Гуру и ученик

Взаимоотношения между гуру и учеником


Оскорбительно ли сомневаться в словах старших преданных

Вопрос: Почему бытует мнение, что высказывать свои сомнения в словах старших преданных, не говоря уже о гуру – это оскорбление? Так ли это? 

Ответ: Нет, не так. Мы можем сомневаться, это наше право, но сомнение сомнению рознь. Мы можем сомневаться и даже высказывать свои сомнения, но главное – правильно сформулировать это сомнение и главное – правильно отнестись к этому сомнению внутри. Если у нас есть какое-то сомнение, надо очень смиренно подойти к этому человеку и сказать: “Вот так и так, я услышал от Вас что-то, что по той или иной причине расходится с моим пониманием шастр или того, что я слышал от Шрилы Прабхупады или от Гуру Махараджа. Не могли бы Вы мне пояснить это?” И лучше не обсуждать это сомнение с кем-то еще, а лучше прямо подойти к этому человеку и спросить, задать ему этот вопрос. И если мы таким образом сформулируем свое сомнение очень смиренно, а не будем на всех перекрестках толковать: “Он там говорит что-то неаторитетное, то, се…”, то тогда это правильно. Еще раз, в чем смысл высказывать эти сомнения? Если мы уверены в том, что этот человек сказал что-то неправильное и мы уверены в этом и у нас есть серьезное основание думать, что это некая не совсем правильная вещь, то нет смысла тоже об этом говорить. Нет смысла на каждом углу толковать об этом. Если мы не уверены, то надо подойти и попытаться рассеять свое сомнение очень смиренно. Люди же начинают высказывать свое сомнение для того, чтобы опять же гордиться. Если я высказываю свое сомнение для того, чтобы показать, что я выше этого человека, то тогда это оскорбление, потому что мотив изначально оскорбительный. А так, сомнения могут быть.

(далее…)


Как узнать доволен ли гуру если он ничего не знает о своем ученике

Вопрос: Как узнать, доволен ли духовный учитель моим служением, если он далеко от меня и ничего обо мне не знает. Это моя проблема, что я отдаляюсь от гуру и не даю ему о себе знать?

Ответ: Именно поэтому я очень прошу, чтобы преданные отчитывались, чтобы координаторы собирали эти отчеты и посылали мне. Есть целый сайт, на котором эти отчеты публикуются. Я стараюсь принимать это служение ─ это объективная потребность, человек должен понимать, что он действует ради кого-то. Если он не чувствует, что его служение кому-то нужно, то немудрено, что он будет испытывать какие-то переживания в этом отношении. Поэтому не стесняйтесь, предложите свое служение, это можно сделать через координаторов, я с удовольствием приму.Если Вы чувствуете, что происходит отдаление, нужно что-то сделать, это естественная вещь. Отношения ─ это очень динамичная вещь, иногда они сильнее, иногда слабее. Какие-то обиды ослабляют их и наоборот, какие-то воодушевляющие события в нашей жизни делают их крепче. Поэтому надо стараться каждый день укреплять эти отношения. Я каждый день стараюсь слушать лекции духовного учителя, или Шрилы Прабхупады. Я стараюсь медитировать на Гуру-парампару, это не всегда получается, но это традиционный способ – человек должен вспоминать не только своего духовного учителя, но всю цепочку духовных учителей, стоящую за ним и соединяющую нас с Кришной. Медитация на Гуру-парампару должна стать частью нашей садханы. Недаром у нас на алтаре стоят фотографии духовных учителей, которые ближе всего к нам, поэтому старайтесь делать что-то и не опускайте руки, это очень важно.Что касается того, доволен ли духовный учитель нами? Если преданные нами довольны, если мы строим плодотворные отношения с другими преданными, если мы служим и если мы счастливы, ─ духовный учитель будет доволен, я могу вам это точно сказать. Когда я вижу человека, который счастлив в сознании Кришны, это самый большой источник счастья для меня. Когда я вижу человека, у которого есть какие-то проблемы, скрытые, явные, доступные его пониманию, не доступные ─ это очень сильно меня огорчает..

вэб-даршан 02.12.2015

(далее…)


Зачем замужней женщине принимать гуру

Вопрос: Зачем замужней женщине в наше время нужно принимать официально дикшу и дикша – гуру соответственно?

Ответ: Замужней женщине принимать дикшу и дикша – гуру не нужно. Дикша и дикша – гуру нужны не замужней женщине, они нужны душе. Если Вы отождествляете себя только со своим мужем, со своей семьей, то тогда Вам не нужен гуру. Если Ваше главное понимание того, кто Вы есть исчерпываются этим, то тогда Вам не нужен гуру.

(далее…)


Наставник — это шикша гуру?

