О Шукадеве Госвами


Вопрос: Шрила Прабхупада говорит в комментарии к стиху 30 главы 19 Первой песни «Шримад-Бхагаватам»: это означает, что преданному Господа оказывают больший почет, чем Самому Господу. Поэтому никогда не следует принижать значение такого преданного, как Шукадева Госвами. Некоторые из них были могущественными воплощениями Господа. Шукадева Госвами не числился среди брахмарши, раджарши или деварши, не был он и воплощением, подобно Нараде, Вйасе и Парашураме. И все же он превзошел их по тому, какое почтение ему оказали.
Почему Шукадеве Госвами оказывали такое почтение? Там сидели Нарада, Вьясадева. Почему они не рассказывали «Шримад-Бхагаватам»?

Ответ: Господь Шива говорит про «Шримад-Бхагаватам» интересную вещь. Он говорит ахам ведми шуко ветти вйасо ветти на ветти ва бхактйа бхагаватам грахйам на буддхйа на ча тикайа – «Я, может быть, и знаю. Шукадева Госвами, сын Вьясадевы, может быть, и знает. Вьясадева, может быть, знает, а может быть, и не знает «Шримад-Бхагаватам» (Ч.-ч., 24.313). Ясно одно: понять «Шримад-Бхагаватам», безупречную пурану, можно только посредством преданного служения. Ни материальный разум, ни философские рассуждения, ни вымышленные комментарии в этом не помогут».

Вьясадев написал «Шримад Бхагаватам» по наставлению Нарады Муни, но настоящим знатоком «Шримад-Бхагаватам» является Шукадева Госвами. В самом начале Вьясадев сам говорит: нигама-калпа-тарор галитам пхалам шука-мукхад амрта-драва-самйутам пибата бхагаватам расам алайам мухур ахо расика бхуви бхавуках – «О, искушенные и вдумчивые люди, вкусите «Шримад-Бхагаватам» — зрелый плод древа желаний ведической литературы. Он изошел из уст Шри Шукадевы Госвами, отчего стал еще вкуснее, хотя его нектарный сок и прежде приносил наслаждение всем, включая и освобожденные души». (Бхаг., 1.1.3)

Смысл этого в том, что хотя Вьясадев и написал «Шримад-Бхагаватам» и научил Шукадеву Госвами «Шримад-Бхагаватам», он, в каком-то смысле, был просто инструментом для написания «Шримад-Бхагаватам». «Шримад-Бхагаватам» прошел через него. Иногда человек может не понимать сам, что говорит, потому что Кришна говорит через него. Вся Библия или Коран написаны Пророком. Пророк – это тот, через кого говорит Бог. Пророк может сам не понимать то, что он говорит, потому что откровения или слова Бога идут через него. Он является медиумом, той средой, через которую откровения доходят до всех остальных. Очень часто пророки не понимают. Они говорят что-то в полном трансе. За ними записывают. Потом люди читают и гадают, что написано.

Поэтому Шива говорит, что Вьясадев что-то понимает, а что-то не понимает. Шукадева точно знает. Поэтому, несмотря на то, что «Шримад-Бхагаватам» написал Вьясадев, мы поклоняемся именно Шукадеве Госвами. По своей глубине понимания «Шримад-Бхагаватам» Шукадева стоит выше. Сам Вьясадев это признал. Поэтому он сидел и слушал Шукадева Госвами, как своего учителя. По парампаре Вьясадев – учитель Шукадевы, но в отношениях между гуру и учеником всегда третий есть. Это любовный треугольник. Еще Кришна всегда есть, Параматма. Кришна учит ученика через духовного учителя. Ученик должен принять своего духовного учителя, как Бога, безоговорочно, чтобы Бог мог через учителя учить. Учитель иногда сам не понимает, как он его учит. Часто люди мне во сне пишут: «Вы пришли ко мне во сне и сказали. Так это или не так?» Я говорю: «Ну, раз сказал, значит так» (смех). По сути дела не я пришел. Я спал в это время. Кришна пришел в том образе, в котором человек может услышать Его.

Другой пример. Когда Харикеша Махарадж был гуру, преданный рассказывал, что он холодильник чинил, и его ударило током. Он не может отпустить, его бьет током. Он стал молиться своему духовному учителю и в этот момент раздался телефонный звонок, и он от неожиданности все отпустил и упал. Он поднял трубку, а там голос Харикеши Махараджа: «Как ты? Как у тебя дела?» Харикеша Махарадж не знал, что он находится в этом состоянии, но Кришна, который находится в сердце, всю эту ситуацию устроил, чтобы его веру укрепить. Это то, как парампара работает. В парампаре всегда Кришна есть. Кришна из-за кулис управляет всем этим.

Поэтому хотя Шукадева Госвами формально ученик Вьясадевы, но Вьясадев сел и стал его слушать. Вьясадев ему почтение оказал. Эти великие мудрецы могли по виду сразу же понимать уровень человека. Там разные мудрецы собрались. Там были йоги, не только чистые преданные. Там были гьяни, карми. Они вначале пытались предлагать Махараджу Парикшиту свои рецепты. Махараджа Парикшит их не слушал. Он сказал: «Вы сначала между собой договоритесь, и признайте одного человека, с которым все согласятся». Когда Шукадева Госвами там появился, то все по его виду, по его внешности, по его всему тому, что его окружало, поняли, что это тот, которого они все признают.
Это внешний признак, по которому можно и нужно духовного учителя определять.
«Шримад-Бхагаватам» об этом же говорит.

тасмад гурум прападйета
джигйасух шрейа уттамам
шабде паре ча нишнатам
брахманй упашамашрайам (Бхаг., 11.3.21)

Там говорится, что внешний признак, по которому можно понять духовный опыт человека или духовное совершенство человека – это его умиротворенность, его отрешенность. Они увидели, что идет абсолютно голый человек и за ним гонятся какие-то женщины, дети. На него плюют. В него кидают камнями. Над ним потешаются, смеются, а он абсолютно счастливый. Его это нисколько не выводит из равновесия. В этом стихе из Одиннадцатой песни «Шримад-Бхагаватам» описывается определение гуру. Внешне его можно определить, потому что он абсолютно умиротворен. У него нет гнева, нет вожделения, нет жадности, нет этих вещей, которые выводят из равновесия. Все поняли: «Пусть он говорит».

125 диск 14 лекция

Похожие записи