Отношения с дикша и шикша гуру


Из переписки Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа с учеником

Ученик:  Хочу  попросить  у  Вас  благословения,  чтобы  внутренний  диалог,  или  внутренняя переписка с Вами, или внутренний даршан с Вами никогда не покидал меня. Недавно был период в моей жизни,  когда  я  подумал,  что  наставник  или  просто  старшие  вайшнавы  могут  заменить  духовного учителя. Но позже понял, что это неправильно. Место духовного учителя неприкосновенно. Я могу слушать кого-то, но я остаюсь учеником духовного учителя, и его место в сердце неприкосновенно. Когда я понял это, то сразу диалог с Вами возобновился. Сразу вернулась защита.

Гуру  Махарадж:  Конечно,  роль  наставника  совсем  другая.  Многие  этого  не  понимают.  Роль наставника —  помогать  нам «сбоку»,  на  равных,  как  это  делает  старший  брат  или  друг.  Роль  же духовного  учителя —  помогать  нам  сверху,  давая  защиту  и  прибежище.  Наставник  может  сказать  и сделать для нас то, чего не может духовный учитель, а духовный учитель говорит и делает то, на что нет права у наставника. Любые попытки перевести отношения с духовным учителем в горизонтальную плоскость или отношения с наставником — в вертикальную не приведут ни к чему хорошему — ученик лишится той защиты, которую они, каждый по-своему, могут ему дать.

Ученик: Хотел спросить Вас — отношения ученика и духовного учителя всегда будут сохранять дистанцию? Я не к тому, чтобы быть друзьями. Но когда нет  возможности сесть и пообщаться, задать  вопросы.  Может  быть  я  говорю  об  идеале  отношений  с  духовным  учителем,  когда  есть доступ ученика к  духовному учителю, и наоборот. Есть эта потребность внутри и потребность эта не первый год, несмотря на слушание лекций, размышления, внутреннее задавание вопросов. Возможно ли такие отношения? И уточнение: возможны ли такие отношения с духовным учителем в Кали Югу и в  этом  мире  в  принципе?  Или  чтобы  быть  всегда  с  духовным  учителем,  нужно  смиренно  ждать духовного мира?

Гуру  Махарадж:  Дистанция  всегда  сохранится,  иначе  учитель  не  сможет  исполнять  свои обязанности по отношению к ученику — я уже написал об этом выше, хотя она может сокращаться в каких-то  ситуациях.  Но,  насколько  я  понял,  ты  говоришь  не  о  дистанции,  а  о  свободном  доступе  к учителю — это разные вещи. Доступ  может быть, особенно в Кали-югу, когда средства доступа стали универсально доступными. Когда раньше можно было так быстро написать письмо и ожидать ответ? Когда  прежде  была  возможность  слушать  духовного  учителя,  находящегося  на  расстоянии  тысячи километров,  в  режиме  реального  времени?  Когда  можно  было  позвонить  учителю  и  увидеть  его изображение  по  скайпу?  Поверь  мне,  раньше  у  учеников  не  было  возможности  видеть  духовного учителя даже раз в год.  Именно это обстоятельство имеет обратную сторону — так как духовный учитель слишком легко доступен,  ему приходится  одновременно  общаться  с  огромным  количеством учеников,  у  каждого  из которых есть право на его время и внимание.

В традиционном варианте духовный учитель странствовал пешком.  Один  раз  за  многие  годы  он  заходил  в  какую-то  деревню,  навещал  своих  учеников,  они слушали его катху, которая оставалась с ними на годы. Шри Чайтанья Махапрабху видел Ишвару Пури
два раза в жизни, большая часть учеников Мадхавендры Пури видели его всего один раз в жизни. Но духовный учитель всегда находится в сердце искреннего ученика, посвятившего жизнь исполнению его наставлений — это самое важное, поэтому Шрила Прабхупада подчеркивал важность вани-севы. Вапу-сева (служение телу духовного учителя) вторична.

Похожие записи