ВОПРОС: Я слышала, что в общине Чоупати Радханатха Свами сказал об отношениях ученика и наставника, что ученик ни в коем случае не должен называть своего наставника шикша-гуру. В каком ключе должен ученик выстраивать отношения со своим наставником? Как наставник должен относиться к своему ученику?

БВГМ: Это несомненный факт, и у того есть очень серьёзная причина. По сути, наставник – это шикша-гуру. Само слово наставник – означает шикша-гуру. Там они, правда, называются «counsel», но «counsel» — это тоже, по сути дела, шикша-гуру. Он даёт counsel. Counsel – значит совет. Буквально, counselor – значит советник, или советчик. Шрила Гуру Махарадж установил этот принцип, и у этого есть очень серьёзная причина. Потому что в нашем сознании со словом «гуру» слишком многое связано. Если у нас появится некий шикша-гуру, находящийся рядом, то тенденция будет такая, что он будет, или может, заслонять в нашем сознании дикша-гуру. Либо произойдут ещё какие-то вещи, с точки зрения подопечного. С точки зрения наставника, это гораздо более безопасное состояние, если я пытаюсь помочь человеку сбоку, а не сверху. Быть другом – значит помогать по-дружески, то есть не рассчитывать на то, что любое моё слово будет принято на сто процентов и будет исполнено. Мол, если человек не исполняет, то он в майе, то он падёт, потому что он совершает апарадху. Друг советует особым образом. Друг не может приказывать человеку. Гуру может приказывать человеку, гуру иногда должен приказывать человеку. Друг не может приказывать, правильно? Если друг начнёт нам приказывать, мы скажем: «Зачем ты нам такой нужен?» Это некий раса-абхас, нарушение отношений, когда человек действует вопреки установившимся отношениям.«Шримад-Бхагаватам» говорит, что делает друг. Слушайте, это очень важный момент. Когда нам кто-то приказывает, и мы исполняем приказ, и такого рода отношениям есть место между гуру и учеником, то наш разум не включается. Мы просто делаем, и это хорошо, потому что мы принимаем высший разум.

(далее…)


Качества наставника

ВОПРОС: Как можно понять, у кого можно принять руководство, кого выбрать наставником?

БВГМ: Очень сложный вопрос. У вас должно быть доверие к этому человеку. Надо, прежде всего, судить по его качествам, а не по каким-то внешним регалиям, не потому что его другие считают наставником, не потому что у него много людей, которым он даёт наставления. Именно потому, что у него есть определённые качества. Среди этих качеств несколько очень важных. Одно качество – это бескорыстие, то есть способность жертвовать собой ради благополучия другого человека, отказываться от каких-то своих интересов.  И отрешённость. Отрешённость по-разному проявляется в этом мире: скромность, смирение, терпение, или не гневливость. Человек, который не обладает определённой степенью отрешённости, человек, очень сильно привязанный, часто выходит из себя. Привязанность заставляет человека выходить из себя, гневаться, потому что, что-то не по-моему.  

Эта отрешённость – гарантия того, что человек, давая какие-то наставления, не будет при этом учитывать свой собственный интерес. Основное качество наставника, которое делает его наставником, заключается в этом, в том, что я даю наставления, не исходя из своего корыстного интереса. Я пытаюсь понять человека, пытаюсь помочь ему самому понять, что ему нужно. На самом деле наставник всего лишь навсего должен помочь человеку. Человек уже знает верный ответ на все свои вопросы. Просто он не может его найти в какой-то каше, которая у него в голове. Наставник должен, в сущности, не обязательно дать какие-то наставления, как он думает, или считает нужным. Он должен помочь другому человеку найти этот правильный ответ в своём собственном сердце. Если я просто дам какой-то ответ со стороны, эта вещь останется посторонней. Ответ человек должен найти сам, у себя в сердце. Роль наставника в том, чтобы помочь в этом. Он может помочь, сказав что-то конкретное, и человек поймёт: «Да, я всегда это знал, но он ответил». Он может не сказать ничего, он может задать какой-то вопрос, может попросить нас ответить. Для этого он должен быть отрешён. Эта отрешённость является очень важным качеством наставника.

(далее…)


О харизматичности лидера…

Вопрос: Можно видеть харизматичный лидер, проповедуя, дает людям веру, но не в Кришну, а в себя. Потом такой лидер уходит и люди уходят. Как не сделать подмену в проповеди и давать людям Кришну, а не себя?

