Гуру и ученик

Взаимоотношения между гуру и учеником


Гуру — это принцип

Вопрос: Вы говорили про отношение к гуру, с тем же бхакти к духовному учителю. А какой вид гуру имеется ввиду?

Ответ: Гуру есть гуру. Гуру один. И мы должны понимать, что гуру – это принцип. Он проявляется в разных людях. И в начале очень важно, чтобы у нас был один источник информации. Один источник наставлений. Потом, со временем, мы можем понять, каким образом те наставления, которые мы получили от духовного учителя, который, на самом деле, изначально исходят от Бога, они транслируется через других людей. Но в начале нам нужен один человек. Очень важно с самого начала зафиксировать свое сознание на одном человеке, слушать его.

Шрила Прабхупада об этом очень четко сказал. Его ученики просили: «Свамиджи, вы сейчас уезжаете. Вы болеете. Уедите в Индию, и непонятно, вернетесь ли вы или нет? Пришлите кого-то вместо себя». Шрила Прабхупада сказал: «Я могу прислать кого-то вместо себя, но если он скажет хотя бы одно слово иначе, чем я. Это разрушит вашу веру». И поэтому он не прислал никого, потому что он не был уверен в том, что люди будут говорить точно то же самое, что он. Точно также, как он. С таким же настроением, как он.

Поэтому человеку в начале очень важно, чтобы у него был один источник наставлений. У нас всегда есть два источника наставлений, как минимум, это наставления Шрилы Прабхупады, которые являются главным источником наставлений, его книги, и все остальное. И наставления нашего духовного учителя, который передает нам, объясняет смысл этих наставлений. И то, и другое важно в нашем случае. Но они не различаются. В конце концов, наш духовный учитель учит нас тому, что написано в книгах Шрилы Прабхупады на основании какого-то своего опыта и своего понимания.

Но в начале нужно, чтобы был один источник. Потом, когда мы освоились с этим, когда мы начали понимать собственно все учение. Когда мы как минимум достигли уровня, я б сказал так, как минимум уровня санкалпы, решимости. Уже после манаса. Т.е. если пользоваться этой схемой, то сначала слова, потом речь, потом манас, потом санкалпа. Когда у нас появилась эта решимость, когда знание трансформировалось в решимость, тогда мы сможем также услышать наставления нашего духовного учителя из других уст. И мы будем понимать, что это он с нами говорит. (далее…)


Актив и кураторы, наставники – это все преданные, которые искренне стараются мне помогать и нужно воспринимать их как моих помощников.

Вопрос: в активе учеников возникали вопросы, что некоторые требования и пожелания… Актив как забор какой-то, который самолично ограждает от Вас учеников, кандидатов каких-то, которые хотят попасть к Вам. Как вот объяснить, что это исходит от Вашего желания?

Шрила Прабхупада часто сталкивался с такой ситуацией, когда его пытались отделить, говорили: «Мы Вас принимаем, а вот этих не принимаем», Шрила Прабхупада говорил: «Если вы их не принимаете, вы и меня не принимаете». Актив и кураторы, наставники – это все преданные, которые искренне стараются мне помогать и нужно воспринимать их как моих помощников. И в принципе даже если мы видим это как некое препятствие, еще одно препятствие на духовном пути – это неплохо (смех), препятствия должны быть, они делают нас сильней. Не нужно воспринимать это как препятствие, но нужно понимать это как некую задачу, которая передо мной стоит. Шрила Прабхупада цитировал английскую поговорку: «Любишь меня – люби мою собаку», любишь меня, значит ты должен… Духовный учитель вводит людей не просто в отношения с собой, он вводит людей в отношения с другими преданными, в некую большую семью, и надо учиться это делать, надо слушать, ценить. Но с другой стороны все те, кто находятся в активе, они должны быть очень искренни, реально стараться помогать людям и очень индивидуально подходить.

