Гуру и ученик

Взаимоотношения между гуру и учеником


Важность наставника

Вопрос: Добрый вечер. Спасибо за лекцию. Вы сказали одну очень важную вещь это об ошибках, которые нас подстерегают на пути. Вы сказали только об одной и самой главной, я бы хотел вас попросить чуть-чуть расширить тему, чтобы знать к чему готовится в дальнейшем.

БВГМ: Ошибок много. Для этого наставник нужен, если наставник будет, то можно будет избежать очень многих детских ошибок, и в принципе для того, чтобы любую дисциплину освоить, нужен наставник. Может человек сам стать очень хорошим пианистом, даже очень талантливый, никогда. Может человек сам стать очень хорошим шахматистом? Даже у чемпионов мира есть свои тренера, которые их тренируют, которые показывают им что-то, или какие-то секреты дают. Скажите, как по вашему, что сложнее, служить Кришне или играть в шахматы? Кришна личность, понять Его как личность не так-то просто. Поэтому нам нужен наставник, его основная роль, чтобы уберечь нас от каких-то основных ошибок. И основные ошибки в общем-то, они к двум категориям относятся. Либо это ошибка, либо мы заваливаемся в карму, либо мы заваливаемся в гьяну. Либо мы заваливаемся в желание получить что-то для себя, и извлечь какую-то выгоду из того, что мы делаем, либо мы заваливаемся в желание избавиться от страданий, и получить освобождение некое. И они могут быть разной степени грубости. Они могут быть очень грубыми, очевидными, и они могут быть достаточно тонкими, на уровне нюансов нашего отношения к практике, или еще что-то такое. Я говорил об одной ошибке, некое фанатическое восприятие правил, которая является очевидной совершенно ошибкой уровня кармы. Я поэтому объяснял, это ритуальный подход, эту ритуалистичность сознания, когда мы думаем, главное очень тщательно ритуалы провести, это карма, очевидно совершенно. И собственно наставник нужен, чтобы нас поддерживать в правильном настроении, тогда мы избежим этих многих ошибок с целой (неразборчиво) между которой можно проплыть. Я сейчас читаю, я вижу. (далее…)


Необходимость наставничества

Я, пожалуй, последнее, что скажу, это необходимость некоего наставничества. Каждый из нас должен стать сам наставником для кого-то, для человека, который меньше нас знает на духовном пути. Не для того, чтобы проявлять свою естественную склонность «ишварить». У нас у всех есть эта естественная склонность и нас хлебом не корми, дай, кому нибудь наставления дать. Это распространённая болезнь. В христианстве это так и называется, соблазн учительства. Не об этом речь идёт, не о том, чтобы мы поддались на этот соблазн, а о том, чтобы мы действительно реально помогали человеку, которому мы можем помочь. Если мы видим, что кому-то мы можем помочь. И, как правило, даже речь не идёт о каких-то непосредственно наставлениях, речь идёт о каких-то других вещах. Поддержать человека, подбодрить его, может быть помочь ему что-то увидеть, что он не видит. Это очень деликатная вещь и надо стараться насколько это возможно. Понятно, что это наука и не нужно слишком торопиться с этим. Но если в смысле наставничества или нас в роли наставника могут быть какие-то ограничения, то в смысле того, что у каждого из нас должен быть какой-то наставник, вот тут ровным счётом никаких ограничений нет. (далее…)


Брахманическая инициация

Вопрос: Скажите, пожалуйста, хотите ли вы, чтобы все ваши ученики получили вторую инициацию. Как понять, готова ли я к этому? Когда начинать готовиться и как?

Ответ: Я точно хочу, чтобы все мои ученики вернулись к Кришне и служили Ему.

Зал: Хари бол!

ОТВЕТ: Если вторая инициация поможет для этого, то ее нужно получить. В принципе вторая инициация не обязательна для этого, хотя она помогает. Когда нужно начинать готовится к ней? Начинать готовиться к ней нужно с первого дня, когда вы еще пранаму-мантру повтряете. Как нужно начинать готовиться? Для этого нужно. Как понять, готовы вы или нет? А вы спросите у других, вам скажут. В таких вопросах мнение со стороны оно больше помогает. Они скажут, готовы или нет, и готовность второй инициации. Что такое вторая инициация? Вторая инициация, это, условно говоря, в моем понимании по-крайней мере, это уровень анартха-нивритти, когда человек стал более сознательным. Анартха-нивритти, это уровень, когда включилась сознательность человека. Человек видит свои недостатки, может оценивать их, может смотреть на них со стороны, анализировать, что происходит с его сердцем. И вторая инициация помогает в этом смысле. (далее…)


Совместимость вертикальных и горизонатальных отношений

Вопрос: Насколько совместимы вертикальные отношения с горизонтальными, и вообще, есть ли необходимость в этом?