Ответ: Очень просто. Об этом, именно об этом я буду говорить завтра. Я хотел говорить об этом сегодня, но так как много овощей надо почистить, я решил перенести это назавтра. Потому что такой человек начинает говорить не о шастрах. Вместо того, чтобы привлекать людей к шастрам … как Шрила Прабхупада – Шрила Прабхупада не привлекал людей к себе. Люди привлекались к нему, потому что преданный становится привлекательным, но Шрила Прабхупада направлял людей на шастры. Он давал “Бхагавад-гиту”, он с самого начала начинал говорить “Бхагавад-гиту”. Я сейчас слушаю лекции Шрилы Прабхупады на хинди и мне очень нравится слушать лекции, потому что все понятно. Я абсолютно не знаю хинди, но мне всепонятно, потому что там хинди нет, там одна цитата из «Бхагавад-гиты» за другой и потом объяснение на хидни цитат, но я перевод их и так знаю.Шрила Прабхупада объясняет все это и одно удовольствие слышать – идет одна цитата за другой, он дает это все, связывая это все друг с другом. Тогда, как если я делаю это ради самого себя, я пытаюсь внимание человека так или иначе переключить на себя.

Шрила Прабхупада говорил об этом, он говорил, что был такой комментатор «Бхагавад-гиты», который комментировал слова Кришны. Кришна говорит ман-мана бхава мад-бхакто – думай обо Мне. Комментатор пишет: но на самом деле не нужно думать о Кришне, нужно думать о чем-то неизъяснимом, что находится в Кришне … и это в общем-то я, потому что мы все – Брахман. Нет, Кришна говорит: думай о Кришне, думай обо Мне и мы должны давать людям о Кришне, рассказать что-то, поделиться чем-то, что находится в шастрах и при этом, естественно, надо быть очень честным перед самим собой.Еще раз, это тема завтрашняя, но сегодня можно затронуть это немножечко. Такой человек начинает говорить что-то на потеху публики, на потребу, потому что к сожалению, шастры далеко не всегда пользуются популярностью. Если мы просто будем говорить шастры, то как-то мы не сможем привлечь так много людей, а человеку хочется больше, он думает, что проповедь – это когда я много людей привлекаю, что смысл проповеди в том, чтобы много-много людей меня слышали. Шрила Прабхупада говорил, он цитировал своего духовного учителя, что даже если один человек тебя услышит, это будет великой победой. И когда он ехал в Америку, он не знал кто его будет слушать и в какой-то момент его вообще никто не слушал и он сидел у себя в четырех стенах и диктовал введение в “Гитопанишад”, то, что стало предисловием к «Бхагавад-гите».

(далее…)


Какие должны быть отношения: наставник — подопечный?

ВОПРОС: Отношения между наставником и подопечным должны быть больше дружескими, или старшего и младшего? Иногда чувствуется давление. Хочется прояснить, как правильно реагировать.

БВГМ: Прежде чем отношения смогут стать по-настоящему дружескими, нужно всё-таки занять положение снизу. Дружба возможна между равными или между людьми, которые в начальном положении были не равными, но в процессе общения очень хорошо приблизились друг к другу. Например, отношения мужа и жены. Вначале это, безусловно, отношения ведомого и ведущего, лидера и того, кто принимает защиту лидера. Хотя это распределение ролей остаётся, но по мере того, как они общаются друг с другом, постепенно начинает преобладать дружба, когда люди общаются друг с другом на уровне разума, обсуждают что-то, пытаются вместе понять вопросы, которые их интересуют. Вначале, чтобы мы получили полное благо от отношений со своим наставником, самое лучшее всё-таки принять положение подопечного, ученика, смиренно задавать вопросы.

Давление – это не такая плохая вещь, если это давление делается бескорыстно, ради нашего блага. Любой родитель знает, что если не оказывать никакого давления на детей, то из детей ничего не вырастет, они никогда не смогут стать хорошими людьми. Какая-то толика давления хороша, однако при этом нужно понимать, что любые настоящие отношения всегда исходят из понимания того, что человек свободен. В отношениях мы должны оставаться свободными. Любой человек, сверху он или снизу, должен уважать свободу другого человека и свою собственную свободу. К сожалению, это ошибка, которую часто допускают. Когда у человека появляется привязанность к этим отношениям, когда он хочет получить что-то от другого человека, будь то старший или младший, он лишается своей собственной свободы и пытается лишить другого человека свободы. Если вы чувствуете, что есть какое-то нарушение свободы – это другое. Но не нужно думать, что любое давление есть нарушение свободы.