Я знаю, как некоторые люди воспринимают дополнительные условия, которые я сформулировал, как тоже препятствие некоторое на духовном пути. Это не препятствие, это помощь. Поэтому нужно воспринимать этих людей как помощников наших на духовном пути. Они помогают мне, они помогают всем. Нужно понять, как они хотят нам помочь. Если мы не чувствуем это, не понимаем, то есть какая-то проблема у нас в том числе, то, что мы не видим, как они хотят помочь. (далее…)


О квалификации ученика

Вопрос: мы хотели узнать в активе учеников, когда мы даем рекомендацию на пранаму, на инициацию, и с нашей точки зрения человек… Ну, как бы, насколько мы можем реально оценить его квалификацию? И чем руководствоваться помимо Ваших наставлений? И стоит ли открыто говорить, если человек спрашивает причину или…

Причину нужно говорить, но нужно как говорить – нужно формулировать ее в позитивном ключе. Нужно говорить, во-первых, нужно, чтоб человек понимал, что видят его хорошие вещи, что реально ценят его искренность, его стремление, то, что у него есть, обязательно, чтоб он это видел. Потому что часто, ну, действительно у человека много всего хорошего, и мы воспринимаем это хорошее как нечто само собой разумеющееся. Оно не само собой разумеющееся, это тоже его достоинства, его достижения, и обязательно он должен знать, что это видят и ценят. Вторая вещь, дальше, если у него есть какие-то недостатки, можно всегда их сформулировать позитивно. «Тебе не хватает, там, скажем, общения или еще чего-то» или просто человеку нужно сказать: «Вот тут ты не дотягиваешь немного. Делай это и все будут рады. Есть некая сфера, в которой тебе нужно поработать», и конкретно ему сказать, вот что человеку нужно исправить. Потому что если мы просто будем отводить в сторону глаза: «Ну, ты хороший парень, но порекомендовать я тебя не могу» (смех), чтобы не ранить его, а человек не понимает, говорит: «Я хороший парень, а почему не могут порекомендовать хорошего парня? В чем проблема-то»? Ему нужно сказать: «Вот тут, тут немножко не дотягиваешь, вот сделай это и все будет хорошо». Вот у нас есть некое такое… Просто обсудить это честно, вот таким образом мы эти вещи воспринимаем.

С одной стороны, у него будет шанс объяснить, почему он таким образом действует, и мы может быть поймем, что заставляет его действовать, может быть там есть серьезные причины какие-то. А с другой стороны, он оценит это, просто надо научиться это говорить правильно.
Ни в коем случае нельзя говорить: «Ты такой-то», оценочные суждения, они не правильные, они в основе своей не правильные. Потому что когда мы говорим: «Ты такой-то, ты плохой, ты криводушный, ты еще какой-то», человек, он внутри понимает он это или не понимает, он говорит: «Как же так? Я же сат-чит-ананда-виграха»! И это факт! Я чистая душа, он – чистая душа, поэтому надо сказать: «Ты – чистая душа, мы это понимаем»! Но что это значит — не давать оценочных суждений? Потому что когда мы оцениваем – мы его уже в клетку загнали: «Вот он такой». Мы говорим: «Вот какие-то проявления твоей личности или твоей природы нам видятся так, мы таким образом это видим. Можешь ты как-то сказать, объяснить, почему»? Если человек поймет, что о нем не судят, он сможет признать это, ему легче будет об этом сказать, и с другой стороны он поймет, над чем ему нужно работать или еще что-то. То есть, нужно научиться человеку эти вещи говорить, вот и все. (далее…)


Что мы можем делать для вас? Как помочь вам в вашей миссии?

