о требовании Кришны подчиниться Ему


ВОПРОС: У меня есть сомнение по поводу Кришны. Вы не могли бы его рассеять? Все великие политики ведут себя приблизительно одинаково, они требуют подчинения …. По-видимому Кришна тоже Себя так ведет?

БВГ: Очень простой ответ на это. Кришна произносит в «Бхагавад-гите» самый важный стих:
ман-мана бхава мад-бхакто мад-йаджи мам намаскуру мам эваишйаси сатйам те пратиджане прийо ‘си ме (БГ, 18.65)

и на первый взгляд требует того, о чем вы говорите. Ман-мано — «Думай обо Мне», бхава мад-бхакто — «Стань Моим преданным. То есть следуй каким-то правилам, которые Я установил», мад-йаджи — «Поклоняйся Мне», мам намаскуру — «Кланяйся Мне», мам эваишйаси сатйам те — «Я обещаю тебе, Я тебе говорю правду, поверь Мне, ты придешь ко Мне». Нескромный стих, правильно? Кришна говорит: «Думай обо Мне, подчиняйся Мне, кланяйся Мне». Но до этого, Он зная нашу реакцию на все это, Он говорит: «К чему Я тебе говорю? Ради твоего блага». Те хитам. В предыдущем стихе Он объясняет Арджуне, что: «Я сейчас тебе скажу что-то, потому что ты Мой друг и потому что ты не позавидуешь Мне и у тебя не возникнет этого отторжения к Моему утверждению. И Я говорю это тебе, потому что Я хочу твоего блага». Что Кришна объясняет? Он объясняет, что такова природа живого существа. Что живое существо может быть счастливо только тогда, когда оно реализует свою природу. И живое существо может реализовать свою природу и таким образом обрести благо только тогда, когда оно находится именно в таких отношениях с Кришной. Вот, собственно, и все. Это не есть некое проявление деспотической природы Кришны. Просто Кришна бесконечно большой, живое существо бесконечно маленькое. И, будучи бесконечно большим, Его прерогатива устанавливать правила. А природа живого существа в силу его зависимости заключается в том, чтобы этим правилам следовать или подчиняться воле Божьей. И когда живое существо наделенное, опять же, по милости Господа свободой воли говорит: «Я не буду этого делать», Кришна говорит: «Ради Бога, сколько угодно, вот для тебя целый мир, делай все, что хочешь. Но ты пойми, что единственная правильная вещь, которую ты можешь делать, которая принесет тебе благо, ради твоего блага я сейчас тебе скажу что и как надо делать. А так делай что хочешь». Йатхеччхаси татха куру. Кришна говорит: «Как хочешь, так и поступай. Я тебя наделил волей. У тебя есть свободная воля, ты полностью свободен». Йатхеччхаси — «Что хочешь, то и делай. У меня проблем с этим нет, у тебя проблемы будут. Если ты хочешь, чтобы у тебя не было проблем, Я тебе объясняю, что тебе нужно делать». Просто такова наша природа. И момент в том, что мы все время будем думать против своей собственной природы, нам все время хочется быть чем-то, чем мы на самом деле не являемся. «Все меня хотят подчинить». Да не хочет Кришна нас подчинить, просто Кришна хочет благо нам принести. У Него все есть. Это очень хорошо объясняет Рамануджачарья тоже. Он говорит, что есть шеши и шеша. Шеши это Верховный Господь, а шеша это живое существо. И шеши это тот, кто существует сам для себя. Это неизменная истина среди всех живых существ. И тоже это легко доказать. У Дживы Госвами есть очень интересное логическое доказательство. Он говорит: «Могут быть в этом мире все независимыми?». Если будут все независимы может такое быть? Не может такого быть. Ну, не может, ну, просто не может. Весь мир будет адом. Могут в этом мире быть все зависимыми? Нет, не может быть, потому что тоже бессмысленно. По определению в этом мире есть независимые и независимых, по определению опять же, может быть только один. Потому что два независимых это уже на одного больше, чем нужно для спокойствия, тогда два независимых будут сражаться друг с другом. и все остальные, зависимые, будут страдать оттого, что они сражаются. Поэтому в этом мире есть единственно возможная формула: один независимый, а все остальные зависимы. И этот независимый, по определению, как объясняет Рамануджачарья в этой своей концепции, он говорит: «Независимый существует сам для себя». Потому что таково определение независимости. Независимый это тот, кто существует сам для себя. А зависимые это те, кто существует для него. Так как я по определению маленькое, крошечное, зависимое живое существо, я не могу существовать для себя. И более того мне скучно существовать для себя. Попробуйте жить только для себя. Человек даже готовить только для себя не может. Он берет буханку хлеба, идет и откусывает и запивает холодным молоком и все. Он не может для себя готовить. Для себя неинтересно готовить. Мы не существуем для себя, потому что это наша природа, мы шеша. «Шеша» значит «остаток». Таких много. Независимый — Он один, Он существует сам для Себя и все остальные существуют для него. И тут ничего не сделаешь. Он сам бы рад поменять иногда эту ситуацию, потому что ему неловко как-то. Поэтому Он иногда сам становится и начинает служить своим преданным. Он не хочет требовать. Но когда Он видит эту искреннюю любовь преданных, когда они добровольно принимают, что такова моя природа, то тогда Он становится их слугой. Такова наша природа, здесь ничего не поделаешь. Ну не Бог я, что тут сделаешь (смех), ну так получилось.

Похожие записи