(далее…)


Шикша-гуру, дикша-гуру и наставники.,сходства и различия

ВОПРОС: На последней встрече учеников мы обсуждали тему дикша-гуру, шикша-гуру или роль наставника. Выяснилось, что у нас нет чёткого понимания, какое место в нашей жизни занимают эти личности, в особенности путаница с шикша-гуру. Вы делились особыми размышлениями на эту тему и говорили, что у вашего гуру-махараджа есть система наставников или кураторов. Они строго-настрого не называют кураторов шикша-гуру. Только сейчас мне стал ясен внутренний смысл того, что, собственно, куратор должен делать. Шикша-гуру – это гуру, отношения сверху-вниз, но куратор не должен становиться в эту вертикаль. Дорогой Гуру Махарадж, пожалуйста, объясните, кто такой шикша-гуру, и в каком случае у ученика может возникнуть оправданная необходимость принятия шикша-гуру? И при этом, чтобы личность дикша-гуру не уходила на другой план. Потому что лично у меня возникает некое ощущение подмены, которая происходит. Зачастую это не даёт возможности ученику развивать глубокие отношения с гуру. Часто мы слышим, что наш Гуру Махарадж находится далеко и редко к нам приезжает, поэтому мы не можем как следует понять его наставления. Разве внутренняя связь с гуру и понимание его желания, его настроения, его Кришна-катха зависят от этого? Расставьте, пожалуйста, правильные акценты.

БВГМ: Давайте чётко определимся, что есть шикша-гуру, и есть шикша-гуру. Наставник называется по-другому, для того чтобы не путать это с шикша-гуру. Но в каком-то смысле, так как он даёт наставления, это синоним шикши. Шикша – значит наставления. Тот, кто даёт наставления, является шикша-гуру. Однако, ещё раз: есть шикша-гуру, и есть шикша-гуру. Это понятие используется в наших писаниях по-разному. Основной смысл понятия шикша-гуру – это человек, чьи наставления мы принимаем абсолютно, безоговорочно, с той же самой полнотой, с какой мы принимаем наставления нашего дикша-гуру. Поэтому Кришнадас Кавирадж Госвами говорит, что между шикша-гуру и дикша-гуру разницы никакой нет. Если мы какого-то человека приняли шикша-гуру, мы должны понимать, что это реально означает, что он стал нашим гуру.Важным условием принятия шикша-гуру является его гармоничная связь с дикша-гуру. Наставления шикша-гуру и дикша-гуру не должны расходиться. Мы должны чувствовать, что устами шикша-гуру говорит наш дикша-гуру. В сущности, шикша-гуру – это некий человек, который уполномочен, и через него в нашей жизни в большей полноте проявляется дикша-гуру.

(далее…)


Вера в отношениях с духовным учителем

Вопрос: Вы говорили на лекции, что Кришна будет все так устраивать, чтобы проверить нашу веру … и нам нужно будет снова доказывать и таким образом она будет расти. Гуру связан с Кришной и является ли это утверждение по отношению к гуру, тоесть будет ли такое, что будет пропадать вера в Гуру и это будет гуру-апарадхой или Кришна будет так устраивать, чтобы укрепить нашу веру в гуру?

Ответ: Тут нету каких-то жестких правил или жесткого закона. Не то, что обязательно наша вера в гуру должна пропасть или должна быть подвергнута каким-то испытаниям. Но любые внешние испытания – проявление каких-то внутренних проблем. И если это случилось с нами… Как правило, если человек реально медитирует на своего духовного учителя и пытается понять каким образом Кришна или Параматма действует через него в моей жизни, то его вера в гуру не должна теряться. Но, одновременно с этим мы видим, что во многих ситуациях люди утрачивают свою веру. Как правило, потому что какие-то ожидания не исполняются, еще что-то, или … то есть, это может быть. И если человек утратил веру, то это уже не испытание его веры, он уже ее потерял. Испытание веры — это когда он еще ее не потерял, но ему нужно приложить какие-то усилия для того, чтобы ее восстановить или укрепить. Тогда это испытание.

(далее…)


Развитие отношений с духовным учителем

Вопрос: Ученик принял в сердце духовного учителя. Как правильно дальше ученику развивать отношения с гуру?

БВГМ: Отношения с гуру развиваются в результате нашего служения духовному учителю. Точно так же как отношения мужа и жены развиваются, если они начинают служить. Если муж будет пытаться просто наслаждаться женой, а жена будет просто наслаждаться мужем, то в результате этого их отношения очень скоро разрушатся. Любая попытка эксплуатации в отношениях приводит к разрушению этих отношений, но служение углубляет отношения. Так что надо служить. Примером этого является Шрила Прабхупада.

Шрила Прабхупада не так много лично общался со своим духовным учителем, но он был очень сильно настроен или сконцентрирован на служении ему. Всё то, что он делал, он, так или иначе, связывал со служением ему. И в результате этого отношения их стали такими глубокими, что он, по сути дела, единственный из учеников, кто сумел выполнить сокровенную миссию своего духовного учителя. Он понял его внутреннее настроение и сумел в абсолютно невероятных условиях эту миссию реализовать. Так что есть только один способ для углубления любых отношений. Отношения матери с сыном или с детьми становятся более глубокими, когда она служит им и так далее.

(далее…)