Вопрос: Что я еще могу сделать для вас? Как я могу вам послужить, как помочь вам в вашей миссии?
Я сказал об этом в своём отчете за 2015 год, где я сформулировал, что меня больше всего на протяжении всей моей жизни, в ИСККОН привлекают три темы. Первая тема, это желание улучшить репутацию ИСККОН, предать ИСККОН больше веса в обществе, помочь людям соприкоснуться с движением, убрав какие-то нежелательные вещи. И в связи с этим я хотел сказать, что сейчас создана группа людей, которая будет конкретно заниматься этим, то есть, следить за нашей репутацией в интернете. И там огромное количество работы, нужно делать какие-то сайты, нужно писать, нужно другие материалы подавать для того, чтобы перевесить негативную информацию, существующую о нашем обществе. Это одна сфера, где практически все могут найти себе приложение, за неё отвечает группа старших преданных во главе с Чайтанья Чандрой Чараном прабху. Но конкретным исполнителем является ваш духовный брат Вамшибихари прабху, можно обращаться к нему. И вскоре, собственно, появится письмо в рассылке с этим. Вторая вещь касается систематического образования, моя попытка привести в систему учение Шрилы Прабхупады , потому что Шрила Прабхупада, пытался вложить практически в каждый комментарий все, это его подход, его метод. А у меня даже такое ощущение иногда складывается, что Шрила Прабхупада каждый комментарий, к каждому стиху, писал как последний, если бы… Собственно он сам говорил об этом,он говорил, что: «Если бы, я не написал ничего, кроме первых трёх томов “Шримад Бхагаватам”, то есть, Первую песнь “Шримад Бхагаватам”, то это было бы довольно». Он говорил, что вложил все учения в эти три тома. И на самом деле это так не только по отношению к первым трём томам «Шримад Бхагаватам», это так, по отношению к любому его комментарию. (далее…)


Какими вы видите своих учеников?

—Я писал об этом в своем отчете, что для меня на протяжении всей моей жизни в сознании Кришны, ближе всего и дороже всего три вещи. И это то, на что я тратил большую часть своего времени и продолжаю тратить.
Первая вещь очень дорогая мне. Это, собственно, организация ИСККОН, которую создал Шрила Прабхупада и ее репутация. Я на своем опыте знаю, что здесь, в этом детище Шрилы Прабхупады, содержится нечто в высшей степени ценное. И из-за того, что у нас, к сожалению, сложилась не самая лучшая репутация, эта репутация является помехой для людей воспринять от нас то ценное, что мы можем дать —учение Господа Чайтаньи, святое Имя, всю философию, связанную со святым Именем, принципы жизни чистой. Очень много всего. Но мы с вами своими неправильными поступками, неправильным отношением к обществу, неправильным отношением к людям, гордыней своей очень сильно испортили репутацию нашего общества. Я сейчас не хочу даже никого обвинять в том, что нам, таким хорошим, белым, пушистым и оранжевым, эту репутацию какие-то злобные люди испортили. Есть люди, которые ее портят, но на самом деле никто нам нашу репутацию не испортил как мы сами, если честно смотреть правде в глаза.
Вот. И поэтому первая часть и первая боль моего сердца, это попытка укрепить, восстановить репутацию, чтобы преданные вели себя правильно, чтобы мы подавали сознание Кришны правильно. Чтобы люди по-настоящему уважали нас, и не за какие-то наши красивые слова, за наши правильные поступки, за то что мы действительно могли правильно себя вести в этом обществе.
Вот. И сейчас Вамши-бихари , который приехал ко мне, взялся координировать как-то некое восстановление нашей репутации в интернете. Если вы чувствуете в себе силы в этом, можете писать что-то или другими способами участвовать в этой программе, то, пожалуйста, обращайтесь к нему, я буду счастлив. Он отвечает за эту программу очищения, что ли, нашей репутации от каких-то наносных вещей. Но, еще раз, в основном, каждый человек может какой-то свой вклад в эту миссию сделать, если он будет просто нормально себя вести, оставлять правильное впечатление о сознании Кришны. Осознавать, что люди судят о Господе Чайтанье, о Шриле Прабхупаде по нас. Хотим мы этого или не хотим, они будут судить по нам. И если мы ведем себя неправильно, их впечатление о Шриле Прабхупаде, об ИСККОН, о сознании Кришны будет превратным и это, в общем-то, очень большая наша с вами беда… Поэтому, например, я не люблю, даже когда я выступаю перед публикой, перед обычными людьми, я всегда стараюсь выступать так, чтобы ни у кого не возникало никаких сомнений относительно того, откуда этот Вадим Тунеев взялся и что именно он представляет. Я не хочу скрываться, я считаю, что нам не нужно скрываться. Нам нужно просто быть самими собой и это гораздо больше скажет, чем что-то еще. (далее…)


Задачи Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами для учеников на 2016 год

Враджа-валлабха дас: Харе Кришна. Мы сегодня встречались днём, и мы читали и немножко обсуждали те задачи, тот план, которые Вы поставили себе на год, и в котором Вы может, видите своих учеников, которые Вы бы хотели, чтобы ученики Вам помогли в служении Шриле Прабхупаде. И тут приехали преданные из Ростова, из Сочи, из Новороссийска, из Анапы, из Краснодара. И сейчас преданные подумают уже – кто-то уже на что-то вдохновился, как Вам послужить. Мы бы хотели от Вас услышать по тому, что Вы писали, на сколько это для Вас важно. Хотели бы Вам помочь.

