Работа над анартхами в позитивном ключе….


ВОПРОС: Дорогой Гуру Махарадж, скажите пожалуйста, как избавиться от анартх, особенно тонких? Раньше у меня было представление, что если ты осознал анартху в себе, честно признался себе, что она у тебя есть, искренне понимаешь, что это качество тебе не нужно, что это тормоз на духовном пути, то после этого анартха обязательно уходит. Однако я, к сожалению, убеждаюсь, что всё не так просто. Периодически Кришна создаёт ситуации, внутренние реакции, на которые показывают, что твоя любимая анартха по-прежнему с тобой, что ты не избавился от неё полностью. Получается, что ты так и не научился вести себя согласно тем ценностям, которые вроде бы принял всем сердцем. Означает ли это, что на самом деле, ты не готов расстаться с этой анартхой, возможно боясь потерять какое-то наслаждение [или, я бы сказал, преимущество] которое она даёт. Стоит ли сосредотачиваться на негативе, постоянно анализировать свои мотивы и реакции, или надо просто продолжать духовную практику, меньше думая о себе, больше думая о Кришне, надеясь на Его милость.

 
БВГМ: Хорошо. Относительно анартх. Увидеть анартху – это первая вещь, первый этап. Но не нужно думать, что она исчезнет сама от того, что мы один раз увидели её, или почувствовали, каким образом она проявляется. Что такое сознание Кришны? Сознание Кришны – это способность действовать сознательно. Что такое анартхи? Анартхи – это наши бессознательные реакции на какие-то события. Реакции, которые мы выработали в себе в течение долгих-долгих лет, приспосабливаясь к этому материальному миру, находясь здесь, пытаясь, так или иначе, получить какую-то выгоду или наслаждаться здесь в материальном мире. И собственно, вся практика сознания Кришны заключается в том, чтобы перевести своё поведение из бессознательной сферы в сферу сознательного. Сфера сознательного – значит я понимаю, каким образом я действую, я знаю, на каких принципах, на каких ценностях моя деятельность основана. Иногда у людей естественным образом бессознательные реакции соответствуют высоким принципам. Так или иначе, это результат какой-то практики в прошлой жизни, духовной практики из прошлой жизни. И даже у нас мы можем видеть, что какие-то наши бессознательные реакции являются хорошими, правильными. Например, желание помочь какому-то другому человеку, если он попал в беду. Если у нас появляется эта реакция – это значит, что мы уже какую-то привычку или какую-то правильную сознательную реакцию мы в себе развили.

Работа над анартхами – это, собственно, перевод каких-то бессознательных реакций в сферу сознательного, попытка действовать в соответствии с высокими принципами и ценностями сознания Кришны. Реально это означает очень простую вещь. Шри Чайтанья Махапрабху объясняет, каким образом ведёт себя человек, который преодолел анартхи, по крайней мере, большую часть анартх. Он объясняет это в третьем стихе «Шикшаштаки»: тринад апи суничена, тарор апи сахишнуна, аманина манадена, киртания сада хари. Работа над анартхами – не значит самокопание, не значит постоянное сосредоточение на себе, – это неправильно. Работа над анартхами означает, что мы развиваем в себе эти четыре качества: смирение, терпение, уважение к другим и независимость от того, уважают нас или нет. Это, собственно, основная наша работа над всеми анартхами. Специально Шри Чайтанья Махапрабху сделал эту формулу очень простой и легко запоминающейся. Гордыня будет вылезать у нас, мы, тем не менее, сознательно работаем над тем, чтобы быть смиренными. В какой-то момент, когда в основном большая часть анартх уйдёт, мы будем естественным образом вести себя так. Это называется ништха, когда вера будет очень сильной и вкус будет постоянным. Вкус не будет флуктуировать, уходить, меняться, он будет постоянно поддерживать нас.

Сейчас, работая над анартхами, я работаю в основном над развитием этих четырёх качеств. Одновременно с этим, делаю упор на смирение и терпение, потому что, для того чтобы избавиться от анартх, нужно терпение, безусловно. Шрила Санатана Госвами в «Хари-бхакти-виласе» объясняет, что пратиштха или желание каких-то почестей уходит последним. Даже когда большая часть анартх ушла, нам всё равно хочется получить почести за своё преданное служение, чтобы нас уважали, почитали. Это вещь последняя, она уходит даже не на уровне анартха-нивритти и даже не на уровне ништхи. Но ништха – значит, мы смиренно и терпеливо продолжаем своё служение, служим преданным, уважаем преданных и стараемся (как правильно говорится в этом замечательном вопросе) сосредотачиваться на Кришне, надеясь на Его милость, поменьше думая о себе. Гуру Махарадж так определяет смирение: «Смирение – не значит думать о себе хуже, смирение – значит думать о себе меньше». Вот, собственно, и всё. Это формула избавления от анартх.

Это принцип — чтобы нам достичь следующей ступени, эта следующая ступень должна стать нашей сознательной практикой. Как на уровне анартха-нивритти, если мы сознательно избавляемся от анартх, мы практикуем качества, которые описаны в третьем стихе «Шикшаштаки», являющемся описанием ништхи. Соответственно, если мы хотим получить вкус, достигнув уровня ручи, мы должны будем практиковать качества, о которых Шри Чайтанья Махапрабху говорит в четвёртом стихе «Шикшаштаки». На этом уровне они для нас являются практикой. И когда эта практика становится реальностью, реальностью нашего сердца, реальностью нашего сознания, соответственно, мы достигаем этого уровня и можем ставить перед собой следущие цели. Вот примерно такая формула.

Вебинар для южного региона 1.02.2014

 

Похожие записи