Господь, спутники и атрибуты

Господь, Его спутники и атрибуты


Способен ли человек полюбить Бога и стать его преданным без знания шастр

Способен ли человек полюбить Бога и стать его преданным без знания шастр?

Способен, безусловно способен. Это не зависит от знания шастр, это зависит только от его общения с тем, у кого есть любовь к Богу. Но, если он действительно получил этот импульс и хочет полюбить Бога, он так же понимает, что Бог раскрывает себя в шастрах и он начинает изучать шастры для того, чтобы полюбить Бога. В принципе, это возможно, но в реальности человек все равно должен изучать шастры. Однако, в начале стоит именно желание полюбить Бога, изучение шастр не стоит у истоков этого. (далее…)


Закон проявления Бога

Вопрос: Почему Кришна изначально был только у людей, живущих в Индии, чем провинились остальные? Карма так проявляется? Почему Кришна одет как принято в Индии, а не по-другому?
Спасибо большое за этот вопрос, я тоже иногда задавал себе этот вопрос где-то на заре своей практики духовной науки. И ответ на этот вопрос формулирует Господь Брахма в своих молитвах творческой энергии, где он говорит:

твам бхакти-йога-парибхавита-хрит-сароджа
ассе шрутекшита-патхо нану натха пумсам
йад-йад-дхийа та уругайа вибхавайанти
тат-тад-вапух пранайасе сад-ануграхайа (Бхаг. 3.9.11)

Это стих, знаменитый стих из «Шримад-Бхагаватам», где формулируется принцип или закон проявления Бога. Бог проявляет себя так, и в той форме, в какой человек хочет и готов Его увидеть йад-йад-дхийа, какова наша медитация тад-тад-вапух такую форму мы увидим перед собой. И Шрила Джива Госвами делает этот стих основным для понимания принципа, положенного в основу проявления Верховного Господа. Верховный Господь, Бхагаван, мы увидем Его в зависимости от нашего настроения, нашей медитации и так далее. Он проявится, когда сердце наше станет абсолютно чистым, хрид-сароджа оно станет таким же чистым как лотос. И следующее очень важное условие твам бхакти-йога-парибхавита-хрид-сароджа ассе шрутекшита-патхо, когда мы слушаем о Кришне или о Боге шрутекшита мы пытаемся увидеть Его через слушание, через свои уши и сердце наше в результате этого пропитывается бхакти-йогой, твам бхакти-йога-парибхавита. Само по себе это слово парибхавита очень важное слово, бхавита происходит от слова бхавана, бхавана это некий процесс пропитывания. Есть такой аюрведический процесс, когда мы пропитываем нечто. И собственно тут речь идёт об этом, когда сердце пропитывается рассказами о Кришне, в результате этого появляется некая постоянная медитация или дхрува анусмрити как говорит Рамануджа–ачарья постоянное и непрерывное памятование о Боге. А Бог появляется перед нами в том виде, в каком мы медитируем на Него. Он может проявиться перед христианином, и Он естественно не будет выглядеть как Кришна, а будет находиться перед ним в том облике, в каком человек может и готов Его увидеть. Это один ответ на этот вопрос. И собственно Кришна, изначально был у людей, живущих в Индии по очень простой причине, потому что они хотели Его увидеть, потому что они в большей степени были готовы к тому, чтобы соприкоснуться с Личностью Бога. Что греха таить, Индия по-прежнему является духовной столицей мира или духовным центром мира. Первые путешественники Запада, которые приходили туда, даже один христианский миссионер, он говорил: «Теперь я понял, о каком рае говорится в Индии. В наших писаниях, Индия это тот самый рай, в который попадают праведные христиане». Оставим на его совести это утверждение, но, тем не менее, он говорил об этом, он говорил о том, что люди очень сильно благочестивы. Это желание увидеть Бога, соприкоснуться с Богом, служить Богу. Оно всегда было проявлено там сильнее, чем в какой либо другой стране мира. Именно поэтому столько духовных писаний, учений, столько каких-то откровений пришло к людям Индии. Так что ничего особенного тут нет. Как, что хотели, то и получили. В других странах люди получают то, что было. Хотя, скажем так, мы можем видеть, какую сложную судьбу имели различные пророки или святые на западе. Практически большая часть из них умерла не своей смертью, насильственной. В то же самое время, если посмотреть на духовную историю Индии, то очень мало можно увидеть аналогичных случаев, святые всегда почитались индийскими людьми и к ним относились совсем по-другому. Так что, что-то в этом есть. Что касается того, что, почему Кришна одет, как принято именно в Индии, а не по-другому. Ну, на это, во-первых, очень простой ответ. Я, честно говоря, за всю свою, не такую уж короткую историю посещения Индии, не видел ещё там не одного человека, который выглядел как Кришна. Все-таки, Кришна имеет цвет кожи шьям, цвет кожи грозового облака или грозовой тучи, как правило, таких людей там нет. (далее…)


Все же в любой философии есть некая категория вопросов, которые не имеют ответа?