Гуру Махарадж: Спасибо большое. Харе Кришна. Для меня это в высшей степени очень важно. Я очень радуюсь успехам своих учеников. Я нахожусь в таком этапе своей жизни, когда я больше радуюсь тому, что делают другие.
Я выделил там три сферы, в которых я вижу свой вклад, я очень ценю вклад своих учеников. Разумеется, какие-то другие сферы тоже важны, не нужно ими пренебрегать, но эти три сферы ближе всего мне лично.
Первая сфера – это всё то, что касается улучшения репутации ИСККОН. И тут каждый может внести какой-то свой вклад, даже поучаствовать в каком-то форуме в интернете или достойно представив это какими-то статьями в сознании Кришны.
Эта удивительная философия и культура, но, к сожалению, из-за репутации, которая по тем или иным причинам и не без нашего вклада когда-то сложилась в общества, составляет препятствие для людей даже соприкоснувшись с этим. И это очень большая трагедия. Есть много людей, которым нужна эта культура. Мы не за то, чтобы обращать людей в свою веру. Абсолютно никому это не нужно. Но мы знаем точно на своём опыте, что соприкосновение с этой культурой может сделать человека более гармоничным, более счастливым, дать ему более глубокое понимание смысла жизни. И мы хотим это дать людям, но, к сожалению, репутация наша не самая лучшая, в которую внесли вклад мы с вами и наши враги, — она мешает этому. Поэтому преданный должен сражаться за достоинство движения Шрилы Прабхупады, делать это очень хорошо, с большим достоинством, без фанатизма. Если кто-то может так или иначе это делать, а в принципе каждый может каждый делать это на каком-то своём уровне, то это уже великое благо, если мы будем держать это в уме. И в связи с этим, конечно же, всевозможные формы проповеди, такие как распространение книг или какие-то публичные программы — они вносят вклад в это. (далее…)


Духовный учитель появляется, когда готов ученик. Когда понять готов ли ученик? Какие признаки готовности

Видимо, когда появиться духовный учитель (смеется) Если серьезно, то признаком готовности является то, что у человека появляется ощущение внутри, что мне нужен кто-то кто будет меня вести. Я сам в тупике нахожусь, сам не могу выйти, я понимаю, что я топчусь на месте, чего-то мне не хватает. Не хватает именно этого, безоговорочного доверия кому-то за кем я последую. Вот и все. Это ощущение внутри «мне нужен кто-то» оно очень важное. (далее…)


Как гуру выбирает ученика

«Говорят, что не ученик выбирает Гуру, а Гуру ученика. Так ли это и как это происходит на практике»?

Ну, представьте себе я хожу и выбираю (смех). Это не совсем правильное настроение. Когда говорится, что учитель выбирает ученика, то имеется ввиду вот что: что человек слышит кото-то и человек понимает, я хочу учиться у этого человека. Этот выбор происходит на каком-то сознательном уровне, на уровне естественного влечения. Человек начинает чувствовать, да, у меня отзываются эти наставления. Это значит, что учитель выбрал, не я выбирал и не я ходил и выбирал, искал, а я услышал голос, услышал наставления и наставления меня привлекли и они начали менять меня изнутри. И это значит, что учитель вошел в меня и меняет меня изнутри, в этом собственно суть. (далее…)


ВОПРОСЫ о понимании смысла посвящения

Посвящение

Вопрос: Какова должна быть квалификация ученика для получения посвящения в следующем контексте? Некоторые преданные на себе или на других замечают, то после посвящения, через какое то время духовная практика им даётся, то ли, с большими усилиями, процесс роста несколько притормаживается, в отличие от периода в их жизни до принятия инициации. Трудности роявляется в том, что иногда преданный снижает серьёзность своего отношения к джапе, перенося недочитанные круги на следующий день.