Ответ: Периодически люди пытаются горизонтальные отношения поставить на попа, а вертикальные отношения уложить. (смех) Нет. Это совершенно разные сферы, разные отношения, и надо тщательно их разделять. Нет смысла, это некая ошибка, которую люди нашего среднеарифметического общества, где все усредняется, пытается делать. Невозможно вертикаль скрестить с горизонталью. Вертикаль – это вертикаль, и у нее есть свои законы. По ней к нам приходит нечто в высшей степени важное, я уже говорил, любовь, забота, прибежище, возможность служить, возможность отдавать свое служение наверх, чувствовать себя нужным. Там свои законы действуют, там действует закон предания, подчинения, безусловного уважения, когда мы не ставим свое уважение в зависимость от того, что кто-то сверху должен удовлетворять каким-то нашим требованиям. Нет. И она работает в этом случае, она работает железно, если эти правила соблюдаются, если человек сверху правильно настроен, если человек снизу правильно настроен, то это отношения, которые очень многое могут дать.

Отношения горизонтальные тоже очень много могут дать, и там свои законы, и нельзя путать одно с другим, там другие совсем законы работают. Там есть закон открытости, когда мы должны быть способны очень открыто общаться друг с другом, говорить даже не самые приятные вещи. Этот закон далеко не всегда, далеко не обязательно работает в вертикальных отношениях. Там другие законы, другой смысл у них. Горизонтальные отношения основываются на том, что мы тоже уважаем и любим друг друга, но там другое, мы действуем на равных и эта деятельность на равных подразумевает, что мы поправляем друг друга и что мы вместе что-то делаем. Там не нужно пытаться их … (далее…)


Что делать если наставления наставника смущают?

«У меня есть наставник и он очень хороший преданный и в целом его наставления понятны, но иногда какие-то нюансы смущают. Что делать в этом случае »?

Прежде всего задать ему вопрос непосредственный, если так или иначе не получается открыто это обсудить с ним, можно обсудить это с какими-то более опытными людьми. Но лучше это прямо напрямик с ним обсудить, это самое лучшее. Очень уважительно подойти и задать вопрос «почему?», «как?», «я не все понимаю». И не нужно бояться этого.

(далее…)


Гуру — это принцип

Вопрос: Вы говорили про отношение к гуру, с тем же бхакти к духовному учителю. А какой вид гуру имеется ввиду?

Ответ: Гуру есть гуру. Гуру один. И мы должны понимать, что гуру – это принцип. Он проявляется в разных людях. И в начале очень важно, чтобы у нас был один источник информации. Один источник наставлений. Потом, со временем, мы можем понять, каким образом те наставления, которые мы получили от духовного учителя, который, на самом деле, изначально исходят от Бога, они транслируется через других людей. Но в начале нам нужен один человек. Очень важно с самого начала зафиксировать свое сознание на одном человеке, слушать его.

Шрила Прабхупада об этом очень четко сказал. Его ученики просили: «Свамиджи, вы сейчас уезжаете. Вы болеете. Уедите в Индию, и непонятно, вернетесь ли вы или нет? Пришлите кого-то вместо себя». Шрила Прабхупада сказал: «Я могу прислать кого-то вместо себя, но если он скажет хотя бы одно слово иначе, чем я. Это разрушит вашу веру». И поэтому он не прислал никого, потому что он не был уверен в том, что люди будут говорить точно то же самое, что он. Точно также, как он. С таким же настроением, как он.

Поэтому человеку в начале очень важно, чтобы у него был один источник наставлений. У нас всегда есть два источника наставлений, как минимум, это наставления Шрилы Прабхупады, которые являются главным источником наставлений, его книги, и все остальное. И наставления нашего духовного учителя, который передает нам, объясняет смысл этих наставлений. И то, и другое важно в нашем случае. Но они не различаются. В конце концов, наш духовный учитель учит нас тому, что написано в книгах Шрилы Прабхупады на основании какого-то своего опыта и своего понимания.

Но в начале нужно, чтобы был один источник. Потом, когда мы освоились с этим, когда мы начали понимать собственно все учение. Когда мы как минимум достигли уровня, я б сказал так, как минимум уровня санкалпы, решимости. Уже после манаса. Т.е. если пользоваться этой схемой, то сначала слова, потом речь, потом манас, потом санкалпа. Когда у нас появилась эта решимость, когда знание трансформировалось в решимость, тогда мы сможем также услышать наставления нашего духовного учителя из других уст. И мы будем понимать, что это он с нами говорит. (далее…)


Актив и кураторы, наставники – это все преданные, которые искренне стараются мне помогать и нужно воспринимать их как моих помощников.

Вопрос: в активе учеников возникали вопросы, что некоторые требования и пожелания… Актив как забор какой-то, который самолично ограждает от Вас учеников, кандидатов каких-то, которые хотят попасть к Вам. Как вот объяснить, что это исходит от Вашего желания?

