Гуру и ученик

Взаимоотношения между гуру и учеником


Что собой олицетворяет духовный учитель?

Ответ: Духовный учитель олицетворяет собой благо, он своим поведением показывает ученику, как нужно вести себя. Соответственно, он ему говорит, что такое хорошо, что такое плохо. Уважение, почтение, преклонение перед духовным учителем делают человека открытым к восприятию его указаний. Принципы обучения, о которых мы уже упоминали, начинаются с того, что человек живет у духовного учителя, кланяется ему, служит ему, и все это делает ученика восприимчивым для того, чтобы принять от гуру какие-то указания, чтобы не ставить под сомнение все, что он говорит. Если говорит, что это хорошо, а это плохо, то мы принимаем его наставления, мы действуем в соответствии с ними. Мы послушны ему, мы покорны. Он есть внешнее олицетворение нашего разума, он задает нам направление. (далее…)


Бхакти — судурлабха

Вопрос: Мы делаем это ради того, чтобы обрести бхаву или экстатическую любовь. Если экстатическая любовь не приходит, то можно впасть в тоску, потому что мы как бы ради этого действуем? Как защититься от такой тоски?

Ответ: Поэтому во-первых, с самого начала, Рупа Госвами, объясняя все это, говорит: бхава – это очень редкая вещь и он объясняет две причины почему она редкая, судурлабха: садхана огхаир анасангаир налабхйа сучирад апи – он говорит, что если человек занимается садханой, но при этом у него нет сильной привязанности к этой садхане, то он не сможет в процессе садханы достичь уровня бхавы. Поэтому он с самого начала говорит, что бхава – это хорошая вещь, но достичь ее редко можно. Понятно, что это не утешительное утверждение. Но можно, она достижима. Это первая причина, по которой она редко приходит – потому что у нас нет сильной привязанности, а вторая причина – то, что бхава приходит не по нашей воле, а по милости Кришны. Если мы завязываемся на этот результат, то значит, что мы что-то неправильно делаем, потому что чтобы обрести бхаву, я должен быть привязан к своей садхане. Не к результату этой садханы, а к самой садхане, к самой деятельности. И как Рупа Госвами говорит в этом стихе, садхана огхаир – если я занимаюсь очень большим количеством садханы – много кругов повторяю, Туласи ращу, ей каждые 15 минут арати делаю, служу Божествам, книги распространяю, готовлю, – все, что угодно делаю … Садхана огхаир значит я много всего делаю в преданном служении, но при этом у меня нет сильной привязанности или сосредоточенности, а когда я не привязан к какой-то деятельности, я не могу быть на ней как следует сосредоточен, то тогда налаббхйа сучирад апи – человек ничего не получает от нее, даже если он делает ее в течение очень долгого времени, сучирад апи. (далее…)


О ложном эго

Вопрос: Вы очень хорошо описали ложное эго и сказали, что пока оно у нас есть, мы не сможем вернуться в духовный мир. Мы стараемся от него избавиться… Хорошая часть тоже не помешает?

Ответ: Нет, хорошая часть не  помешает, не надо бояться. Наши ачарьи объясняют, что у души всегда есть эго. Они говорят, что у Бога есть эго, Он – вибху-чайтанья, и у души есть эго, она —  анна-чайтанья. Душа значит сознание, сознание значит эго. Всегда, так как у меня есть сознание, у меня есть сознание того, что я есть. Теперь, если мое эго не ложное, если я не пытаюсь его раздувать, а эго в соответствии с тем положение, которое я занимаю – это эго не мешает мне развивать мне мое истинное эго, эго слуги. Наоборот, оно помогает. То, что я говорил, я объяснял, что Кришна в конце концов хочет, чтобы мы развили в себе эго слуги, то есть действовали как слуга и это эго, которое остается у меня в духовном мире. Потому что если в духовном мире у меня не будет эго, я тоже не буду знать что делать. Когда учитель, есть эта система экадаши-бхавы, которая называется сиддха-пранали, когда существовала эта система когда-то, и учитель открывал экадаши-бхаву. Он, по сути дела, открывал человеку его эго в духовном мире. Экадаши-бхава значит одиннадцать настроений, в соответствии с которыми человек служить Кришне в духовном мире. У каждого живого существа есть свабхава или его настроение в служении Кришне, или сварупа. Так что, эго нам не помешает. Когда у нас есть правильное эго, оно настраивает нас или помогает нам осознать себя слугой даже здесь. Правильное эго значит, что я слуга: я слуга своих детей, я слуга своей жены.

