Любовь

О любви материальной и духовной


Как забыть о себе и влюбиться в Кришну?

Вопрос: Похоже, все-таки, что не каждый пьяница может влюбиться в принцессу. Каждый день, слушая кришна-катху, жду следующего утра, когда можно будет сесть и внимательно повторять джапу, но снова и снова повторяя, думаю не о Кришне, а о себе. Как служить Кришне своими чувствами, когда единственная эмоция это отчаяние, от того, что не получается ничего, что внимание сосредоточено на собственной нечистоте и неспособности любить Кришну, а не на его вечных спутниках, безграничной, чистой, самозабвенной любви. Как сделать раджа-локу ану саранам, не просто красивой теорией несбыточной мечтой, а реальностью сердца, как забыть о себе и влюбиться в Кришну?
Ну, я, наверное, повторю то, что уже говорил:
твам бхакти-йога-парибхавита-хрит-сароджа
Надо просто попытаться пропитать своё сердце этой бхакти-йогой. Я упоминал аюрведическую процедуру, связанную с этим, она примерно такая, это один из способов создания каких-то аюрведических лекарств, когда нечто окунается снова и снова в определенный настой травяной и потом высушивается. И после высушивания снова окунается туда и опять выслушивается до тех пор, пока оно целиком не пропитается квинтэссенцией этих трав. Точно так же тут. Другое сравнение, которое дает Шрила Рупа Госвами это так же аюрведических процедура, я забыл, как она называется, каран как-то каран, когда ртуть растирают вместе с серой в ступке пестиком для того, чтобы ртуть соединилась с серой. И можно видеть, что ртутью, в данном сравнении, является наше сердце, и это сердце, постоянно, как ртуть, выскальзывает из-под пестика, но если делать это интенсивно, то есть соединять ртуть с серой, то, в конце концов, она соединится. И это делаем мы, когда слушаем о Кришне или повторяем святое имя, процесс происходит просто медленнее, надо не останавливаться и продолжать растирать ртуть нашего ума вместе с серой кришна-катху и святого имени. (далее…)


Что делать, если я не умею любить?

Вопрос: Что делать, если я не умею любить?

Ответ: Спасибо вам за этот вопрос – это тема для следующего семинара и для всех наших семинаров. Да то и делать, что …мы делаем – учиться, начать с того, чтобы стать учеником и учиться у других, восхищаться способностью других любить, пытаться различить ее у других, служить другим, даже если мы не можем различить в них что-то, просто служить, очень много чего можно делать.

Любовь – это дар, любовь должна быть нам дана, любовь должна случиться с нами, любовь должна снизойти на нас, это милость Кришны, это очень большая милость Кришны. Если Он дал нам маленькую крошку веры – это уже огромная милость.

Если мы поблагодарим Его за это, Он даст нам возможность слушать садху. Если мы поблагодарим Его за это и будем пользоваться этой возможностью и пытаться извлекать максимум из этой возможности и служить садху, то тогда Кришна даст нам возможность служить в обществе преданных, Он позволит нам войти в общество преданных, преданные примут нас, и мы сможем повторять Святое Имя в обществе преданных.

Если мы поблагодарим Его за это, то тогда милость Кришны на следующем этапе будет заключаться в том, что Он постепенно будет очищать наше сердце от анартх, даже если мы держимся за них, мы будем видеть какие-то вещи, Он покажет нам какие-то вещи, которые Он не показывал, Он сознательно не показывал нам эти вещи, потому что знал, что мы испугаемся вначале, в какой-то момент мы вдруг увидим эти вещи, нам станет страшно и Кришна заберет их. (далее…)


О любви к Кришне и людям

ВОПРОС: Вы говорили, что нужно все сердце отдать Кришне. А как быть, если любишь человека? Получается, в какой-то степени это уводит, это чувство любви уводит. То есть неизвестно, к чему это может привести. То есть получается, нужно какое-то пограничное состояние занять, чтобы какой-то прогресс пошел на тонком, на духовном плане. Или нужна полная отрешенность?

