат (ШБ1.1.2)

Вьясадев говорит, что если тот, у кого нет зависти, то, как только у него появляется в сердце желание послушать «Шримад Бхагаватам», сразу же Кришна становится пленником его сердца.

хрдй аварудхйате, это буквально значит, это удивительный эффект «Шримад Бхагаватам»: Кришна становится узником нашего сердца. Абсолютно свободный Кришна, Он появился в тюрьме, правильно? Тюрьма – это место полного абсолютного контроля над людьми. Полной абсолютной несвободы. Когда Кришна там появился, что с тюрьмой случилось? Засовы открылись, охранники заснули, цепи упали, все раскрылось. Не случайно эта история там есть. Она показывает, насколько Кришна свободен. Даже если Он в тюрьме появляется, Он сразу же выходит на свободу. Но второй стих «Шримад Бхагаватам» говорит: садйо хрдй аварудхйате, Кришна оказывается пленником по своей воле, в сердце человека, который просто шушрушубхих, просто хочет услышать «Шримад Бхагаватам», если у того нет зависти.

(далее…)


О сектанстве внутри нас

Вопрос: У меня вопрос, который касается первого блока. (Не слышно.)

БВГ: Прежде всего, сектантское настроение, или вот эти проявления сектантства: агрессивность, фанатизм, пренебрежительное отношение к другим, отсутствие уважения – это следствие слабой веры и инстинктивного желания защитить эту слабую веру с помощью каких-то таких внешних вещей. Собственно, самым лучшим средством является укрепление веры: если вера будет сильная, то у нас не будет потребности проявлять эти странные формы поведения, мы сможем уважительно относиться к другим; мы не будем бояться, если будут говорить что-то, задевающее наши чувства, мы сможем людей ставить на место. Собственно, всегда все проблемы человека – из-за одной вещи: из-за какой-то внутренней неуверенности, из-за страха, из-за чувства какой-то незащищенности… Люди все глупости делают из-за этого. И проявление сектантства – это тоже специфическая форма некой внутренней незащищенности, или неуверенности, вот в этой сфере. Когда человек уверен внутри, то у него нет необходимости всем доказывать, что это самое лучшее, ненавидеть других или какие-то совсем уж дурацкие вещи делать (как, к сожалению, принято в некоторых религиозных ответвлениях), ругаться с другими… Потому что мы можем видеть… Парадоксальная вещь! И это – самое печальное, что есть: упрек, который выдвигают атеисты против всех религий – то, что вы все говорите о мире, о любви, о благоденствии, но в то же время религия, пожалуй, больше всего раздоров внесла в этот мир. И Шрила Прабхупада именно таким образом формулирует первую цель ИСККОН: он хочет, чтобы ИСККОН, проповедуя некие универсальные духовные принципы, смог примирить противоборствующие силы. Но мы, к сожалению, видим, что мы не можем эти противоборствующие силы примирить даже внутри, не говоря уже о том, чтобы примирять их снаружи. Почему? Именно потому, что мы по-прежнему мыслим на уровне вот этой дуальности: хорошо – плохо, люблю – не люблю, мое – чужое. Если человек утвердился в каком-то другому взгляде, когда нет аханкары, ложного эго, нету этого «мое» (потому что продолжением «я» всегда является «мое») и когда человек видит, что есть Бог и мы все – частицы Бога, и, проявляя любовь к Нему, я должен проявлять ее ко всем остальным, не осуждая никого, не измеряя никого… То есть, иначе говоря, когда люди достигают уровня ништхи, смирения и терпения, тогда они перестают быть сектантами. До ништхи мы все немножечко сектанты. 

(далее…)


Критерии видения человека, свободного от анартх

Скажите, пожалуйста, как узнать человека, свободного от анартх?

Ответ: Шрила Рупа Госвами дает определение такого человека, свободного от анартх…  Если вы найдете человека, который свободен от склонности оскорблять других, ругать, осуждать других, просто дурно говорить о другом человеке, то это самая яркая характеристика того, что анартхи в значительной степени ушли. Потребность дурно говорить о других, злословить вызвано нашими анартхами, комплексом неполноценности, непониманием того, что мы сами не очень высоко находимся, и у нас появляется психологическая потребность опустить всех остальных, чтобы мы не очень выделялись, поэтому это самый надежный принцип. Поговорите с человеком, если вы заметите в нем эту навязчивую потребность дурно говорить о других, то это верный признак того, что анартхи есть.

(далее…)


Как устранить тенденцию наслаждаться материей?

вопрос, самый сложный: Что делать с вожделением, если много лет практикуешь, занимаешь свою природу, а оно все равно остается, и хоть бы что. Уже многое связывает с Кришной, но этот вкус материальных наслаждений все еще остается. Дайте, пожалуйста, совет, или какую – то практику как устранить эту тенденцию наслаждаться материей?

Ответ: Можно давать ответ на разных уровнях. Если давать ответ на самом высоком уровне, то, конечно же, эта тенденция остается, потому что по – прежнему остается отождествление себя со своим телом. Отношения с Кришной могут быть, стремление к Кришне может быть, одновременно с этим у нас по – прежнему остается очень крепкая самбандха с телом. Когда эта связь с телом ослабнет за счет того, что отношения с Кришной станут сильнее, то пропорционально этому будет ослабевать и проблема, вызванная материальным телом и умом. Поэтому на самом высоком уровне есть только одна единственная вещь ─ это постоянно пытаться укреплять эту духовную связь, духовную природу. Когда мы читаем книги, когда мы думаем, когда мы проповедуем, все это укрепляет нашу духовную природу. Когда мы оскорбляем вайшнавов, духовного учителя, Божества, ─ это все ослабляет нашу связь, или наоборот усиливает материальную природу, отождествление себя с материей.Практики можно давать, есть йоговские практики, которые помогают в этом, но это, в конце концов, всего лишь навсего ─ костыли, не нужно придавать им слишком большого значения. Единственное, что можно сказать, если говорить о практике, то это посоветовать найти очень близкое общение с другими людьми.Вожделение это, или сила вожделения, влияние вожделения на нас, определяется тем, насколько мы не получаем определенного вкуса.

(далее…)


что делать если мы испытываем зависть?

Вопрос: Приходя в храм, возникает оскорбительное умонастроение, а иногда и зависть ─ что мне делать?

Ответ: Оскорбительное настроение и есть зависть. Это проявление очень глубоко сидящей проблемы в нас. И решение, конечно же, одно ─ поменять зависть на служение, зависть на любовь. Мы меняем зависть на любовь сознательно, вступая в отношения служения с людьми, с которыми встречаемся в храме. И начать это служение можно с того, чтобы думать об этих людях, прославлять их в уме, или прославлять их словами, в конце концов, делать что – то для них.Иногда, если какой – то человек в силу тех или иных причин (это практически неизбежно в этом мире) очень сильно раздражает нас, нужно отдалиться от него на безопасное расстояние на котором мы не чувствуем этого раздражения и одновременно с этим реально прославлять этого человека в уме, стараясь видеть его служение. В целом, это попытка сознательно увидеть служение другого человека, и качество, которое он прославляет в этом служении, есть самое главное усилие в садхане – общение с другими людьми, или в Садху – санге.

(далее…)