Как Гауракишор Дас Бабаджи говорил. К нему пришел один новобрачный и  говорит: „Дайте нам благословения на счастливую семейную жизнь.” Он говорит: „Сейчас дам, сейчас объясню. Значит так, каждый день ты должен приходить, ты должен делать арати своей жене, ты должен кормить ее, а потом есть объедки от своей жены. Если ты будешь так делать, то твоя семейная жизнь будет счастливой.” (смех) Почему? Потому что ты будешь слугой. Потому что когда мы женимся, особенно, мы думаем: „Счас, наконец-то! Наконец-то она узнает кто в доме хозяин! Наконец-то я у меня будет возможность проявить свое желание властвовать!” А когда у меня есть истинное эго, правильное скажем так, пусть оно даже ложное, потому что оно так или иначе связано с моим телом или с моим физическим положением, оно не мешает мне, потому что оно помогает мне почувствовать себя слугой.

 

(далее…)


Важность наставника

Вопрос: Добрый вечер. Спасибо за лекцию. Вы сказали одну очень важную вещь это об ошибках, которые нас подстерегают на пути. Вы сказали только об одной и самой главной, я бы хотел вас попросить чуть-чуть расширить тему, чтобы знать к чему готовится в дальнейшем.

БВГМ: Ошибок много. Для этого наставник нужен, если наставник будет, то можно будет избежать очень многих детских ошибок, и в принципе для того, чтобы любую дисциплину освоить, нужен наставник. Может человек сам стать очень хорошим пианистом, даже очень талантливый, никогда. Может человек сам стать очень хорошим шахматистом? Даже у чемпионов мира есть свои тренера, которые их тренируют, которые показывают им что-то, или какие-то секреты дают. Скажите, как по вашему, что сложнее, служить Кришне или играть в шахматы? Кришна личность, понять Его как личность не так-то просто. Поэтому нам нужен наставник, его основная роль, чтобы уберечь нас от каких-то основных ошибок. И основные ошибки в общем-то, они к двум категориям относятся. Либо это ошибка, либо мы заваливаемся в карму, либо мы заваливаемся в гьяну. Либо мы заваливаемся в желание получить что-то для себя, и извлечь какую-то выгоду из того, что мы делаем, либо мы заваливаемся в желание избавиться от страданий, и получить освобождение некое. И они могут быть разной степени грубости. Они могут быть очень грубыми, очевидными, и они могут быть достаточно тонкими, на уровне нюансов нашего отношения к практике, или еще что-то такое. Я говорил об одной ошибке, некое фанатическое восприятие правил, которая является очевидной совершенно ошибкой уровня кармы. Я поэтому объяснял, это ритуальный подход, эту ритуалистичность сознания, когда мы думаем, главное очень тщательно ритуалы провести, это карма, очевидно совершенно. И собственно наставник нужен, чтобы нас поддерживать в правильном настроении, тогда мы избежим этих многих ошибок с целой (неразборчиво) между которой можно проплыть. Я сейчас читаю, я вижу. (далее…)


Необходимость наставничества

Я, пожалуй, последнее, что скажу, это необходимость некоего наставничества. Каждый из нас должен стать сам наставником для кого-то, для человека, который меньше нас знает на духовном пути. Не для того, чтобы проявлять свою естественную склонность «ишварить». У нас у всех есть эта естественная склонность и нас хлебом не корми, дай, кому нибудь наставления дать. Это распространённая болезнь. В христианстве это так и называется, соблазн учительства. Не об этом речь идёт, не о том, чтобы мы поддались на этот соблазн, а о том, чтобы мы действительно реально помогали человеку, которому мы можем помочь. Если мы видим, что кому-то мы можем помочь. И, как правило, даже речь не идёт о каких-то непосредственно наставлениях, речь идёт о каких-то других вещах. Поддержать человека, подбодрить его, может быть помочь ему что-то увидеть, что он не видит. Это очень деликатная вещь и надо стараться насколько это возможно. Понятно, что это наука и не нужно слишком торопиться с этим. Но если в смысле наставничества или нас в роли наставника могут быть какие-то ограничения, то в смысле того, что у каждого из нас должен быть какой-то наставник, вот тут ровным счётом никаких ограничений нет. (далее…)