ОТВЕТ: Нужно понять одну простую вещь: что наша любовь к другим людям – если мы хотим испытать настоящую любовь – очень сильно зависит от нашей способности любить Кришну. Если мы действительно полюбили Кришну, мы сможем по-настоящему любить других людей, приносить им благо, заботиться о них, находиться по-настоящему в связи с ними. И наоборот, наши попытки любить кого-то вне и помимо Кришны в конце концов оборачивается неудачей, прямой противоположностью этой так называемой любви. Поэтому чем в большей степени мы успешны в своих попытках полюбить Кришну, тем в большей степени мы будем успешны в своих отношениях со всеми остальными людьми. Любовь к Кришне помогает нам любить других. Любовь к другим всегда означает неприязнь к кому-то еще, к сожалению. Мы видим, что если я люблю кого-то, то это всегда подразумевает, что я должен ненавидеть кого-то другого. Люди даже более того, они требуют: если я люблю, я должен ненавидеть врагов, еще что-то такое. Но это ложные концепции. К сожалению, так называемая любовь в этом мире всегда разделяет людей, потому что я люблю одних и начинаю неприязненно относиться к другим, я начинаю делить мир на тех, кто близок, и обычно тех, кого я люблю: я люблю тех, кто так или иначе соотносится со мной и в ком я вижу отражение моего я. В сущности, я люблю сам себя и свое отражение в них. До тех пор пока они отражают его хорошо, я буду их любить. Стоит им начать отражать плохо его, мои отношения с ним испортятся. Поэтому так называемая любовь в этом мире всегда разделяет на своих и чужих, на близких и далеких, на врагов, друзей.

(далее…)


Что делать, если я не умею любить?

Ответ: Спасибо вам за этот вопрос – это тема для следующего семинара и для всех наших семинаров. Да то и делать, что мы делаем – учиться, начать с того, чтобы стать учеником и учиться у других, восхищаться способностью других любить, пытаться различить ее у других, служить другим, даже если мы не можем различить в них что-то, просто служить, очень много чего можно делать.Любовь – это дар, любовь должна быть нам дана, любовь должна случиться с нами, любовь должна снизойти на нас, это милость Кришны, это очень большая милость Кришны. Если Он дал нам маленькую крошку веры – это уже огромная милость.Если мы поблагодарим Его за это, Он даст нам возможность слушать садху. Если мы поблагодарим Его за это и будем пользоваться этой возможностью и пытаться извлекать максимум из этой возможности и служить садху, то тогда Кришна даст нам возможность служить в обществе преданных, Он позволит нам войти в общество преданных, преданные примут нас, и мы сможем повторять святое имя в обществе преданных. Если мы поблагодарим Его за это, то тогда милость Кришны на следующем этапе будет заключаться в том, что Он постепенно будет очищать наше сердце от анартх, даже если мы держимся за них, мы будем видеть какие-то вещи, Он покажет нам какие-то вещи, которые Он не показывал, Он сознательно не показывал нам эти вещи, потому что знал, что мы испугаемся вначале, в какой-то момент мы вдруг увидим эти вещи, нам станет страшно и Кришна заберет их. Потом милость Его проявится в том, что у нас появится смирение, у нас проявится стабильность и желание постоянно очень глубоко повторять святое имя, святое имя будет иметь вкус. Как я часто рассказываю историю в последнее время про одного вайшнава – нашего современника, он повторяет по два лакха в день, по три лакха в день, это значит сто двадцать восемь или по сто девяносто два круга. Он иногда так мечтательно говорит: «У меня было время, когда я не мог закончить свои круги». И люди слышат это и думают: «У меня тоже было время, когда я не мог закончить свои круги. У меня тоже было время, когда я свои восемь кругов не мог закончить». Но когда он говорит: «Я не мог закончить свои круги», – это значит, что он просто не мог кончить свои круги, он читал, читал, читал и читал, просто день кончался, а он все не мог кончить свои круги, это не то, что он свои восемь кругов не мог кончить, он не мог перестать читать, потому что святое имя такой вкус доставляло. Люди, когда они мне говорят: «Вот, что-то шестнадцать кругов слишком сложно, можно восемь кругов повторять?» Я говорю: «Можно. У вас будет больше времени на всякие глупости». В какой-то момент милость Кришны придет, в свой срок она придет и человек поймет, что есть огромный вкус в святом имени, есть огромный вкус в отношениях с людьми, сердце его будет переполняться этим состраданием к другим, потом появится вкус, потом появится привязанность и только потом придет любовь.

(далее…)


Как правильно выражать чувства?

