Милость или усилие? Что помогает нам возвыситься над низшими гунами


Вопрос: Такой опыт, что даже когда человек делает усилие возвыситься как-то, очиститься от влияния низших гун, все равно он не может это сделать. То есть он пытается действовать в гуне благости, он конкретно видит, что очень сильно на него действуют гуна страсти и гуна невежества. Получается так, что это все-таки зависит от Кришны и мы должны все-таки ждать Его милости, да?

Ответ: Не совсем. Смотрите, у нас есть некая константа, некая природа и ее до какой-то степени, ум мы свой можем поменять. До какой-то степени. Останется некая что ли форма ума в этих гунах и что нужно сделать – нужно просто это занять в деятельности, которая соответствует этой форме и все, и целью этой деятельности поставить удовлетворение Кришны. Я такой и какие-то вещи мне сложно будет поменять, они слишком глубоко сидят. При очень интенсивной духовной практике человек все может поменять, в этом нет никаких сомнений, но для этого ему нужно два или три лакха в день повторять и не знаю что еще делать, но в общем … Но если нет, если я не способен, а сами гуны мне не дают в то же время, такой интенсивной практикой заниматься, они мешают в свою очередь, где разорвать этот заколдованный круг? Разорвать его можно именно так: я свою природу занимаю, но цель моя … Как Шрила Прабхупада говорил: «Ладно, хорошо, давайте: есть у вас страсть – занимайте ее в сознании Кришны! Пусть ваша цель будет миссия духовного учителя, есть то, есть это служение, действуйте, делайте это!» Но делайте это не ради себя, не ради того, чтобы себя прославить. То есть иначе говоря, если я внутри себя осознаю: я духовный по природе, я хочу быть духовным, а тем не менее в уме у меня остаются какие-то гуны, то это не страшно. Мотив у меня духовный, но природу я свою занимаю соответствующим образом. Это нормально, это хорошо, это правильно.

Продолжение: То есть надо иметь очень большое терпение?

Ответ: Терпение всегда надо иметь:
тринад апи суниченатарор апи сахишнунааманина манаденакиртанийах сада харих
Без терпения никуда не сдвинешься с места. Терпение – это самое главное качество, чтобы что-то получить. Утсахан нишчайад-дхарйат тат-тат-карма-правартанат – чтобы заниматься преданным служением, нужно иметь энтузиазм, нужно иметь уверенность в успехе конечном, и терпением, это три главных качеств. Все остальное приложится.

 

Похожие записи