Брахманическая инициация

Вопрос: Скажите, пожалуйста, хотите ли вы, чтобы все ваши ученики получили вторую инициацию. Как понять, готова ли я к этому? Когда начинать готовиться и как?

Ответ: Я точно хочу, чтобы все мои ученики вернулись к Кришне и служили Ему.

Зал: Хари бол!

ОТВЕТ: Если вторая инициация поможет для этого, то ее нужно получить. В принципе вторая инициация не обязательна для этого, хотя она помогает. Когда нужно начинать готовится к ней? Начинать готовиться к ней нужно с первого дня, когда вы еще пранаму-мантру повтряете. Как нужно начинать готовиться? Для этого нужно. Как понять, готовы вы или нет? А вы спросите у других, вам скажут. В таких вопросах мнение со стороны оно больше помогает. Они скажут, готовы или нет, и готовность второй инициации. Что такое вторая инициация? Вторая инициация, это, условно говоря, в моем понимании по-крайней мере, это уровень анартха-нивритти, когда человек стал более сознательным. Анартха-нивритти, это уровень, когда включилась сознательность человека. Человек видит свои недостатки, может оценивать их, может смотреть на них со стороны, анализировать, что происходит с его сердцем. И вторая инициация помогает в этом смысле. (далее…)


Совместимость вертикальных и горизонатальных отношений

Вопрос: Насколько совместимы вертикальные отношения с горизонтальными, и вообще, есть ли необходимость в этом?

Ответ: Периодически люди пытаются горизонтальные отношения поставить на попа, а вертикальные отношения уложить. (смех) Нет. Это совершенно разные сферы, разные отношения, и надо тщательно их разделять. Нет смысла, это некая ошибка, которую люди нашего среднеарифметического общества, где все усредняется, пытается делать. Невозможно вертикаль скрестить с горизонталью. Вертикаль – это вертикаль, и у нее есть свои законы. По ней к нам приходит нечто в высшей степени важное, я уже говорил, любовь, забота, прибежище, возможность служить, возможность отдавать свое служение наверх, чувствовать себя нужным. Там свои законы действуют, там действует закон предания, подчинения, безусловного уважения, когда мы не ставим свое уважение в зависимость от того, что кто-то сверху должен удовлетворять каким-то нашим требованиям. Нет. И она работает в этом случае, она работает железно, если эти правила соблюдаются, если человек сверху правильно настроен, если человек снизу правильно настроен, то это отношения, которые очень многое могут дать.

Отношения горизонтальные тоже очень много могут дать, и там свои законы, и нельзя путать одно с другим, там другие совсем законы работают. Там есть закон открытости, когда мы должны быть способны очень открыто общаться друг с другом, говорить даже не самые приятные вещи. Этот закон далеко не всегда, далеко не обязательно работает в вертикальных отношениях. Там другие законы, другой смысл у них. Горизонтальные отношения основываются на том, что мы тоже уважаем и любим друг друга, но там другое, мы действуем на равных и эта деятельность на равных подразумевает, что мы поправляем друг друга и что мы вместе что-то делаем. Там не нужно пытаться их … (далее…)


Что делать если наставления наставника смущают?

«У меня есть наставник и он очень хороший преданный и в целом его наставления понятны, но иногда какие-то нюансы смущают. Что делать в этом случае »?

Прежде всего задать ему вопрос непосредственный, если так или иначе не получается открыто это обсудить с ним, можно обсудить это с какими-то более опытными людьми. Но лучше это прямо напрямик с ним обсудить, это самое лучшее. Очень уважительно подойти и задать вопрос «почему?», «как?», «я не все понимаю». И не нужно бояться этого.

(далее…)


Гуру — это принцип

Вопрос: Вы говорили про отношение к гуру, с тем же бхакти к духовному учителю. А какой вид гуру имеется ввиду?