Некоторые снижают стандарт предложения Кришне бхоги. Что-то подобное проявляется и в других сферах жизни. Неиницированным преданным, на фоне своей активности и повышенного энтузиазма это несколько сложно понять, почему так получается, что по мере роста в духовной жизни (говоря хотя бы о внешней квалификации, о тех обетах и обязанностях которые преданный остепенно принимает) энтузиазм, или активность может несколько ослабеть? Полагается, что с получением посвящения рост преданного должен стать более явным. Может ли это быть как то связано с тем, что на момент получения инициации – формального, или внешнего признания квалификации от Гуру, ченик внутренне не успел развить квалификации, по крайней мере, равной внешней? И по этой причине он начинает сталкиваться с трудностями? Например, становится сложно принимать наставления или советы от преданных, которые по своей внешней квалификации (инициация, возраст, варна, что то ещё?) ниже их, а по внутренней потенциально могут быть старше их.

Ответ: Это проявление материальной природы человеческого сознания, запрограммированного на получение плодов. Мы привыкли все делать ради обретения некоего конкретного плода или результата и наслаждаться именно результатом, а не деятельностью. И хотя Кришна снова и снова пытается нас образумить, старые привычки не так-то легко разрушить.

В сознании начинающего преданного инициация (посвящение) является плодом, а подготовка в виде садханы — путем, ведущим к этому плоду. Когда плод достигнут, то зачем дальше делать что-то еще? Пропадает стимул. Сама система рекомендаций, экзаменов на посвящение и проч. настраивает человека на такой лад. Никто не требует от него экзаменов после посвящения. Но на самом деле это глупость и самообман. Ты верно подметил все эти моменты. Теперь тебе остается только одно — не попасть в ту же самую ловушку.
Преданное служение — это способность жить настоящим и в настоящем, а не жить предвкушением плода своих усилий. Такая жизнь в гуне страсти. Даже элементарная благость помогает человеку жить в настоящем, не говоря уже о самадхи, которым является особое состояние сердца, называемое преданным служением. (далее…)


Дикша и шикша

ВОПРОС: Вот вы говорили об ответственности, т.е. если люди живут не расписавшись, то это безответственно. Если они расписываются — понятно. А вот дикша? Какая там ответственность?

ОТВЕТ: Вишрамбхена гурох сева.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ВОПРОСА: И что будет, если он разрушит?

ОТВЕТ: Что будет? В ад пойдёт. (смех) Это факт. Человек, который нарушает эти отношения, которые дали ему всё самое лучшее, — человек очень быстро деградирует. Этот разрыв, во-первых, очень болезненно всегда происходит в человеке, и как правило, он сопровождается какой-то деградацией внутренней. «В ад пойдёт» значит у него начинают развиваться все эти качества, которые даже эту его жизнь адской делают. Разрыв этих отношений превращает уже сейчас его жизнь в ад, п.ч. всё возвращается с новой силой. Ответственность в этом. «Я принимаю ответственность» — это значит, что я серьёзен. И тут не что-то, — не какие-то страшилки тут, — мы пугаем, — просто это факт. Эти отношения — залог моего успеха и моего развития духовного. Я буду всё время тянуться, п.ч. я буду видеть перед собой какой-то идеал, и этот идеал поможет мне идти дальше. И есть люди, которые, скажем так… Дикша — это такая интересная вещь. Это формальность!

Суть дикши — шикша. Это важная формальность, но тут в этом стихе, которым Рупа Госвами иллюстрирует это положение, о дикше ничего не говорится, — говорится о шикше. Ошибка, которую часто люди делают, — в том, что они абсолютизируют дикшу: «Я получил дикшу, всё! Всё! На этом мое дело кончено!» Ритвики, — это их ошибка, — они абсолютизируют дикшу, и пытаются получить дикшу от Шрилы Прабхупады, но они не могут получить от него полноценной шикши, п.ч. ум их действует избирательным образом. Т.е. эта абсолютизация дикши,  — это очень опасная вещь, п.ч. это важная вещь, но главная суть этих отношений всё-таки шикша.

(далее…)