Гуру-махарадж, на одной из воскресных лекций в Москве Вы говорили, что если на санскрите сказать «я тебя люблю», то это всё равно, что сказать «я тебя не люблю». Возможно, я что-то не так услышал или неправильно, что-то понял. Пожалуйста, объясните это ещё раз. Как же правильно выражать свои чувства? 

Что я имел ввиду, даже если сказать «я тебя люблю» по-русски, в этой фразе будет очень мало правды. Любовь — это состояние сердца. И чтобы выразить то, что у нас на сердце, очень плохо подходит прямая речь или «лобовые» высказывания. Если на санскрите сказать «я тебя люблю», это будет означать «я тебя люблю». Но как это поймет другой человек? Не факт, что он поймет. Это правильно по очень простой причине, потому что чувства не выражают в лоб. Если мы возьмем по-настоящему хорошие любовные стихи, то мы очень редко увидим там «лобовые» высказывания. Одновременно  с этим там очень много недомолвок или даже, наоборот, чего-то прямо противоположного. Когда человек хочет сказать «я тебя люблю», но при этом он говорит «я тебя не люблю». Знаменитый пример — это стихи Марины Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной, мне нравится, что я больна не вами. Что никогда тяжелый шар земной не уплывет под нашими ногами…» Что она хочет сказать? Ей не нравится то, что он больна не им, ей точно не нравится, что он болен не ей. Она признается в любви, но это признание в любви она облекает в ту  форму, в которой любовь адекватно выражается. «Лобовые», прямые, прямолинейные высказывания это не выражение любви. Любовь выражается другими средствами, и сердце говорит по-другому.

(далее…)


Любовь в материальном мире

lПреданный: Шрила Прабхупада однажды сказал, что в материальном мире нет любви.

БВГМ: Шрила Прабхупада не раз это говорил.

Преданный: Но, однако, мы можем встретить иногда такие отношения, в которых мы видим большую степень самопожертвования.

Ответ: Материальное самопожертвование. Арджуна тоже хотел пожертвовать собой ради других. Арджуна говорил, что пусть лучше меня убьют. Он был готов умереть. Иногда люди жертвуют собой ради чего-то еще. Но это все не имеет большой ценности, слишком большой ценности, потому что оно все равно в каких-то материальных рамках происходит. Люди могут жертвовать собой ради других, но именно потому, что они других отождествили с собой. У них появилось это отождествление на материальном уровне.  Для них жизнь другого человека может быть даже ценнее, чем своя собственная, потому что это часть их собственной жизни, часть их я.

Мне вчера рассказали одну совершенно потрясающую историю на школе, про Шалву Амонашвили. Может быть, вы слышали это имя. Это такой педагог замечательный детский, он уже старый человек. И он рассказывал, как умирала его жена. Он очень любил свою жену, и когда пришло время умирать ей (он отчасти даже мистик какой-то), он подошел к ней и сказал такие слова: «Пусть та любовь, которая есть у меня к тебе, в этот момент будет не веревками, которые привяжут тебя ко мне, а станет крыльями, на которых ты полетишь дальше».

(далее…)


Ревность в материальных отношениях и трансцендентная ревность

ВОПРОС: Какая замечательная тема. Вот вы упоминали насчёт гопи, что нет ревности, но мы видим в играх, что трансцендентная ревность есть и там видно – она отличается от зависти  может об этом раскажете?

БВГМ: Шри Чайтанья Махапрабху объясняет этот момент в Собственном комментарии к стиху («Шикшаштака», 8):

ашлишйа ва пада-ратам пинашту мам

адаршанан марма-хатам кароту вай

атха татха ва видадхату лампато

мат-прана-натхас ту са эва напарах.

Этот стих произносит Шримати Радхарани. И в «Чайатанья-чаритамрите» есть комментарий Кришнадаса Кавираджа Госвами, который словами Чайтаньи Махапрабху изложен. И он объясняя этот последний стих «Шикшаштаки», говорит: „Шримати Радхарини здесь говорит: Если Я буду уверена в том, что Ты будешь с кем-то счастлив, то Я Сама Своей рукой приведу к Тебе кого-то, с кем Ты будешь счастлив“». И он приводит в пример эту знаменитую историю из Пуран, когда целомудренная жена несла в корзине своего прокажённого, немощного супруга, к какой-то проститутке, блуднице, в которую тот влюбился. Как эта жена служила этой блуднице много-много месяцев подряд, пока та наконец не спросила: «Что тебе нужно? Ты служишь, ты не просишь никакой платы. Попроси у меня что-то». И жена сказала: «Ничего мне не нужно. Просто мой муж хотел бы провести с тобой вечер».