Ответ: Гуру есть гуру. Гуру один. И мы должны понимать, что гуру – это принцип. Он проявляется в разных людях. И в начале очень важно, чтобы у нас был один источник информации. Один источник наставлений. Потом, со временем, мы можем понять, каким образом те наставления, которые мы получили от духовного учителя, который, на самом деле, изначально исходят от Бога, они транслируется через других людей. Но в начале нам нужен один человек. Очень важно с самого начала зафиксировать свое сознание на одном человеке, слушать его.

Шрила Прабхупада об этом очень четко сказал. Его ученики просили: «Свамиджи, вы сейчас уезжаете. Вы болеете. Уедите в Индию, и непонятно, вернетесь ли вы или нет? Пришлите кого-то вместо себя». Шрила Прабхупада сказал: «Я могу прислать кого-то вместо себя, но если он скажет хотя бы одно слово иначе, чем я. Это разрушит вашу веру». И поэтому он не прислал никого, потому что он не был уверен в том, что люди будут говорить точно то же самое, что он. Точно также, как он. С таким же настроением, как он.

Поэтому человеку в начале очень важно, чтобы у него был один источник наставлений. У нас всегда есть два источника наставлений, как минимум, это наставления Шрилы Прабхупады, которые являются главным источником наставлений, его книги, и все остальное. И наставления нашего духовного учителя, который передает нам, объясняет смысл этих наставлений. И то, и другое важно в нашем случае. Но они не различаются. В конце концов, наш духовный учитель учит нас тому, что написано в книгах Шрилы Прабхупады на основании какого-то своего опыта и своего понимания.

Но в начале нужно, чтобы был один источник. Потом, когда мы освоились с этим, когда мы начали понимать собственно все учение. Когда мы как минимум достигли уровня, я б сказал так, как минимум уровня санкалпы, решимости. Уже после манаса. Т.е. если пользоваться этой схемой, то сначала слова, потом речь, потом манас, потом санкалпа. Когда у нас появилась эта решимость, когда знание трансформировалось в решимость, тогда мы сможем также услышать наставления нашего духовного учителя из других уст. И мы будем понимать, что это он с нами говорит. (далее…)


Актив и кураторы, наставники – это все преданные, которые искренне стараются мне помогать и нужно воспринимать их как моих помощников.

Вопрос: в активе учеников возникали вопросы, что некоторые требования и пожелания… Актив как забор какой-то, который самолично ограждает от Вас учеников, кандидатов каких-то, которые хотят попасть к Вам. Как вот объяснить, что это исходит от Вашего желания?

Шрила Прабхупада часто сталкивался с такой ситуацией, когда его пытались отделить, говорили: «Мы Вас принимаем, а вот этих не принимаем», Шрила Прабхупада говорил: «Если вы их не принимаете, вы и меня не принимаете». Актив и кураторы, наставники – это все преданные, которые искренне стараются мне помогать и нужно воспринимать их как моих помощников. И в принципе даже если мы видим это как некое препятствие, еще одно препятствие на духовном пути – это неплохо (смех), препятствия должны быть, они делают нас сильней. Не нужно воспринимать это как препятствие, но нужно понимать это как некую задачу, которая передо мной стоит. Шрила Прабхупада цитировал английскую поговорку: «Любишь меня – люби мою собаку», любишь меня, значит ты должен… Духовный учитель вводит людей не просто в отношения с собой, он вводит людей в отношения с другими преданными, в некую большую семью, и надо учиться это делать, надо слушать, ценить. Но с другой стороны все те, кто находятся в активе, они должны быть очень искренни, реально стараться помогать людям и очень индивидуально подходить.

Я знаю, как некоторые люди воспринимают дополнительные условия, которые я сформулировал, как тоже препятствие некоторое на духовном пути. Это не препятствие, это помощь. Поэтому нужно воспринимать этих людей как помощников наших на духовном пути. Они помогают мне, они помогают всем. Нужно понять, как они хотят нам помочь. Если мы не чувствуем это, не понимаем, то есть какая-то проблема у нас в том числе, то, что мы не видим, как они хотят помочь. (далее…)