О харизматичности лидера…


Вопрос: Можно видеть харизматичный лидер, проповедуя, дает людям веру, но не в Кришну, а в себя. Потом такой лидер уходит и люди уходят. Как не сделать подмену в проповеди и давать людям Кришну, а не себя?

Ответ: Очень просто. Об этом, именно об этом я буду говорить завтра. Я хотел говорить об этом сегодня, но так как много овощей надо почистить, я решил перенести это назавтра. Потому что такой человек начинает говорить не о шастрах. Вместо того, чтобы привлекать людей к шастрам … как Шрила Прабхупада – Шрила Прабхупада не привлекал людей к себе. Люди привлекались к нему, потому что преданный становится привлекательным, но Шрила Прабхупада направлял людей на шастры. Он давал “Бхагавад-гиту”, он с самого начала начинал говорить “Бхагавад-гиту”. Я сейчас слушаю лекции Шрилы Прабхупады на хинди и мне очень нравится слушать лекции, потому что все понятно. Я абсолютно не знаю хинди, но мне всепонятно, потому что там хинди нет, там одна цитата из «Бхагавад-гиты» за другой и потом объяснение на хидни цитат, но я перевод их и так знаю.Шрила Прабхупада объясняет все это и одно удовольствие слышать – идет одна цитата за другой, он дает это все, связывая это все друг с другом. Тогда, как если я делаю это ради самого себя, я пытаюсь внимание человека так или иначе переключить на себя.

Шрила Прабхупада говорил об этом, он говорил, что был такой комментатор «Бхагавад-гиты», который комментировал слова Кришны. Кришна говорит ман-мана бхава мад-бхакто – думай обо Мне. Комментатор пишет: но на самом деле не нужно думать о Кришне, нужно думать о чем-то неизъяснимом, что находится в Кришне … и это в общем-то я, потому что мы все – Брахман. Нет, Кришна говорит: думай о Кришне, думай обо Мне и мы должны давать людям о Кришне, рассказать что-то, поделиться чем-то, что находится в шастрах и при этом, естественно, надо быть очень честным перед самим собой.Еще раз, это тема завтрашняя, но сегодня можно затронуть это немножечко. Такой человек начинает говорить что-то на потеху публики, на потребу, потому что к сожалению, шастры далеко не всегда пользуются популярностью. Если мы просто будем говорить шастры, то как-то мы не сможем привлечь так много людей, а человеку хочется больше, он думает, что проповедь – это когда я много людей привлекаю, что смысл проповеди в том, чтобы много-много людей меня слышали. Шрила Прабхупада говорил, он цитировал своего духовного учителя, что даже если один человек тебя услышит, это будет великой победой. И когда он ехал в Америку, он не знал кто его будет слушать и в какой-то момент его вообще никто не слушал и он сидел у себя в четырех стенах и диктовал введение в “Гитопанишад”, то, что стало предисловием к «Бхагавад-гите».

И он был при этом абсолютно счастлив, потому что он был наедине со словами Кришны, с шастрой, и это было было для него равнозначно тому, что он находился непосредственно с Кришной, разговваривать с Кришной. Тогда как если я хочу любой ценой привлечь людей, это тоже очень важный момент, что далеко не всегда успех проповеди измеряется числом людей привлеченных. Потому что люди могут привлекаться, но если я привлекаю их чем-то не тем, то я сею в их сердце семена будущих проблем. Они приходят в сознание Кришны – так сказать сознание Кришны, но так как изначально я пытаюсь их привлечь чем-то сюда: “Приходите в сознание Кришны, ну пожалуйста, ну приходите, вам хорошо будет, от всех болезней избавитесь …”, мы сеем семена проблем у людей. Поэтому успех проповеди не измеряется числом; успех проповеди измеряется чистотой, чтистотой наших мотивов, и желанием дать людям именно Кришну.И мы можем дать людям Кришну только в одном виде, в виде шастр, в виде Его слов, в виде кришна-катхи. И в этом успех проповеди. Шрила Прабхупада не был озабочен этим, он говорил: “Я не знал вообще, хоть один человек привлечется или нет.” Мы вчера видели это удивительное видео первого периода, когда Шрила Прабхупада сидит под деревом и поет этот мотив (поет): Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе/ Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе и можно просто посмотреть на Шрилу Прабхупаду, на этих людей, каких-то хиппи, которые танцуют там и на него, он был полностью сосредоточен на звуке Святого Имени.

И кто-то прокомментировал вчера, что даже не верится, что это было. Это действительно совершенно нереальная сцена: сидит пожилой человек из совершенно другой культуры, из совершенно другого мира, приехавший к хиппи в Америку. Сидит и поет Харе Кришна и люди повторяют за ним, люди откликаются на это. И он не хочет их никакими приманками взять. Если мы посмотрим, на самом деле самый лучший пример этого, если мы хотим понять, что значит подавать Кришну чисто, самый лучший пример – это Шрила Прабхупада. Никакого жеманства в его порповеди нет, никакого заигрывания с людьми, абсолютно никакого. Он просто говорит о Кришне. Слушают люди – хорошо; не слушают – ну что делать?! Хотят люди услышать – я даю им, не хотят люди услышать – это их право, это их свободная воля. Речь идет именно об этом и как раз именно второй тип веры, когда мы заставили другого человека заниматься так сказать преданным служением или служением Кришне с помощью разных приемов проповеднических, она и называется насильственная вера, с помощью разных штучек. И эта вторая категория веры очень плачевная и о ней стоит поговорить подробно, потому что она несет в себе семена очень больших проблем, она распространяется как раковая болезнь в обществе преданных, когда преданные так или иначе начинают говорить что-то от себя и очень много разных других бед или каких-то не очень хороших явлений появляется в результате такого рода так сказать проповеди или такого рода слушания. Она тоже появляется в процессе слушания, тоже возрастает в результате слушания, но это не та вера, которая нам нужна. Поэтому, простой ответ на этот вопрос: Как не делать подмену в проповеди и давать людям Кришну, а не себя? – для этого нужно рассказывать шастру и для этого нужно следовать Шриле Прабхупаде, для этого нужно пытаться понять, прочувствовать его дух и следовать тому, как он рассказывает о Кришне. Это будет самый лучший способ рассказывать другим людям о Кришне; способ, который не породит у нех ненужных проблем.

Семинар «Анартха Нивритти»

http://www.saranagati.ru/do…/doc_details/87—q-q—2008-.html

 

 

 

Похожие записи