Взаимоотношения с гуру


Вопрос: как мы понимаем гуру? Кто такой гуру?
 
Ответ:
Все знают – нам нужен гуру. Нужен нам гуру? Нужен. Это понятно, это аксиома, с этой аксиомой мы все уже давно смирились, мы ее приняли, ме не последователи Кришна-мурти, который всю свою жизнь проповедовал, что гуру не нужен. Мы все выучили стих «тад виддхи пранипатена» и все в порядке, все у нас схвачено. Но если задуматься какие представления у людей бывают о гуру, как правило, первое, что сразу приходит в голову:

1. Гуру – это бесплатный психотерапевт. Я читал одну статью некоего христианского публициста, который сказал, что обычно религиозные организации оказывают дешевую, но очень низкокачественную психологическую помощь. Это, в общем, так сказать, главная миссия религиозных организаций. Люди туда тянутся, нужна им дешевая помощь, придут там … Ну, особенно, конечно, цацкаться с ними тут тоже не будут, но как-то да чего-то утешат. Это одно представление о гуру. Нужен нам постоянный бесплатный психотерапевт? Потому что периодически психологические проблемы возникают. На кого все вылить? Всегда есть кто-то. Есть много других представлений:

2. Гуру – отец родной. У отца обычно что берут? Деньги [?] (смеется) или получить там то, что в детстве мы не дополучили, поэтому нам гуру нужен.

3. Тот, кто благословления дает. К гуру за благословлениями приходят: „Благословите, батюшка!” Иначе говоря, тот, кто по дешевке все наши желания может исполнить.

4. Спаситель! Правильно? Гуру – спаситель наш! Он меня спас! Иначе говоря, гуру должен будет Богу взятку дать, чтобы я пробрался в духовный мир, примерно так или какую-то там устроить с Ним сделку, чтобы Он мне разрешил туда вернуться. Много разных представлений. Одно, тоже очень утомительное, это тот, кому служить надо. Иначе говоря, теперь у меня официальный кумир есть и я могу ему поклоняться и чувствовать себя хорошо.

5. Мой вечный муж …

Много разных других представлений есть о том, что гуру должен дать…

*****
Но что должен гуру дать? Гуру не должен стать нашим менеджером, который нами руководит; гуру не должен стать нашим отцом, прости Господи, гуру не должен стать еще кем-то. Гуру должен дать нам вкус к кришна-катхе, к шастре, к логике шастр, гуру должен нас постоянно возвращать к этой шастре, потому что мы слушаем снова, снова и снова. Мы многое из того, что мы слушаем, мы много раз слушали. Каждый раз мы находим что-то новое, мы углубляем это. Гуру – тот, кто все время открывает нам что-то новое в том, что тысячу раз, извините за выражение, мы уже слышали. И это только гуру может делать, тот, кто действительно может нам сказать: „Ты не это тело!” и у нас слезы покатятся из глаз и мы скажем: „Ну, конечно, наконец-то я это услышал!” Это гуру, это его слова. Мы тысячу раз, сто тысяч раз это слышали, вдруг мы еще раз услышали это от гуру и перед нами бездна разверзлась – в этих простых словах, которые там есть. Это то, что гуру должен дать. Это васудева-катха ручи, вкус к васудева-катхе.

В этом суть отношений духовного учителя и ученика, только в этом. Все остальное может быть, а может не быть. Но если это есть, все остальное есть. Если этого нет, ничего другого нет.

*****

Иногда мы думаем, что чтобы служить духовному учителю, мне нужно находиться рядом с ним и постоянно омывать его лотосные стопы, снимать с него носки и поливать его из кувшина: вот это будет общение! Вишванатх Чакраварти Тхакур говорит, что это все ерунда, это все поверхностно, все эти формы общения – ерунда. Прасанга (глубокое, близкое общение) наступет тогда, когда гуру начинает рассказывать своему ученику о Кришне. Это самое близкое общение, нет более близкого общения. НЕТ ДРУГОГО, БОЛЕЕ БЛИЗКОГО ОБЩЕНИЯ!

Похожие записи