О взаимоотношениях гуру и ученика


Вопрос: Вы не могли бы рассказать о взаимоотношениях ученика с учителем, когда ученик  воспринимает духовного учителя как Бога.          

Ответ: Очень просто. В отношениях с духовным учителем, кто такой духовный учитель? Духовный учитель это что-то вроде груши для битья, когда мы тренируемся.

Мы должны предаться Богу, но так как мы не знаем Бога, не видим Бога, не понимаем Бога, есть отношения с духовным учителем и мы должны принять его как Абсолют. Принять как Абсолют значит принять его как Абсолют. Кришна объясняет это в «Бхагавад-гите»: тад виддхи пранипатена  парипрашнена севайа  упадекшйанти те джнанам джнанинас таттва-даршинах (БГ, 4.34), когда Он говорит, что: «Ты должен проявить смирение  перед духовным учителем, потому что только таким образом ты сможешь обрести знание». Знание приходит в конце концов от Кришны через духовного учителя. Не непосредственно от Кришны, а в процессе нашего предания. И я воспринимаю духовного учителя как Бога в том смысле, что я предаюсь ему. 

Я должен отбросить какую-то свою зависть по отношению к нему, потому что очень часто в отношениях учителя и ученика может присутствовать зависть. Ученик видит, что духовный учитель учит или наслаждается чем-то, или получает какую-то славу и он думает: «А что вообще, можно научиться говорить как он. Сейчас надо присмотреться, чтобы имитировать потом». И появляется зависть какая-то, потому что он хочет, в сущности, наслаждаться чем-то сам. Но как Кришна объясняет Арджуне, будучи его духовным учителем,  и говорит: «Я сейчас дам тебе знание, раскрою тебе тайну, —  почему? — потому что у тебя есть два качества: анасуйа — независтливый». И «независтливый» значит «Ты принимаешь все то, что я тебе говорю, значит у тебя нет зависти по отношению ко мне, значит ты не пытаешься выискивать недостатки во мне». Асуйа значит «попытки выискивать недостатки даже там, где их нет». И: «ты Мой друг, — или Он говорит в другом месте: «Ты мой бхакта» — значит, что: «ты будешь делать то, что Я тебе скажу, —  и Мой сакха —  Мой друг и это значит, что ты будешь делать это с доверием с любовью». В сущности, эти два настроения должны быть у ученика по отношению к духовному учителю. Он должен быть бхактой, или слугой.  Бхакта значит слуга.  Духовный учитель говорит что-то — я делаю, понимая. что это ради моего же блага. И сакха значит друг. Друг значит, что я не просто это делаю, а делаю с очень большим желанием, без какой-то неприязни. Я принимаю духовного учителя как Абсолют потому, что в противном случае мне придется принять свой ум как Абсолют, я принимаю его как моего вечного доброжелателя и действую таким образом в отношениях с ним. И Кришна становится доволен.

Кришна как Сверхдуша начинает учить меня через духовного учителя. На самом деле в этой связке всегда присутствует третий — Сам Кришна в виде Параматмы или Сверхдуши. И когда человек принимает духовного учителя так, то у Кришны развязываются руки. Он думает: «Ну надо же, все, он принял его. Теперь Я могу его учить, у Меня появляется возможность его учить». Он начинает его учить. Часто задается вопрос какой-то, духовного учителя нет рядом. Человек ставит запись с лекцией духовного учителя и духовный учитель отвечает целиком на вопрос. Он думает: «Ну надо же, откуда он это знал?». Это Кришна направил нашу руку к нужной кассете или к нужному диску и Кришна ответил на наши вопросы. То есть Он начинает учить нас через духовного учителя. Поэтому это так важно.

(диск 86, лекция 4)

Похожие записи