Практика

Как практиковать бхакти


3 Школы в ИСККОН?!

«…Однажды я беседовал с одной очень искренней преданной по телефону о каких-то проблемах, и под конец она сказала, что не может понять одну вещь. У нас в ИСККОН есть две школы, и она не знает, к какой из двух ей пристать. В одной школе нужно менять свое эго, становиться смиренной, нужно раскаиваться и думать о своей зависти, а другая школа – приятная, легкая, и состоит из психологических тренингов. Я был в полном шоке, когда это услышал. Но мне хотелось рассказать сегодня о третьей школе. Сами эти ее слова натолкнули меня на мысль, что что-то мы делаем неправильно, фундаментально неправильно, если у людей складывается такое впечатление.

Вначале мне хочется рассказать в двух словах о двух этих школах. Одна школа – это психологические тренинги, и мы знаем, что сейчас они распространяются, как эпидемия в ИСККОН. У нас есть тренеры-психологи, и я всех их глубоко уважаю. Но нужно понимать одну очень важную вещь – тренинги могут помочь на очень краткий период, на непродолжительное время, и эти вещи не помогут нам поменять свою карму. Психологические тренинги помогают человеку понять какие-то маленькие кусочки того, что он неправильно делает, а по большей части, /и это негативная сторона психологических тренингов/ – они создают иллюзию, что что-то изменилось. Они учат человека психологическим трюкам, и человек думает, что у него теперь все хорошо и ему все понятно. Вплоть до того, что я приехал в один храм, и там мне рассказали, что лектор по Бхагаватам сказал на лекции, что сейчас они будут делать расстановки по Хелленгеру. Я был в шоке. Расстановки по Хелленгеру, при всем моем к нему уважению, не решат ваших проблем. Может быть, на поверхностном уровне это и поможет, но этот уровень не такой глубокий, как мы хотим, потому что все это не поменяет наших мыслей, которые привыкли ходить по своим кругам. Карма – это проторенные пути, круги, по которым снова и снова ходят наши мысли. Говардхан Гопал говорил мне, что ум не меняется на этих тренингах. Эта зараза распространена в современном мире. Люди хотят найти решение своим проблемам, они ходят на разные семинары и тренинги. Мне рассказали про один семинар по бизнесу. Там учили людей трюкам, все были в восторге, хлопали, вышли в большом воодушевлении. Был один преданный на этом семинаре. Все ушли, лектор складывал бумаги, преданный подошел, поблагодарил лектора за интересный семинар и спросил, как тот думает, какой процент людей, слушавших эту лекцию, смогут применить это в жизни. Лектор удивленно посмотрел на преданного и сказал: «Ни один из них!». Ни один! И он добавил – не для этого он давал лекцию, а для того, чтобы ему заплатили деньги. Это важная вещь! Семинары такого рода всего лишь возбуждают человека изнутри, дают приемы, которыми человек какое-то время пользуется, но потом все возвращается на свои места. Конечно же, психология имеет свое место, но психология не избавит нас от невежества, не поменяет наши желания. Все эти трюки направлены на то, чтобы обмануть других и обмануть себя, внутри при этом ничего не поменяется. Психология может помочь нам что-то понять о себе, наладить какие-то отношения, но это — не школа ИСККОН. Мне очень хочется подчеркнуть этот момент — наш метод другой. (далее…)


Что опаснее: оскорбление Кришны, Святого Имени или оскорбление ваишнавов?

Да, очень важно, что вы это знаете. Но теперь, пожалуйста, запишите к чему приводит оскорбление ваишнавов. Писания говорят, что когда человек оскорбляет Святое Имя или оскорбляет Кришну, то росток его бхакти слегка уменьшается, чуть-чуть увядает, но корень остается и он может снова, при благоприятных обстоятельствах вырасти. Если человек оскорбляет ваишнавов, засыхает корень бхакти. Если человек оскорбляет ваишнавов, самый корень преданности Кришны … бхакти не вырастит. Я видел это, я видел людей, которые уходили и потом опять приходили и они говорили: “Ну чье, я поискал чье-то там, не нашел ничего, ничего там хорошего нет, я теперь знаю все, мне все уже ничего не страшно, я вернулся, берите меня.” Но были люди, которые уходили и никогда не возвращались снова и у них до сих пор злоба, обида, боль, раздражение, гнев на Кришну. И никогда бхакти к ним не придет. Почему? Потому что они совершили серьезные ваишнава-апарадхи. (далее…)


Квалификация мадхйама-адхикари и уттама-адхикари

«Как на практике увидеть, что преданный обладает мадхйама-адхикарам или уттама-адхикарам, познанием и верой»?

