Шикша-гуру, дикша-гуру и наставники.,сходства и различия


ВОПРОС: На последней встрече учеников мы обсуждали тему дикша-гуру, шикша-гуру или роль наставника. Выяснилось, что у нас нет чёткого понимания, какое место в нашей жизни занимают эти личности, в особенности путаница с шикша-гуру. Вы делились особыми размышлениями на эту тему и говорили, что у вашего гуру-махараджа есть система наставников или кураторов. Они строго-настрого не называют кураторов шикша-гуру. Только сейчас мне стал ясен внутренний смысл того, что, собственно, куратор должен делать. Шикша-гуру – это гуру, отношения сверху-вниз, но куратор не должен становиться в эту вертикаль. Дорогой Гуру Махарадж, пожалуйста, объясните, кто такой шикша-гуру, и в каком случае у ученика может возникнуть оправданная необходимость принятия шикша-гуру? И при этом, чтобы личность дикша-гуру не уходила на другой план. Потому что лично у меня возникает некое ощущение подмены, которая происходит. Зачастую это не даёт возможности ученику развивать глубокие отношения с гуру. Часто мы слышим, что наш Гуру Махарадж находится далеко и редко к нам приезжает, поэтому мы не можем как следует понять его наставления. Разве внутренняя связь с гуру и понимание его желания, его настроения, его Кришна-катха зависят от этого? Расставьте, пожалуйста, правильные акценты.

БВГМ: Давайте чётко определимся, что есть шикша-гуру, и есть шикша-гуру. Наставник называется по-другому, для того чтобы не путать это с шикша-гуру. Но в каком-то смысле, так как он даёт наставления, это синоним шикши. Шикша – значит наставления. Тот, кто даёт наставления, является шикша-гуру. Однако, ещё раз: есть шикша-гуру, и есть шикша-гуру. Это понятие используется в наших писаниях по-разному. Основной смысл понятия шикша-гуру – это человек, чьи наставления мы принимаем абсолютно, безоговорочно, с той же самой полнотой, с какой мы принимаем наставления нашего дикша-гуру. Поэтому Кришнадас Кавирадж Госвами говорит, что между шикша-гуру и дикша-гуру разницы никакой нет. Если мы какого-то человека приняли шикша-гуру, мы должны понимать, что это реально означает, что он стал нашим гуру.Важным условием принятия шикша-гуру является его гармоничная связь с дикша-гуру. Наставления шикша-гуру и дикша-гуру не должны расходиться. Мы должны чувствовать, что устами шикша-гуру говорит наш дикша-гуру. В сущности, шикша-гуру – это некий человек, который уполномочен, и через него в нашей жизни в большей полноте проявляется дикша-гуру.

Иначе говоря, в полном смысле этого слова, шикша-гуру – это очень высокий уровень. Как правило, необходимость в таком шикша-гуру возникает, когда мы чувствуем, что мы не находим полностью того, что необходимо в наставлениях нашего дикша-гуру, когда мы чувствуем, что есть потребность в каких-то дополнительных наставлениях. Будь-то наставления, касающиеся шастр или каких-то других аспектов практики. В этом смысле наставник, хотя он является своего рода шикша-гуру, он всё-таки занимает немного другое положение. Он очень чётко понимает или должен понимать, по крайней мере, сферу своей ответственности. Его сфера ответственности ограничена в силу естественных причин. Он должен чётко понимать, до какого уровня он сам может помочь человеку. Как правило, наставник сам не так долго практикует сознание Кришны, у него, может быть, не такой глубокий опыт. Поэтому по определению он сможет довести человека только до определённого уровня, не дальше этого определённого уровня. И он не должен притворяться, что он может спасти человека, может дать ему абсолютное знание, может ответить на все его вопросы. Это будет плохо для него и ещё хуже для человека, которому он даёт такие наставления. Поэтому мы выделяем: есть наставник или куратор, или координатор, когда он играет такую роль, и есть гуру, чьи наставления мы пытаемся принять целиком, полностью, и чьи слова сами по себе исцеляют. Это очень важная вещь – когда речь идёт о гуру, то речь идёт не просто о логической составляющей того, что он говорит, но о силе, которая помимо логической составляющей, есть в его словах. Эта сила, сила его духовного опыта или реализаций – очень важный аспект отношений или динамики отношений гуру и ученика.

Вебдаршан 20.12.2014

 

Похожие записи