Обязанности гуру и ученика


Вопрос: Скажите, пожалуйста, какие обязанности у ученика по отношению к учителю, и какие обязанности у духовного учителя по отношению к ученику?

БВГ: У учителя есть, в сущности, две обязанности по отношению к ученику: рассеивать сомнения, которые возникают у него (по отношению к шастрам, к практике) – то есть, помогать ему в сложных моментах практики; и второе – делиться вкусом. Это – две главных обязанности учителя: он должен на логическом, понятийном, интеллектуальном уровне объяснить человеку, в чем смысл его практики, и он должен, так или иначе, до какой-то степени поделиться своим вкусом, своим опытом.Таким образом происходит обучение.

Это можно делать самым разным способом: это можно делать в личном общении, это можно делать на расстоянии. В Ведах говорится, что есть панча-тантра. Панча-тантра – это пять способов обучения ученика учителем. И там говорится, что есть матсйа-тантра – как рыба учит своих детей; как черепаха учит – курма-тантра; есть еще марджари-тантра – как кошка учит; марката-тантра – как обезьяна учит; еще какой-то один способ… И там говорится, что в каких-то ситуациях… Иногда учитель, просто думая о своем ученике, как черепаха, медитируя на своего ученика, желая ему блага, молясь о нем, учит его. Внешне это может никак не проявляться, но у него есть этот настрой.То есть, есть разные способы обучения, но, в конечном счете, они сводятся к двум вещам: рассеять сомнения человека и поделиться каким-то опытом, вкусом; показать, что, на самом деле, духовная жизнь – это не так сложно, и что это нечто, что каждый может делать и что каждому нужно делать.Что касается ученика, то он должен… Про ученика говорится:тад виддхи пранипатенапарипрашнена севайаупадекшйанти те джнанамджнанинас таттва-даршинах(Б.-г., 10.9).

В этом стихе обязанности учителя и ученика изложены. Про учителя говорится, что он джнанинас и таттва-даршинах. Джнанинас значит, что он хорошо знает шастру и может объяснить шастру, может рассеять сомнения относительно шастры. Таттва-даршинах значит, что у него есть опыт видения истины – он обладает собственным опытом и может им поделиться; это значит, у него есть вкус и он может этим вкусом поделиться.А обязанности ученика очень просты: тад виддхи пранипатена… Тад виддхи – какие есть правила? Пранипат – он должен смиренно служить своим телом. Парипрашна – значит, он должен смиренно служить своей речью, задавать вопросы; иначе говоря, он должен проявлять смирение в речи: не думать, что я сам все знаю, а задавать какие-то осмысленные вопросы, когда они возникают, не стесняться задавать вопросы. И севайа – ум его должен быть настроен на служение, на то, чтобы делать не то, что я хочу, а то, что хочет духовный учитель; на то, чтобы доставить ему удовольствие своими словами, своей речью, своими поступками какими-то.Вот, собственно, все. Вот такая простая формула. В одном стихе «Бхагавад-гиты» все сказано.

Ш .Б .3.29.17 Лекция на нама-хатте в Москве

Транскриб лекции:   http://saranagati.ru/lectures/lectures-sb/1987—32917——.html

Видеозапись: http://saranagati.ru/video/bhaktisatry/srimad-bhagavatam/1978—20140613.html

 

Похожие записи