(далее…)


Природа настоящей любви…

Была такая замечательная песня – она мне в своё время очень нравилась, она почему-то пришла мне сейчас в голову:

Любви моей ты боялся зря

-Не так я страшно люблю.

Мне было довольно видеть тебя,

Встречать улыбку твою.

И если ты уходил к другой

Иль просто был неизвестно где,

Мне было довольно того,что твой

Плащ висел на гвозде.

Когда же, наш мимолетный гость,

Ты умчался, новой судьбы ища,

Мне было довольно того, что гвоздь

Остался после плаща.

Это природа настоящей любви: настоящая любовь не ревнует. Гопи, когда они бегут к Кришне… Представьте себе: тысячи гопи бегут к Кришне позванные Его флейтой. И при этом мы не слышим, чтобы одна подножку другой ставила. Нет! Они бегут не ради себя – они бегут ради Него, они готовы Ему служить и Кришна готов принимать их служение.Любовь это нечто совсем другое, в любви нет ревности. Но когда у нас появляется эта ревность, злоба, зависть, то она уничтожает любовь. И, в сущности, эта ревность, злоба, зависть по отношению к другим живым существам, – это нечто, что, в конечном счёте, направлено против Кришны. Потому что Кришна есть Кто? – Кришна есть всё! Кришна находится в сердце каждого живого существа, Кришна находится повсюду.

(далее…)


Стадии любви в отношении с гуру: анукулйатмика, анугата и вишеша-гйан

ВОПРОС: Вы упоминаете описания любви и её стадии: анукулйатмика, анугата и вишеша-гйан. Скажите, пожалуйста, сколько примерно времени должны занимать эти периоды в отношениях с духовным учителем? Особенно интересует переход с первой стадии на вторую. Происходит ли это автоматически, или нужно осознанно это культивировать?

БВГМ: Анукулйатмика — это состояние, когда у нас появляется желание делать только то, что нравится тому, кого мы любим. С этого начинается любовь. Мы ставим перед собой задачу — отныне я хочу делать только то, что нравится объекту моей любви, человеку, которого я люблю. Анугата — значит, что мы уже следуем за ним полностью. Иначе говоря, разница между первым и вторым… У нас есть желание делать то, что ему нравится, но ещё может не быть понимания того, что ему нравится. Нам может показаться, что ему что-то нравится, но при этом реакция будет другой. Анугата — значит, что мы уже реально следуем за ним, что у нас появилось такое же настроение, такое же внутреннее состояние.

Внутреннее состояние ведёт нас за ним. Сколько времени занимает этот период? Тут сложно сказать. Я думаю, что это зависит от человека, от его усилий в этом направлении. Произойдёт это само собой, или нужно прилагать для этого осознанные усилия? Само собой в этом мире ничего не происходит. Человек — осознанное живое существо. И человек всегда должен прилагать какие-то осознанные усилия. Полагаться на то, что всё будет происходить само собой… Естественно, мы полагаемся на могущество практики, и мы прикладываем усилия к тому, чтобы совершать свою практику правильно, прежде всего, повторение святого имени. Тем не менее, если речь идёт о духовном учителе, то эти процессы подразумевают то, что мы осознанно совершаем практику и делаем то, что ему нравится, избегая того, что ему не нравится.

(далее…)


Что первично в любви…..

ВОПРОС: Дорогой Гуру Махарадж на ретрите вы говорили, что если мы сможем полюбить Кришну, сошедшего к нам со страниц «Шримад-Бхагаватам», то мы сможем полюбить весь мир. А на даршане на фестивале «Бхакти-сангама» в другом контексте вы сказали, что начав любить тех, кто нам нравится, мы сможем постепенно расширить это чувство до всего мира и даже до Кришны. Простите за сентиментальный вопрос, что первично?

БВГМ: Конечно же первичны наши попытки полюбить Кришну. Мы не сможем полюбить Кришну и весь мир, идя снизу вверх. Очень важно прежде всего полюбить Кришну, но это не значит, что мы должны пренебрегать какими-то личностными отношениями с людьми, которые окружают нас.

(далее…)