Хотел, во-первых сделать очень важное замечание, что на пути рагануги саданы, которую принес Шри Чайтанья Махапрабху, которой мы следуем, хотите верьте, хотите нет, мы, пусть в самых зачаточных формах, но идем этим путем, по крайней мере пытаемся идти этим путем. Определения «мадхйамы» и «уттамы» другие. Квалификация «адхикари» определяется по степени жадности. Не по степени знания шастр, не по крепости веры человека. Это адхикар для вайдхи садана бакти. Вера, священные писания и знания священных писаний. Что касается того, как это все проверить, то проверить совсем не сложно, потому, что Шрила Прабхупада объяснял, что мадхйама-адхикари — это человек, который, если заходит вопрос о шастрах, то он не всегда может найти ответ на какие-то сомнения или контраргументы, но, тем не менее, остается верен шастрам. Если он сталкивается с каким-то атеистом или еще с кем-то, он не всегда может в споре подобрать нужные аргументы или выглядеть достойно, это, тем не менее, не колеблет его веру в отличие от каништхи-адхикари, у которого сомнения легко закладываются внутри. А уттама-адхикари, если заходит речь о шастрах, то он даст ответ на любой вопрос, он знает шастры. И даже, если он чего не знает, он понимает структуру шастр, он понимает какой правильный ответ. Вот собственно и все. Кто может об этом судить, наверное, не все, но в любом случае это видно, это чувствуется. Вера таких людей и того и другого не колеблется, но у одного не колеблется вопреки его не очень совершенному знанию шастр, а у другого благодаря знанию шастр. (далее…)


Отличие смирения от робости и комплекса неполноценности

«Объясните, пожалуйста, чем отличается смирение от робости и комплекса неполноценности?»

Смирение не имеет ничего общего ни с робостью ни с комплексами неполноценности, наоборот, это нечто противоположное. Смирение значит, я не пытаюсь выдать себя за кого-то, я не считаю себя неполноценным, я просто считаю себя слугой, и все что у меня есть я использую для служения Кришне. Комплекс неполноценности это недостаток человека, который чувствует себя неполноценным и пытается показать, что он лучше других, выделится и т.д. Комплекс неполноценности всегда с комплексом превосходства соперничают. Смиренный человек, об этом говорит Санатана Госвами, он наделен всеми добродетелями и при этом он не считает себя выше других, он просто служит. Он использует все то, что у него есть, но в служение не приписывает заслуг себе. Я просто слуга, я служу, вот и все. Я служу очень смело. Шрила Прабхупада, в этом смысле, конечно же был очень не каноническим примером смиренного человека, потому что иногда проявления его внешние не были похожи на смирение. Но нужно понимать, что смирение значит, что я не пытаюсь соперничать с Кришной, я слуга Кришны. (далее…)


Как справиться с критической ситуацией

Вопрос: В спокойной воде все хорошие пловцы (это следующий вопрос от того же самого автора) легче соблюдать садхану, когда вокруг все умиротворено, но если что-то случается, бывает такое чувство, что даже святое имя не может помочь. Какие есть способы справиться с критической ситуацией и не откатиться назад в ежедневной практике.
Любое движение вперёд всегда подразумевает некоторые откаты, потому что движение в этом мире очень редко происходит по прямой. Движение в этом мире, как правило, идёт по спирали. Спираль это, несколько шагов вперёд и потом пару шагов назад и потом опять несколько шагов вперёд. Какой-то откат неизбежен. В сложных ситуациях, которые в частности, вызваны нашими собственными ошибками, человеку иногда нужно закрыться, спрятаться, переосмыслить вещи, которые он делает. Так что не бойтесь этого, сложные ситуации, в конце концов, помогают сделать новый шаг вперёд или новый рывок вперёд, практически невозможно избежать этих вещей. Так что, критические ситуации, если мы при этом помним о Кришне, помогают нам стать сильнее. (далее…)