Вопрос: После лекции об «Адвайта-веданта» очень мучает вопрос, как в нашей философии объясняется возникновение души, ведь в «Бхагавад-гите» говорится, что душа никогда не возникала. Или все же в любой философии есть некая категория вопросов, которые не имеют ответа? Поскольку Кришна не поддаётся логике и в большей степени непознаваем при помощи любой философии.
Нет, Кришна то, как раз, Он не поддаётся логике, но Его можно понять. Мы в отличие от агностиков утверждаем, что Кришну можно понять и понять Его нелогичного, противоречивого можно, принимая шастры, потому что шастры объясняют все эти вещи. И в шастрах действительно говорится, что душа никогда не возникала. Сам Кришна говорит:
пракритим пурушам чаива
виддхй анади убхав апи (Б.г. 13-20)
Это тринадцатая глава «Бхагавад-гиты», что пракрити материальная энергия и пуруша индивидуальное живое существо, «знай же о Арджуна, они не имеют начала»
виддхй анади убхав апи то есть, они никогда не возникали. Это все равно, что задавать себе вопрос о том, каким образом, в какой момент возникает фотон света, испускаемый солнцем. Есть солнце и понятно, что все эти кванты света, они есть изначально в самом солнце, просто иногда этот квант света выпускается куда-то и начинает существовать отдельно, а иногда он находится в самом солнце. И, кажется, что его нет, но на самом деле он есть, там, просто мы не видим его. Но на самом деле, он существует всегда. Разница между «Адвайта-ведантой», в которой эта проблема практически не разрешима и нашей философией в том, что «Адвайта-веданта» отрицает реальность существования крошечной индивидуальной души. Там есть только один Брахман. Каким образом этот один единый Брахман порождает индивидуальные души, то есть, каким образом, все-таки, возникает эмпирически существующая индивидуальная душа, это практически неразрешимая философская проблема, философии «Адвайта-веданты». (далее…)


Если Кришна говорит, что Он не будет сражаться, а сражаться приходится нам. Почему он в определённый момент хватает колесо, нападая на Бхишму?

БВГМ: Это значит, что Он понимает, что уже надо приходить на помощь. Если уж совсем плохо, то Кришна схватит колесо, не волнуйтесь. Кришна рядом. Он поэтому и говорит: «Я сражаться не буду, но буду рядом с тобой, чтобы, в случае чего, дать тебе либо нужный совет, либо отвезти тебя куда-то. Он много раз это делал, не только колесо хватал. Иногда Он давал советы Арджуне, говорил, как надо сделать: «Стреляй, дурак, давай!». Кришна много чего делает, но сражаться должны мы сами. Иногда Кришна, когда мы особенно яростно сражаемся, но, несмотря на наше яростное сражение, всё равно терпим поражение, Кришне приходится взять колесо в руки, но не нужно слишком на это уповать.

(далее…)


Страдают ли чистые преданные

Вопрос: Говорится, что чистые преданные всегда в блаженстве, но когда мама Яшода, например, падает без сознания, увидев Кришну в кольцах змея Калии – это выглядит как страдание. Говорят, что на самом деле чистые преданные в блаженстве, даже если внешне кажется, что они страдают. Но для тех, кто даже не прошел анартха-нивритти это непонятно, есть ли какое-то теоретическое объяснение?

Ответ: Есть. Чтобы понять эту вещь, надо понять противоположности этой вещи. В материальном мире тоже люди как будто бы наслаждаются и как будто бы страдают – правильно? Но с нашей точки зрения неважно – наслаждаются они или страдают, мы утверждаем, что они страдают. Не важно, осознают они или не осознают, нам виднее. Почему? Не будем говорить о других людях, будем говорить о самих себе и если мы вспомним свой опыт, так сказать материального наслаждения так называемого, мы во-первых почувствуем, что оно всегда осквернено страданием каким-то, оно всегда осквернено предвкушением страдания, потому что все это кончится.Одна мудрая женщина сказала: «Счастье, которое кончается, ничем от горя не отличается». Очень хорошие слова! То есть если мы поймем, что это справедливо по отношению к так называемому опыту материального счастья, которое по сути дела счастьем не является, которое всегда осквернено предвкушением конечности всего этого. Люди наслаждаются только от страха перед смертью.Экзистенциалисты — люди, которые не верят в Бога, которые знают, что все равно все кончится и поэтому пытаются наслаждаться на всю катушку. У них есть такая поговорка – «Тот, кто не научился постоянно помнить о смерти, не может жить на полную силу».

