Наставник — это шикша гуру?


ВОПРОС: Я слышала, что в общине Чоупати Радханатха Свами сказал об отношениях ученика и наставника, что ученик ни в коем случае не должен называть своего наставника шикша-гуру. В каком ключе должен ученик выстраивать отношения со своим наставником? Как наставник должен относиться к своему ученику?

БВГМ: Это несомненный факт, и у того есть очень серьёзная причина. По сути, наставник – это шикша-гуру. Само слово наставник – означает шикша-гуру. Там они, правда, называются «counsel», но «counsel» — это тоже, по сути дела, шикша-гуру. Он даёт counsel. Counsel – значит совет. Буквально, counselor – значит советник, или советчик. Шрила Гуру Махарадж установил этот принцип, и у этого есть очень серьёзная причина. Потому что в нашем сознании со словом «гуру» слишком многое связано. Если у нас появится некий шикша-гуру, находящийся рядом, то тенденция будет такая, что он будет, или может, заслонять в нашем сознании дикша-гуру. Либо произойдут ещё какие-то вещи, с точки зрения подопечного. С точки зрения наставника, это гораздо более безопасное состояние, если я пытаюсь помочь человеку сбоку, а не сверху. Быть другом – значит помогать по-дружески, то есть не рассчитывать на то, что любое моё слово будет принято на сто процентов и будет исполнено. Мол, если человек не исполняет, то он в майе, то он падёт, потому что он совершает апарадху. Друг советует особым образом. Друг не может приказывать человеку. Гуру может приказывать человеку, гуру иногда должен приказывать человеку. Друг не может приказывать, правильно? Если друг начнёт нам приказывать, мы скажем: «Зачем ты нам такой нужен?» Это некий раса-абхас, нарушение отношений, когда человек действует вопреки установившимся отношениям.«Шримад-Бхагаватам» говорит, что делает друг. Слушайте, это очень важный момент. Когда нам кто-то приказывает, и мы исполняем приказ, и такого рода отношениям есть место между гуру и учеником, то наш разум не включается. Мы просто делаем, и это хорошо, потому что мы принимаем высший разум.

Иногда наш разум даже может отключиться, чтобы мы смогли исполнить этот приказ. Отношения двух друзей только тогда отношения двух друзей, когда они включают друг у друга разум, когда они уважают свободу воли. Понимаете, да, в чём разница? Я уважаю свободу другого человека, я не приказываю ему, но в то же самое время, мне очень хочется ему помочь, и я помогаю ему найти всё это внутри. Эти отношения очень и очень важны. Говорится, что друг очень часто рассказывает своему другу притчи. И притчи – это что такое? Это какая-то вещь, которая позволяет посмотреть на ситуацию извне, увидеть свою собственную ситуацию через призму этой притчи, понять, каким образом мне действовать. Поэтому эти отношения старшего друга, где смешиваются вместе сакхья и ватсалья, они очень важны, потому что они помогают человеку включить разум, сохраняют его свободу воли. Если человек рассчитывает, или хочет какой-то дружбы, но при этом он всё время поучает, никакой дружбы не может быть. Правильно? Были у вас такие друзья, которые постоянно норовили вас поучать? Что вам хотелось? Убежать подальше от них. Правильно? Какой это друг, который постоянно только этим занимается?

Нужно очень хорошо понимать, в чём моя роль по отношению к подопечному. Я уже сказал, что роль наставника по отношению к подопечному не только и не столько сказать ему что-то, что он должен делать, сколько помочь ему самому понять, что он должен делать, разными способами: через священные писания, через какие-то рассказы о других людях, через вдохновение. Если человек начинает мнить себя гуру, если он начинает играть роль гуру, то он очень быстро может насовершать таких оскорблений, от которых он потом не оберётся. Я видел и, к сожалению, наблюдаю эту ситуацию, эту динамику, когда наставник пытается, чтобы его подопечные предались ему: «Предайтесь мне, вы должны предаться, ваш дикша-гуру далеко», «От кого вы всё получаете?», «Вы же всё получаете от того, кто рядом». Логично? Абсолютно логично. Какой вывод? Предаться надо и слушаться беспрекословно. Всякий раз, когда я вижу такую динамику, у меня сжимается сердце. Потому что, ещё раз, в духовной жизни мы помогаем человеку пробудить разум, пробудить свободу воли, пробудить осознанность. Отношения другого рода работают против этой цели.

Вэбдаршан 

http://www.saranagati.ru/darshans/2015-04-07-08-06-08/1765—05022015-.html

Похожие записи