Когда преданные уходят и возвращаются

Вопрос: Гуру Махарадж, скажите, пожалуйста, были такие примеры, когда преданные уходили, а потом возвращались?
Были. Все зависит от того, как человек уходит в Гаудия-матх. Я знаю много разных примеров, разных вариантов того, как это происходит. Как правило, человек… ИСККОН – это сложная организация в каком-то смысле, потому что тут все-таки требования гораздо более ясные, четкие с одной стороны, с другой стороны – тут много людей и людей разных самых. Там гораздо более расслабленная атмосфера, требований меньше к людям. Тут у нас вот этот вот идеал, он высокий и это настраивает людей очень требовательно, ожидания большие, мы волей или неволей чувствуем шкурой, что от нас ожидают что-то. Там в этом смысле легче. 4 круга, если можете… Ну, и так далее, там нет каких-то преданных… Если человек уходит, движимый такими соображениями, то конечно он не вернется. Есть другие причины, по которым люди уходят.

То есть, не обязательно люди уходят движимые этими причинами, но иногда люди не находят в ИСККОН чего-то более высокого, они хотят найти нечто более высокое и поэтому они идут куда-то. Я не сторонник этого, но я так же могу понять, потому что иногда слишком большой акцент, который здесь делается на правилах, там, еще на чем-то, а люди ищут чего-то более высокого. Такое тоже может быть, это, скажем так, хороший вариант ухода. Я не говорю, что это правильная вещь, но это по крайней мере мотивация более чистая. Есть люди, которые искренне пытаются чего-то найти, но потом не находят там и понимают, что им лучше было тут. Ниранджана Махарадж мне рассказывал про одного своего ученика, который ушел не то, что в Гаудия-матх, он вообще на Радха-кунду ушел, а потом вернулся к нему, пал ему в ноги и сказал: «Махарадж, я никуда больше от Вас не уйду»! Всякие варианты есть, есть разные варианты. Не надо никого осуждать. Если человек искренне ищет…А если человек неискренний… В каком-то смысле это даже хорошо, потому что иногда если б не было… Ну ладно, не будем об этом думать (смех), но какие-то люди… Легче идти по духовному пути, если рядом идут люди с правильным сознанием. Иногда люди, которым нужно так или иначе себя оправдать, оправдать свои слабости, еще что-то такое, они не понимают, что ум просто обманывает их, что они попались на эту ловушку ума и что они там все ругаются, всем недовольны, и они уходят туда, и думаешь: «Очень хорошо, что он ушел туда, пусть, это же замечательно»! Легче же идти рядом с людьми, которые идут… Так что хорошо, отлично, все хорошо (смех). Кришна все знает. (далее…)


Как начинающим следовать принципам

Вопрос: в комментарии ко вчерашнему стиху Шрила Прабхупада говорит, что даже если вы не можете следовать всем принципам, но у вас есть твердая вера в сознание Кришны, вы все равно дойдете к цели. В какой мере это утверждение справедливо для начинающих.

Оно справедливо полностью, потому что человек сразу всему не может следовать, и попытка следовать, она приведет к каким-то нежелательным последствиям. Но при этом человек не должен оправдывать себя этим. То есть, принцип какой, то, что я делаю то, что могу делать и чуть-чуть больше, чем я могу, чуть-чуть больше. Это как в любой тренировке. В любой тренировке человек всегда должен делать чуть-чуть больше, чем он может, правильно? Тогда будет прогресс. Если он делает меньше, если он ленится, то тогда никакого прогресса не будет, правильно? То есть, человек не должен делать слишком много, то есть пытаться сломать себя, не понимая, зачем, почему, подстраиваясь просто под общество, пытаясь мимикрировать или еще что-то такое, но с другой стороны он не должен делать слишком мало тоже, оправдывая себя и свою собственную лень: «Все мы люди, ничто человеческое нам не чуждо, я же не святой»… Не святой, потому и страдаешь (смех), и чем скорее станешь, тем лучше, нет смысла откладывать это слишком надолго.
Я сегодня ехал на велосипеде, и мне пришло в голову такое сравнение, что есть некая минимальная скорость, с которой на велосипеде еще можно ехать, и если ее еще меньше сделать, то наверняка упадешь. Так вот в духовной практике у каждого человека есть некая минимальная скорость, и если он попытается еще немного медленнее ехать в силу одному ему известных причин (смех), то он потеряет равновесие и упадет. Поэтому нужно ехать, может, не слишком напрягаться, но ехать с какой-то скоростью надо. Слишком замедлять не стоит. (далее…)


