Обида


Вопрос: Есть проблема у преданного – он обижается. Или он обижается сам по себе…

Ответ: Бывают обидчивые люди. Бывают, что мы не оскорбляли, а он обижается. Но все равно, нужно попросить прощения. То есть, что касается нас, для себя мы должны понимать: «Я не должен обижаться!» Обида – это не конструктивное чувство. Обида… Когда человек обижается, ему хочется ребенком побыть. Все. Ну, мы слабые, и нам хочется, иногда человеку очень хочется стать слабым ребенком, и он обижается. Если он сильный или если он мужественный, он поймет, себе все объяснит и скажет, что обижаться не из-за чего, в сущности. Дети обижаются, взрослые люди не обижаются. Взрослые люди учатся.

Это две формы реакции на неблагоприятные ситуации, которые с нами происходят. Взрослый человек учится. Он понимает, что эта ситуация для меня нужна была, потому что что-то у меня не так. Ребенок (а мы все внутри дети), и нам всем иногда хочется, иногда просто надоело уже, ну, сколько можно, невозможно, я, в конце концов, тоже ребенок. Дайте мне немного поплакать! Так? И обидеться на весь мир. И все обижаются. Так в детстве ребенок, когда обижается, он залезает под стол и думает: «Вот умру, будут знать! Но поздно будет!»
Иногда, когда мы вырастаем, мы позволяем себе ту же самую логику примерно.

Поэтому обижаться не нужно. И люди чрезвычайно обидчивые – это люди, которые не выросли. Есть такая категория людей, у них очень большое эго и вообще, как ни целься, все равно попадешь. Причем в яблочко. В самое чувствительное место. Бывает.
Если это про нас, то нужно попытаться избавиться от этого. Но если про других, если мы почувствовали, что мы кому-то боль принесли, – ничего страшного нет, если подойти и попросить прощения. Ну, у разных людей разный порог боли или порог чувствительности. Если это означает чувствительность, то почему не попросить прощения?

– Мы обычно учимся уважению…

– Самый лучший способ перенести боль, самым лучшим анестетиком, который нам Кришна дал, – он встроенный в нас, способ боль пережить или переварить как-то, – является разум. И надо дождаться, когда боль немножечко утихнет и рассмотреть все это хладнокровно, со стороны, и увидеть в этом какие-то свои проблемы, которые обнажились во всей этой ситуации. И потом можно подойти к Кришне и сказать: «Кришна, я понял».
И когда человек избавляется от этого, таким образом, с помощью какого-то разума, работы разума над этим, и ему становится легче. Вещи, которые раньше его обижали или забивали, перестают его обижать или забивать, он начинает смотреть на них спокойно.

Так что надо работать. Разум – это единственный способ, с помощью которого боль можно переварить. Когда мы отключаем разум и кричим: «Нет! Все! Хватит! Надоело! Я не могу! Сколько можно?!», то только хуже становиться. Если мы говорим: «Все, спокойно! Нечего, хватит! Все! Ничего страшного не произошло! Тоже мне, разнюнился тут! Жизнь продолжается! Никто тебе ничего не должен! Я всем должен!» – ну, все можно, все можно пережить, следа не останется.

Но что мы выучим при этом? При этом мы выучим: если нам причинили какую-то боль, мы научимся, как не причинять эту боль другим. Если мы при этом как следует проанализируем. Если нас не заметили, и мы эту боль пережили по-настоящему, то мы будем замечать других, радовать других. Мир этот замешан на боли, потому что тут мало любви. Но общество преданных должно стать оазисом, в котором другие законы действуют.

Диск 120, л.5

Похожие записи