Гуру — это принцип


Вопрос: Вы говорили про отношение к гуру, с тем же бхакти к духовному учителю. А какой вид гуру имеется ввиду?

Ответ: Гуру есть гуру. Гуру один. И мы должны понимать, что гуру – это принцип. Он проявляется в разных людях. И в начале очень важно, чтобы у нас был один источник информации. Один источник наставлений. Потом, со временем, мы можем понять, каким образом те наставления, которые мы получили от духовного учителя, который, на самом деле, изначально исходят от Бога, они транслируется через других людей. Но в начале нам нужен один человек. Очень важно с самого начала зафиксировать свое сознание на одном человеке, слушать его.

Шрила Прабхупада об этом очень четко сказал. Его ученики просили: «Свамиджи, вы сейчас уезжаете. Вы болеете. Уедите в Индию, и непонятно, вернетесь ли вы или нет? Пришлите кого-то вместо себя». Шрила Прабхупада сказал: «Я могу прислать кого-то вместо себя, но если он скажет хотя бы одно слово иначе, чем я. Это разрушит вашу веру». И поэтому он не прислал никого, потому что он не был уверен в том, что люди будут говорить точно то же самое, что он. Точно также, как он. С таким же настроением, как он.

Поэтому человеку в начале очень важно, чтобы у него был один источник наставлений. У нас всегда есть два источника наставлений, как минимум, это наставления Шрилы Прабхупады, которые являются главным источником наставлений, его книги, и все остальное. И наставления нашего духовного учителя, который передает нам, объясняет смысл этих наставлений. И то, и другое важно в нашем случае. Но они не различаются. В конце концов, наш духовный учитель учит нас тому, что написано в книгах Шрилы Прабхупады на основании какого-то своего опыта и своего понимания.

Но в начале нужно, чтобы был один источник. Потом, когда мы освоились с этим, когда мы начали понимать собственно все учение. Когда мы как минимум достигли уровня, я б сказал так, как минимум уровня санкалпы, решимости. Уже после манаса. Т.е. если пользоваться этой схемой, то сначала слова, потом речь, потом манас, потом санкалпа. Когда у нас появилась эта решимость, когда знание трансформировалось в решимость, тогда мы сможем также услышать наставления нашего духовного учителя из других уст. И мы будем понимать, что это он с нами говорит.

В идеале мы должны в любых словах услышать наставления духовного учителя, и понимать.

Но в начале, если мы будем слушать разных людей, мы просто потеряем веру, запутаемся, и это парализует нас. Противоречивые наставления парализуют. Поэтому это очень важно. Шрила Шиварама Махарадж говорит, объясняет, что такое шикша? Шикша – это не просто наставления. Это согласованное наставление. Когда наставник дает какие-то наставления своему подопечному, он должен обязательно согласовать их с наставлениями духовного учителя. Он должен передавать или транслировать наставления духовного учителя. Наставления должны быть согласованы. Тогда это будет шикша, тогда она будет спасать. Если наставник говорит одно, духовный учитель говорит другое, кто-то еще президент храма говорит третье, Ангира Муни говорит четвертое, то единственное, что он может сказать: «Вы разберитесь сами, я пошел на роликах кататься. Не сбивайте меня с толку».

Фестиваль «Прити-лакшанам», Казань, 17.05.2013 г.

Похожие записи