Роль шикша-гуру


Вопрос: Спасибо большое за ваши лекции, за вдохновение, которое вы даете, за то милосердие, которое вы к нам проявляете. Я также понимаю, что у нас с вами есть отношения, но мы живем в ятрах в других городах. И вы проявляетесь через других людей: через преданных, с которыми мы общаемся, живем, служим вместе, через старших преданных. Распространенное мнение, и это так и есть, что воля Кришны проявляется через старших преданных. Как быть, если в жизни, например, есть наставления, которые ты не можешь выполнить. Я приведу пример своей собственной подруги, которая выполняла наставления, но была не удовлетворена внутри, и потом оставила сознание Кришны, потому что ей хотелось исполнить  эти желания. Есть какая-то потребность, которую можно направить для того, чтобы это был прогресс, а не деградация, наоборот. Когда я задавала подобные вопросы, мне сказали, что в принципе, шикша-гуру на месте, который должен быть у каждого преданного, который должен слушаться наставника уже, должен быть один. Чтобы не было такого, что один сказал одно, другой сказал третье. Потому что даже в моей ситуации, в моей жизни разные преданные, те же старшие, имеют разное мнение, по-разному говорят. Иногда не понимаешь, измышления ли это собственного ума. На что тебя тянет: на карму, на гьяну? Как это все совместить? Как понять, где воля Кришны? Как выбрать? Есть ли какие-то объективные критерии в выборе шикша-гуру? Я задавала этот вопрос здесь на лекции. Часть ответа была такая, что шикша-гуру должен быть один, и желательно, чтобы дикша-гуру дал благословения на то, чтобы ты принимала шикшу от этого шикша-гуру.

 
БВГМ: Объективный критерий есть. Объективный критерий для выбора дают сами шастры. Первый – это человек должен знать шастры и давать наставления на основании шастр. Очень часто наши наставления – некая вольная импровизация. Наставления должны соответствовать шастрам. Иногда шастра не очень уклюжая, не очень гладкая, тем не менее наставления должны быть в соответствии с шастрами. Если мы видим, что человек придерживается шастр в своих наставлениях и в своей жизни, то это первый критерий, на основании которого мы можем считать его гуру. Если человек не считает нужным слишком придерживаться шастр даже в своих наставлениях, а как-то интерпретирует это по своему, то я думаю, что надо просто повнимательнее поискать. Всегда шастры и гуру связаны друг с другом.

Другое наставление, или другой объективный критерий – это то, что у человека должен быть опыт духовный реальный. Этот реальный духовный опыт проявляется в его беспристрастности, в свободе от каких-то страстей. Естественно, это относительные понятия. Но, по крайней мере, мы можем видеть, что человек относительно свободен от этого влияния материальной энергии. Большую часть времени мы не действуем, мы реагируем на обстоятельства. Духовный опыт означает способность действовать, а не реагировать на обстоятельства. То есть действовать в соответствии с какими-то более высокими принципами. Можно видеть на основании чего человек действует. Движет им какая-то мстительность или еще что-то. Что такое мстительность – это реакция. Кто-то мне что-то сделал, я пытаюсь ему отомстить. Или он, усмирив свою первую реакцию, начинает действовать все-таки на основании каких-то более высоких ценностей, которые есть в шастрах. Это объективные критерии.

Понятно, что нет черно-белого определения, есть градация этого всего. Шастры все немножко знают. Пушкин об этом еще говорил: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь». И шлокой, слава Богу, у нас немудрено блеснуть. В целом надо все равно понимать, насколько целостное представление есть у человека, насколько он знает шастры. Главное, насколько он опирается на шастры и доверяет шастрам, и насколько он при этом живет в соответствии с ценностями шастр. Потому что в конце концов гуру должен нам объяснять волю Кришны, а воля Кришны изложена в шастрах. Если речь идет о воле Кришны, то воля Кришны изложена в шастрах, и нам надо только понять каким образом те истины, которые в шастрах изложены, применимы к моей конкретной ситуации здесь и сейчас. Потому что в шастрах много чего говорится. Но опора, фундамент должна быть на шастры.

 

 

Похожие записи