Анартхи

Анартхи, неблагоприятные качества


что делать если мы испытываем зависть?

Вопрос: Приходя в храм, возникает оскорбительное умонастроение, а иногда и зависть ─ что мне делать?

Ответ: Оскорбительное настроение и есть зависть. Это проявление очень глубоко сидящей проблемы в нас. И решение, конечно же, одно ─ поменять зависть на служение, зависть на любовь. Мы меняем зависть на любовь сознательно, вступая в отношения служения с людьми, с которыми встречаемся в храме. И начать это служение можно с того, чтобы думать об этих людях, прославлять их в уме, или прославлять их словами, в конце концов, делать что – то для них.Иногда, если какой – то человек в силу тех или иных причин (это практически неизбежно в этом мире) очень сильно раздражает нас, нужно отдалиться от него на безопасное расстояние на котором мы не чувствуем этого раздражения и одновременно с этим реально прославлять этого человека в уме, стараясь видеть его служение. В целом, это попытка сознательно увидеть служение другого человека, и качество, которое он прославляет в этом служении, есть самое главное усилие в садхане – общение с другими людьми, или в Садху – санге.

(далее…)


Гордыня и чувство собственного достоинства

Вопрос: где в поведении девушки защита собственного достоинства, а где – защита гордыни? В чем гордыня, а в чем – чувство достоинства? Как это человеку увидеть внутри себя и как это видно со стороны? Отличается ли ответ на этот вопрос для женщины и для мужчины?

Ответ: Если чувство собственного основано на нашем понимании своей духовной природы и принадлежности к Богу, а не на так называемых достижениях, успехах и победах, одержанных нами в этом мире, то это подлинное чуство собственного достоинства. Гордыня основана на моей принадлежности к миру материи, а чувство достоинства — на моей принадлежности к миру духа. Достоинство подразумевает осознание своей высшей природы. Это чувство достоинства может очень по-разному проявляться внешне, в нашем поведении. Но есть одно разительное отличие достоинства от гордыни — достоинство имеет опору внутри и потому не нуждается в том, чтобы для своего утверждения опускать других, а гордыня всегда требует принижения других.

(далее…)


Критическое умонастроение и хорошие качества..

ВОПРОС: Как, общаясь с близким по духу преданным, не перенять критическое умонастроение, которое у него есть, помимо множества хороших качеств?

БВГМ: Прежде чем общаться с каким-то человеком, даже если он, на первый взгляд, очень близок нам по духу, нужно убедиться в том, что у него нет критического умонастроения. Если оно есть, то одно это качество, как бы он ни был близок нам по всем остальным параметрам, дисквалифицирует его для того, чтобы поддерживать с ним какие-то отношения. Критическое отношение, кому это нужно? Зачем вам нужны все эти странные комплексы? В этом нет необходимости.

Весь даршан читайте по ссылке:

(далее…)


Работа над анартхами в позитивном ключе….

ВОПРОС: Дорогой Гуру Махарадж, скажите пожалуйста, как избавиться от анартх, особенно тонких? Раньше у меня было представление, что если ты осознал анартху в себе, честно признался себе, что она у тебя есть, искренне понимаешь, что это качество тебе не нужно, что это тормоз на духовном пути, то после этого анартха обязательно уходит. Однако я, к сожалению, убеждаюсь, что всё не так просто. Периодически Кришна создаёт ситуации, внутренние реакции, на которые показывают, что твоя любимая анартха по-прежнему с тобой, что ты не избавился от неё полностью. Получается, что ты так и не научился вести себя согласно тем ценностям, которые вроде бы принял всем сердцем. Означает ли это, что на самом деле, ты не готов расстаться с этой анартхой, возможно боясь потерять какое-то наслаждение [или, я бы сказал, преимущество] которое она даёт. Стоит ли сосредотачиваться на негативе, постоянно анализировать свои мотивы и реакции, или надо просто продолжать духовную практику, меньше думая о себе, больше думая о Кришне, надеясь на Его милость.