На чем основана сат-санга

ВОПРОС: Отчего зависит появление настоящей сат-санги среди преданных, и как идти в этом направлении?
БВГМ: Сат-санга появится в обществе преданных, когда сат, вечные ценности, вечные истины, наставления Кришны, наставления Шрилы Прабхупады, наставления садху будут стоять в центре. Когда центром является что-то ещё, мнение какой-то относительной личности, пусть даже очень хорошей и очень харизматичной, или что бы то ни было ещё становится в центре, санга перестаёт быть сат-сангой. Сат-санга – это то, где сат в центре. Сат – значит нечто неизменное. Сат – значит нечто вечное. Как только какие-то относительные вещи, которые сегодня одни, завтра другие становятся в центре нашего общения: относительные ценности, наши сиюминутные переживания, мнения и так далее; если мы попытаемся запустить всю сангу вокруг этого ложного центра, то даже если отношения будут очень хорошими, она не сможет играть роль сат-санги. Санга становится сат-сангой, когда мы общаемся друг с другом также на принципах сат. Когда мы пытаемся найти вечные моменты в наших отношениях, в других людях и опираемся на эту вечную природу в наших отношениях с другими людьми. Иначе говоря, как я объяснял в самом начале, мы не даём этим странным, ненужным вещам возможности встать между нами, а опираемся на какие-то вечные ценности. (далее…)


Слезы сахаджии

«Сейчас очень много слушаю семинары, лекции именно таким систематическим образом. Появляется невероятное чувство, даже сложно описать словами. Чувствую счастье, надежду, решимость и благодарность и хочется этим делиться, и делаю это. Чем больше слушаю, тем как-то более чувствительным становится сердце. Когда слушаешь, все внутри резонирует и отзывается слезами. Не знаю, как это сказать, вопрос является ли это правильными слезами или сахаджией»?

Да нет, друзья мои, плачьте на здоровье (смех). Это же хорошо, если мы плачем, изучая шастры, это же совершенство жизни. Если мы плачем от восторга, то это совершенство жизни, это признак экстаза. Сахаджии плачут потому, что у них судьба тяжелая (смеется). Нужно же все время придумывать что-то, изображать, а тут мы плачем, потому что так все здорово. Давайте сейчас поплачем все (смех). Здорово! Почему не плакать же? Это не сахаджия. Не надо бояться слез, слезы это замечательная вещь, особенно, если эти слезы от благодарности Шриле Прабхупаде, духовному учителю, шастрам. Если это слезы изумления того, какая это удивительная картина открывается перед нами, какие перспективы у нас есть, это очень хорошо. (далее…)