Шрила Прабхупада часто сталкивался с такой ситуацией, когда его пытались отделить, говорили: «Мы Вас принимаем, а вот этих не принимаем», Шрила Прабхупада говорил: «Если вы их не принимаете, вы и меня не принимаете». Актив и кураторы, наставники – это все преданные, которые искренне стараются мне помогать и нужно воспринимать их как моих помощников. И в принципе даже если мы видим это как некое препятствие, еще одно препятствие на духовном пути – это неплохо (смех), препятствия должны быть, они делают нас сильней. Не нужно воспринимать это как препятствие, но нужно понимать это как некую задачу, которая передо мной стоит. Шрила Прабхупада цитировал английскую поговорку: «Любишь меня – люби мою собаку», любишь меня, значит ты должен… Духовный учитель вводит людей не просто в отношения с собой, он вводит людей в отношения с другими преданными, в некую большую семью, и надо учиться это делать, надо слушать, ценить. Но с другой стороны все те, кто находятся в активе, они должны быть очень искренни, реально стараться помогать людям и очень индивидуально подходить.

Я знаю, как некоторые люди воспринимают дополнительные условия, которые я сформулировал, как тоже препятствие некоторое на духовном пути. Это не препятствие, это помощь. Поэтому нужно воспринимать этих людей как помощников наших на духовном пути. Они помогают мне, они помогают всем. Нужно понять, как они хотят нам помочь. Если мы не чувствуем это, не понимаем, то есть какая-то проблема у нас в том числе, то, что мы не видим, как они хотят помочь. (далее…)


О квалификации ученика

Вопрос: мы хотели узнать в активе учеников, когда мы даем рекомендацию на пранаму, на инициацию, и с нашей точки зрения человек… Ну, как бы, насколько мы можем реально оценить его квалификацию? И чем руководствоваться помимо Ваших наставлений? И стоит ли открыто говорить, если человек спрашивает причину или…

Причину нужно говорить, но нужно как говорить – нужно формулировать ее в позитивном ключе. Нужно говорить, во-первых, нужно, чтоб человек понимал, что видят его хорошие вещи, что реально ценят его искренность, его стремление, то, что у него есть, обязательно, чтоб он это видел. Потому что часто, ну, действительно у человека много всего хорошего, и мы воспринимаем это хорошее как нечто само собой разумеющееся. Оно не само собой разумеющееся, это тоже его достоинства, его достижения, и обязательно он должен знать, что это видят и ценят. Вторая вещь, дальше, если у него есть какие-то недостатки, можно всегда их сформулировать позитивно. «Тебе не хватает, там, скажем, общения или еще чего-то» или просто человеку нужно сказать: «Вот тут ты не дотягиваешь немного. Делай это и все будут рады. Есть некая сфера, в которой тебе нужно поработать», и конкретно ему сказать, вот что человеку нужно исправить. Потому что если мы просто будем отводить в сторону глаза: «Ну, ты хороший парень, но порекомендовать я тебя не могу» (смех), чтобы не ранить его, а человек не понимает, говорит: «Я хороший парень, а почему не могут порекомендовать хорошего парня? В чем проблема-то»? Ему нужно сказать: «Вот тут, тут немножко не дотягиваешь, вот сделай это и все будет хорошо». Вот у нас есть некое такое… Просто обсудить это честно, вот таким образом мы эти вещи воспринимаем.

С одной стороны, у него будет шанс объяснить, почему он таким образом действует, и мы может быть поймем, что заставляет его действовать, может быть там есть серьезные причины какие-то. А с другой стороны, он оценит это, просто надо научиться это говорить правильно.
Ни в коем случае нельзя говорить: «Ты такой-то», оценочные суждения, они не правильные, они в основе своей не правильные. Потому что когда мы говорим: «Ты такой-то, ты плохой, ты криводушный, ты еще какой-то», человек, он внутри понимает он это или не понимает, он говорит: «Как же так? Я же сат-чит-ананда-виграха»! И это факт! Я чистая душа, он – чистая душа, поэтому надо сказать: «Ты – чистая душа, мы это понимаем»! Но что это значит — не давать оценочных суждений? Потому что когда мы оцениваем – мы его уже в клетку загнали: «Вот он такой». Мы говорим: «Вот какие-то проявления твоей личности или твоей природы нам видятся так, мы таким образом это видим. Можешь ты как-то сказать, объяснить, почему»? Если человек поймет, что о нем не судят, он сможет признать это, ему легче будет об этом сказать, и с другой стороны он поймет, над чем ему нужно работать или еще что-то. То есть, нужно научиться человеку эти вещи говорить, вот и все. (далее…)


Что мы можем делать для вас? Как помочь вам в вашей миссии?