 
БВГМ: Хорошо. Относительно анартх. Увидеть анартху – это первая вещь, первый этап. Но не нужно думать, что она исчезнет сама от того, что мы один раз увидели её, или почувствовали, каким образом она проявляется. Что такое сознание Кришны? Сознание Кришны – это способность действовать сознательно. Что такое анартхи? Анартхи – это наши бессознательные реакции на какие-то события. Реакции, которые мы выработали в себе в течение долгих-долгих лет, приспосабливаясь к этому материальному миру, находясь здесь, пытаясь, так или иначе, получить какую-то выгоду или наслаждаться здесь в материальном мире. И собственно, вся практика сознания Кришны заключается в том, чтобы перевести своё поведение из бессознательной сферы в сферу сознательного. Сфера сознательного – значит я понимаю, каким образом я действую, я знаю, на каких принципах, на каких ценностях моя деятельность основана. Иногда у людей естественным образом бессознательные реакции соответствуют высоким принципам. Так или иначе, это результат какой-то практики в прошлой жизни, духовной практики из прошлой жизни. И даже у нас мы можем видеть, что какие-то наши бессознательные реакции являются хорошими, правильными. Например, желание помочь какому-то другому человеку, если он попал в беду. Если у нас появляется эта реакция – это значит, что мы уже какую-то привычку или какую-то правильную сознательную реакцию мы в себе развили.

(далее…)


Зависть

ВОПРОС: Я чем больше читаю книги Прабхупады, тем более такие как «Нектар преданности»,  очень больно осознавать что, чем больше я узнаю про Кришну,  тем сильнее я Ему завидую. И мне бывает очень тяжело, но я не могу ничего с этим поделать.  Может подскажете. Зависть, ну просто, вырывается.

БВГ: Это неминуемый этап самопознания, потому что зависть изначально у нас у всех есть, просто человек не отдает себе отчета в этом до поры до времени. И, чтобы уничтожить в себе какое-то качество, нужно сначала  его увидеть. Я не смогу по-настоящему исправить свое сердце если я не вижу. А как правило у человека работают очень мощные механизмы самообмана, когда он объясняет себе, что он хороший, что он хорошо живет, что у него все замечательно. Когда он сталкивается с духовной практикой, то он оказывается перед зеркалом в первый раз, где он себя по-настоящему в первый раз видит. До этого он смотрелся в зеркало собственного ума и в зеркале ума он был очень нарядным, красивым, с гирляндой. Иногда нам бывает больно оказываться рядом с очень чистым человеком  именно потому, что, оказываясь рядом с ним, мы отчетливее ощущаем свое собственное состояние. Поэтому это больно. Это сладкая боль, потому что нам все равно приятно находиться в таком обществе, но тем не менее больно. Поэтому нет ничего плохого в том, что ты это ощущаешь,  она всегда была у нас эта причина, по которой мы здесь находимся.

(далее…)


О привязанности

Вопрос: зачем Арджуна убивал для Кришны?

Ответ: Арджуна не убивал для Кришны. Что он делал? Арджуна убивал, потому что это был его долг. И если кшатрий убивает, исполняя свой долг, то тогда на нем не будет греха. Если люди не понимают этого, то это говорит о наличии привязанности в их сердце. Где есть привязанность — будет неприязнь, где есть любовь – будет ненависть. Кришна говорит Арджуне, что он должен в первую очередь избавиться от привязанности в своем сердце. Кришна говорит, что если человек действует с привязанностью, то тогда он виноват и навлекает на себя последствия. Насилие было в сердце Арджуны изначально, потому что он кшатрий. Если бы перед ним были не его родственники и учителя, он бы убивал без сомнения. Кришна говорит ему, что он должен избавиться от насилия в своем сердце. Если вы убиваете, и делаете это из привязанности к своим родственникам, то вы будете виноваты.

(далее…)


Оскорбления и гуны

Вопрос: по идее наша традиция подразумевает тщательные попытки избегать оскорблений, а преданное служение в гунах, так как мы сегодня рассмотрели, оно по определению влечет за собой оскорбления. Где момент перехода, поскольку мы знаем, что определенный критический порог оскорблений приводит нас к тому, что мы вынуждены отказываться от своего преданного служения, то есть прекращать практику, где этот порог определенный, то есть за счет чего мы все-таки трансформируемся, раз … Кришна трансформирует наше служение в гунах в чистое преданное служение? В отсутствие мотивов или же мы уходим, то есть …