Карма страны

Вопрос: Гуру Махарадж, такой вот вопрос еще в связи с аспектом Кали-юги… Вчера в лекции Вы говорили, что тело человека накладывает какие-то обязанности на него. В том числе это же касается коллективной кармы, например, такой как карма страны. И тоже такой злободневный вопрос, Белоруссия – это не Россия, не Украина, не Индия, и то есть, есть своя специфика. И в недавнем семинаре «Варнашрама нашего времени» на Алтае Вы упоминали, что сдвиг к гуне благости серьезно не произойдет без переезда на землю. То есть, вот я хочу немножко раскрыть, специфика Белоруссии – висящая в воздухе тамагуна и пассивность, многие это подчеркивают. Просто дело в том, что многим людям вместо того, чтобы частичке служить целому, приходится служить целому стаду демонов по факту. И вот я хотел бы спросить – какое видение у Вас насчет вот такой вот обязанности, которую на нас накладывает то, что мы живем в Белоруссии. То есть, вот я спрашивал тоже у многих старших преданных, они говорят, что просто это трагедия, коллективная карма Белоруссии. И Вы также говорили, вышел недавно диск «Астрология, поиск своего предназначения», что в периоды сложной кармы максимум 15 секунд можно во время джапы думать о Кришне, да? Было такое. И вот в одной из рассылок тоже было такое наставление, превратить нашу миссию, наше служение в такую удивительную игру. Но вот допустим для Арджуны на Курукшетре эти события не были удивительной игрой. То есть, есть такая сфера жизни, в которой человек должен жить в полную силу. Это может быть, конечно, удивительной игрой, опять же, возвращаясь к испытаниям, не является это ли, не накладывает ли то, что мы живем в Белоруссии какую-то дополнительную обязанность, например, по тому, чтобы стать более финансово независимыми, потому что отношения друг с другом и с духовным учителем могут строить достаточно свободные личности, да? Не те, которые служат стаду демонов, а те, которые действительно обладают какими-то степенями свободы. Вот как в белорусских условиях… Какое бы Вы назвали… Вот и представьте себя, пожалуйста, на нашем месте (смех). Это самый острый вопрос, который мы должны задать Вам…

Что касается самого принципа, про острый вопрос я попозже скажу. Что касается самого принципа, того, что человек должен в идеале стараться зависеть от Бога, потому что любая зависимость от людей с не очень высокими гунами, она стягивает нас вниз естественным образом. Чем в большей степени я независим, тем лучше в принципе. Мы не можем быть абсолютно независимыми и не нужно идеализировать эти вещи, и не нужно опять же какие-то резкие движения делать или еще что-то такое. Теоретически думать о том, как постепенно уменьшить свою зависимость можно, ну, в частности, какие-то занятия сельским хозяйством или жизнь более простая, более естественная, они помогают человеку почувствовать большее достоинство. Испокон веков люди, которые жили на земле, они в большей степени склонны к тому, чтобы реально ощущать Бога, понимают свою зависимость от Бога в большей степени, чем кто бы то ни было еще. Но это не значит, что сейчас нужно все бросать. Сейчас, к сожалению, очень сложная в целом экономическая ситуация, макроэкономическая ситуация, и она не позволяет людям как-то жить более естественной жизнью. Людей ставят в зависимость, людей превратили в общество таких рабов современным способом, так, что никто даже не задумывается над этим. Люди сейчас работают гораздо больше, чем… Я не знаю, как в Белоруссии, может до Белоруссии это не дошло… И много всего другого.
То есть, сам принцип того, что насколько можно я должен быть свободным, в меньшей степени зависеть, он справедлив не только для Белоруссии, для любого места в этом мире. Человек, который живет в каких-нибудь трущобах в Бомбее, он в еще большей степени зависим. (Из аудитории: там есть солнце). Ну да, солнце есть, в этом большое преимущество.
Поэтому я и говорю, нужно думать, каким образом реализовывать этот идеал. Но люди, которые живут в городах в Белоруссии, мало того, что солнца нет, у них еще и свежего воздуха нет и чистой воды нет, здоровой пищи нет. Но тут нужно очень здраво подходить и не торопиться, оценивать свои силы. Минимум, в конечном счете, можно хотя бы какой-нибудь небольшой огород сделать, потому что понятно, что продукты, которые выращены на удобрениях в каком-нибудь агропромышленном комплексе, где все автоматизировано, там никакой особо благости нет. В целом, нужно думать, как моя жизнь может быть более цельной и более естественной – это факт. Но каждый человек решает сам, и в городах есть свои преимущества, есть возможность проповедовать. Если человек уезжает куда-то в деревню и потом вся его жизнь сводится только к борьбе за существование, то, что он просто пытается поддержать себя, то тоже ничего хорошего нет, должен быть все равно какой-то более высокий смысл. (далее…)