Все же в любой философии есть некая категория вопросов, которые не имеют ответа?


Вопрос: После лекции об «Адвайта-веданта» очень мучает вопрос, как в нашей философии объясняется возникновение души, ведь в «Бхагавад-гите» говорится, что душа никогда не возникала. Или все же в любой философии есть некая категория вопросов, которые не имеют ответа? Поскольку Кришна не поддаётся логике и в большей степени непознаваем при помощи любой философии.
Нет, Кришна то, как раз, Он не поддаётся логике, но Его можно понять. Мы в отличие от агностиков утверждаем, что Кришну можно понять и понять Его нелогичного, противоречивого можно, принимая шастры, потому что шастры объясняют все эти вещи. И в шастрах действительно говорится, что душа никогда не возникала. Сам Кришна говорит:
пракритим пурушам чаива
виддхй анади убхав апи (Б.г. 13-20)
Это тринадцатая глава «Бхагавад-гиты», что пракрити материальная энергия и пуруша индивидуальное живое существо, «знай же о Арджуна, они не имеют начала»
виддхй анади убхав апи то есть, они никогда не возникали. Это все равно, что задавать себе вопрос о том, каким образом, в какой момент возникает фотон света, испускаемый солнцем. Есть солнце и понятно, что все эти кванты света, они есть изначально в самом солнце, просто иногда этот квант света выпускается куда-то и начинает существовать отдельно, а иногда он находится в самом солнце. И, кажется, что его нет, но на самом деле он есть, там, просто мы не видим его. Но на самом деле, он существует всегда. Разница между «Адвайта-ведантой», в которой эта проблема практически не разрешима и нашей философией в том, что «Адвайта-веданта» отрицает реальность существования крошечной индивидуальной души. Там есть только один Брахман. Каким образом этот один единый Брахман порождает индивидуальные души, то есть, каким образом, все-таки, возникает эмпирически существующая индивидуальная душа, это практически неразрешимая философская проблема, философии «Адвайта-веданты». Но утверждать, что Абсолютная Истина и целое, должна состоять по определению из двух частей, из бесконечно большой части и бесконечно малых частиц, это вполне логически познаваемая вещь. Шрила Прабхупада именно таким образом объясняет это, он говорит, что Абсолютная Истина не могла бы претендовать на звание Абсолюта, если бы она представляла собой нечто бесконечно большое и только бесконечно большое. Для полноты, Абсолютная Истина, должна иметь так же крошечные частицы, которые представляют собой дживы. И это некая вечная реальность. Джива, так же вечна, как сам Бог, хотя одновременно с этим, она является порождением Бога. Вот собственно и все. И это порождение, оно не имеет начала во времени, в том смысле, что у Бога всегда есть Его энергия. Не было такого времени, когда Бог не существовал бы или существовал бы без своих энергий. В то же самое время, энергия подчинена изначальному Богу или Личности, то есть, в этом смысле, энергия вторична по отношению к своему Богу, к самому Богу. Но будучи вторичной, сам факт её вторичности, ещё не означает, что она в какой-то момент была порождена Богом. Она существует вместе с Богом, но она подчинена Ему, вот и все.

Веб-даршан для участников проекта Студии БВГ 3.07.2016г.

Похожие записи