Ответ: Суть в том, что мой ум может находиться в этих гунах, я сразу трансцендентным не стану, но если я по парампаре получил это желание служить Кришне чисто, то я смогу служить Кришне чисто, у меня будет одна единственная цель все равно. Все остальное так или иначе будет само собой делаться, но моя основная цель будет все равно … Как Кришна говорит (Б.-г., 9.30) апичет судурачаро бхаджате мам ананйа-бхак садхур эва смантавйах – даже если человек совершает какие-то жуткие вещи, все равно его нужно считать преданным, если у него одна единственная цель. Этот человек он чистый преданный, потому что у него одна единственная цель, он не ставит сознательно всех остальных целей в своем преданном служении. У него цель одна и хотя он еще сам не очистился, он все равно чистый преданный, потому что у него устремления одни. В этом случае ему нужно стараться избегать оскорблений, тогда он не падет. А тут эти люди, Шрила Прабхупада объясняет, когда они достигают своих целей, они перестают Кришне служить. А зачем? Или не достигают и тоже перестают, разочаровываются. Это разные немножечко вещи. Тут человек делает это, но у него цель – он может даже толком не осознавать – но у него цель вне так сказать категории чистого преданного служения. Если моя цель чистая, то мое служение будет чистым. В этом случае я получил эту цель по парампаре и если я достаточно внимателен, я буду читать, я буду …. Как несколько стихов спустя Капиладев очень интересную вещь скажет: как происходит процесс очищения?

(далее…)


Причина пороков человека

Вопрос: В Библии написано, что мы имеем образ и подобие Бога Всевышнего, но с другой стороны, в человеке заложено слишком много пороков, от чего это?

БВГМ: Я слышал объяснение этого от людей, которые глубоко изучают христианство, там очень интересно написано, что человек… Там есть некая деталь любопытная, в этом утверждении библейском: там говорится, что человек задуман, и я не буду сейчас гарантировать какую-то буквальную точность, но смысл в том, что человек задуман по образу и подобию Бога, но создан только по Его образу, но не по Его подобию. (смех) И где-то там есть, можно наверняка найти это…

Смысл этого в том, что пороки человека или изъяны человеческие – причина пороков человека и изъянов человеческих именно в том, что он отвергнул свои отношения с Богом. И он сам пытается стать Богом. И в результате этого он вступает… сама по себе эта позиция, это положение человека, она уже ущербна. И эта ущербная позиция, и попытки наши достичь невозможного заведомо, они приводят к формированию массы пороков и ложных качеств.Вот, в основе всего этого лежит зависть. Зависть по отношению к Богу. Я не Бог сам, но мне не хочется быть главным, мне хочется быть первым. И я пытаюсь реализовать это свое желание в какой-то ограниченной сфере материального творения. И в попытках реализовать это свое порочное желание я приобретаю множество других пороков. Таким образом, я отвергаю свое подобие с Богом. Подобие или единство с Богом приходит, когда я занимаю правильное место в своих отношениях с Богом, то есть место слуги. Признаю это, принимаю и отвергаю зависть, которая порождает все остальные пороки. Все пороки из-за зависти. Зависть – это ади-порок, ади-доша, изначальный изъян. Ну, вот.

(далее…)


Обида

Вопрос: Есть проблема у преданного – он обижается. Или он обижается сам по себе…

Ответ: Бывают обидчивые люди. Бывают, что мы не оскорбляли, а он обижается. Но все равно, нужно попросить прощения. То есть, что касается нас, для себя мы должны понимать: «Я не должен обижаться!» Обида – это не конструктивное чувство. Обида… Когда человек обижается, ему хочется ребенком побыть. Все. Ну, мы слабые, и нам хочется, иногда человеку очень хочется стать слабым ребенком, и он обижается. Если он сильный или если он мужественный, он поймет, себе все объяснит и скажет, что обижаться не из-за чего, в сущности. Дети обижаются, взрослые люди не обижаются. Взрослые люди учатся.

Это две формы реакции на неблагоприятные ситуации, которые с нами происходят. Взрослый человек учится. Он понимает, что эта ситуация для меня нужна была, потому что что-то у меня не так. Ребенок (а мы все внутри дети), и нам всем иногда хочется, иногда просто надоело уже, ну, сколько можно, невозможно, я, в конце концов, тоже ребенок. Дайте мне немного поплакать! Так? И обидеться на весь мир. И все обижаются. Так в детстве ребенок, когда обижается, он залезает под стол и думает: «Вот умру, будут знать! Но поздно будет!»
Иногда, когда мы вырастаем, мы позволяем себе ту же самую логику примерно.

(далее…)


о честности

ВОПРОС: Вот эта честность, это качество характера определенного человека? У каждого есть свобода выбора?

БВГ: Честность ни у кого нет. Мы тут все обманщики.

(далее…)