Вопрос: Что я еще могу сделать для вас? Как я могу вам послужить, как помочь вам в вашей миссии?
Я сказал об этом в своём отчете за 2015 год, где я сформулировал, что меня больше всего на протяжении всей моей жизни, в ИСККОН привлекают три темы. Первая тема, это желание улучшить репутацию ИСККОН, предать ИСККОН больше веса в обществе, помочь людям соприкоснуться с движением, убрав какие-то нежелательные вещи. И в связи с этим я хотел сказать, что сейчас создана группа людей, которая будет конкретно заниматься этим, то есть, следить за нашей репутацией в интернете. И там огромное количество работы, нужно делать какие-то сайты, нужно писать, нужно другие материалы подавать для того, чтобы перевесить негативную информацию, существующую о нашем обществе. Это одна сфера, где практически все могут найти себе приложение, за неё отвечает группа старших преданных во главе с Чайтанья Чандрой Чараном прабху. Но конкретным исполнителем является ваш духовный брат Вамшибихари прабху, можно обращаться к нему. И вскоре, собственно, появится письмо в рассылке с этим. Вторая вещь касается систематического образования, моя попытка привести в систему учение Шрилы Прабхупады , потому что Шрила Прабхупада, пытался вложить практически в каждый комментарий все, это его подход, его метод. А у меня даже такое ощущение иногда складывается, что Шрила Прабхупада каждый комментарий, к каждому стиху, писал как последний, если бы… Собственно он сам говорил об этом,он говорил, что: «Если бы, я не написал ничего, кроме первых трёх томов “Шримад Бхагаватам”, то есть, Первую песнь “Шримад Бхагаватам”, то это было бы довольно». Он говорил, что вложил все учения в эти три тома. И на самом деле это так не только по отношению к первым трём томам «Шримад Бхагаватам», это так, по отношению к любому его комментарию. (далее…)


Какими вы видите своих учеников?

—Я писал об этом в своем отчете, что для меня на протяжении всей моей жизни в сознании Кришны, ближе всего и дороже всего три вещи. И это то, на что я тратил большую часть своего времени и продолжаю тратить.
Первая вещь очень дорогая мне. Это, собственно, организация ИСККОН, которую создал Шрила Прабхупада и ее репутация. Я на своем опыте знаю, что здесь, в этом детище Шрилы Прабхупады, содержится нечто в высшей степени ценное. И из-за того, что у нас, к сожалению, сложилась не самая лучшая репутация, эта репутация является помехой для людей воспринять от нас то ценное, что мы можем дать —учение Господа Чайтаньи, святое Имя, всю философию, связанную со святым Именем, принципы жизни чистой. Очень много всего. Но мы с вами своими неправильными поступками, неправильным отношением к обществу, неправильным отношением к людям, гордыней своей очень сильно испортили репутацию нашего общества. Я сейчас не хочу даже никого обвинять в том, что нам, таким хорошим, белым, пушистым и оранжевым, эту репутацию какие-то злобные люди испортили. Есть люди, которые ее портят, но на самом деле никто нам нашу репутацию не испортил как мы сами, если честно смотреть правде в глаза.
Вот. И поэтому первая часть и первая боль моего сердца, это попытка укрепить, восстановить репутацию, чтобы преданные вели себя правильно, чтобы мы подавали сознание Кришны правильно. Чтобы люди по-настоящему уважали нас, и не за какие-то наши красивые слова, за наши правильные поступки, за то что мы действительно могли правильно себя вести в этом обществе.
Вот. И сейчас Вамши-бихари , который приехал ко мне, взялся координировать как-то некое восстановление нашей репутации в интернете. Если вы чувствуете в себе силы в этом, можете писать что-то или другими способами участвовать в этой программе, то, пожалуйста, обращайтесь к нему, я буду счастлив. Он отвечает за эту программу очищения, что ли, нашей репутации от каких-то наносных вещей. Но, еще раз, в основном, каждый человек может какой-то свой вклад в эту миссию сделать, если он будет просто нормально себя вести, оставлять правильное впечатление о сознании Кришны. Осознавать, что люди судят о Господе Чайтанье, о Шриле Прабхупаде по нас. Хотим мы этого или не хотим, они будут судить по нам. И если мы ведем себя неправильно, их впечатление о Шриле Прабхупаде, об ИСККОН, о сознании Кришны будет превратным и это, в общем-то, очень большая наша с вами беда… Поэтому, например, я не люблю, даже когда я выступаю перед публикой, перед обычными людьми, я всегда стараюсь выступать так, чтобы ни у кого не возникало никаких сомнений относительно того, откуда этот Вадим Тунеев взялся и что именно он представляет. Я не хочу скрываться, я считаю, что нам не нужно скрываться. Нам нужно просто быть самими собой и это гораздо больше скажет, чем что-то еще. (далее…)