(далее…)


О Ямарадже

ВОПРОС: Из «Шримад-Бхагаватам» мы знаем, что Ямарадж воплотился как Видура на сотню лет, и пост его занял полубог Арйама. Кто же тогда является отцом Махараджи Юдхиштхиры? Кто появился как Якша, который задавал вопросы? Любой ли Ямарадж является махаджаном, ведь полубоги сменяются каждую манвантару.

БВГМ: Положение Ямараджи, безусловно, является постом, как и пост любого другого полубога. Это место фиксировано. Всегда есть Индра, всегда есть Сурья, всегда есть Вайу или Мукхья-прана, всегда есть Дхармарадж или Ямарадж – полубог, который судит и является очень важным элементом механизма кармы. Что касается того, кто был Якша, который разговаривал с Махараджей Юдхиштхирой, кто был отцом самого Махараджи Юдхиштхиры. Это объясняет Джива Госвами в комментарии к «Бхакти-расамрита-синдху». Там тоже в каком-то из стихов упомянут Ямарадж. Джива Госвами говорит, что в данном случае под Ямараджем подразумевается Арйама, потому что Ямарадж в то время находился в образе Видуры. Ничто не мешало Ямараджу Арйаме зачать Махараджу Юдхиштхиру и разговаривать с ним как Якша.

(далее…)


О Шукадеве Госвами

Вопрос: Шрила Прабхупада говорит в комментарии к стиху 30 главы 19 Первой песни «Шримад-Бхагаватам»: это означает, что преданному Господа оказывают больший почет, чем Самому Господу. Поэтому никогда не следует принижать значение такого преданного, как Шукадева Госвами. Некоторые из них были могущественными воплощениями Господа. Шукадева Госвами не числился среди брахмарши, раджарши или деварши, не был он и воплощением, подобно Нараде, Вйасе и Парашураме. И все же он превзошел их по тому, какое почтение ему оказали.
Почему Шукадеве Госвами оказывали такое почтение? Там сидели Нарада, Вьясадева. Почему они не рассказывали «Шримад-Бхагаватам»?

Ответ: Господь Шива говорит про «Шримад-Бхагаватам» интересную вещь. Он говорит ахам ведми шуко ветти вйасо ветти на ветти ва бхактйа бхагаватам грахйам на буддхйа на ча тикайа – «Я, может быть, и знаю. Шукадева Госвами, сын Вьясадевы, может быть, и знает. Вьясадева, может быть, знает, а может быть, и не знает «Шримад-Бхагаватам» (Ч.-ч., 24.313). Ясно одно: понять «Шримад-Бхагаватам», безупречную пурану, можно только посредством преданного служения. Ни материальный разум, ни философские рассуждения, ни вымышленные комментарии в этом не помогут».

(далее…)


вопрос о Шуке, попугае Шримати Радхарани

Ответ: Шукадева Госвами считается, что он – попугай Шримати Радхарани. Шримати Радхарани иногда рассказывала ему о Кришне. Он с тех пор очень любил эти рассказы о Кришне. Однажды Шива рассказывал Парвати «Шримад-Бхагаватам». Он стал ей рассказывать о Кришне. Он сказал: «Сейчас я тебе очень сокровенные вещи расскажу. Никто не должен слушать». Он закрыл глаза, погрузился в транс и стал рассказывать, а Парвати заснула. Попугай Шука сидел на ветке и слушал. Иногда Шива задавал ей какой-то вопрос, а попугай голосом Парвати отвечал, чтобы он продолжал. Когда Шива открыл глаза, он увидел, что его жена спит. Он посмотрел на верх баньянового дерева, под которым они сидели, увидел попугая и все понял, что он его обманывал. Он помчался за этим попугаем. В это время Вьясадев учил свою жену и тоже рассказывал ей «Шримад-Бхагаватам». Жена сидела с открытым ртом и слушала его. Когда Шива погнался, попугай стал улетать и залетел в рот к жене Вьясадевы, остался там, а затем родился Шукадевой Госвами.

125 диск 14 лекция


о самодостаточности Кришны

ВОПРОС: У меня есть одна знакомая, я пытаюсь ей немножко проповедовать, и когда я ей сказал, что Кришна самодостаточный и ни в чем не нуждается, она у меня тогда спросила: «А зачем Он тогда Он создал нас?»

 БВГ:  (санскрит) «Один стал многим». Для чего? Упанишады объясняют для чего один стал многим.  Он ни в чем не нуждается это факт.

(далее…)