В чем цель нашей жизни?


ВОПРОС: Помогите, пожалуйста. Вопрос, на который я пока не могу найти однозначного ответа, вертится уже несколько недель в голове. В чём смысл моей жизни? В чём цель жизни? Это может казаться чем-то напыщенным, но я думаю над этим и не нахожу определённости. В книгах Шрила прабхупада много говорит о самоосознании, о развитии любви к Богу, также о том, что… (сбой связи).

БВГМ: Спасибо. Это важный вопрос. Я в общем-то на протяжении всего этого года несколько раз объяснял моё понимание того, что является для нас промежуточными целями. Наша высшая цель – это обретение любви к Богу, выход за пределы своего ограниченного я, своего эгоизма, понимание того, что Бог является центром нашей жизни, и служение этому центру, причём не просто механическое служение, подневольное служение, а служение с любовью. Но, естественно, что на протяжении нашего духовного пути нам нужно ставить актуальные цели. Если цель слишком высокая, мы иногда теряем её актуальность в нашей жизни, она становится чем-то слишком эфемерным. По моему глубокому убеждению, в начале, когда у человека только-только зародилась небольшая вера, нашей целью должно быть очищение сердца. Бхактивинод Тхакур говорит об этом. Он говорит, что эта цель, вначале преследуется человеком, когда он повторяет святое имя. И хотя кто-то может счесть эту цель материальной, Бхактивинод Тхакур говорит, что нет, вначале такая цель не оскверняет нашу практику, хотя, конечно же, она относится, строго говоря, не к разряду духовных целей, а к разряду целей в саттва-гуне. Но это актуальная вещь. Мы все очень легко можем понять, что любая грязь или нечистота, какие-то корыстные мотивы в конце концов приводят к страданиям. Мы хотим избавиться от страданий. Это цель наших усилий, в том числе и в духовной практике. Поэтому мы можем ясно увидеть эту цель, понять её актуальность для себя. Более того можно достаточно легко отслеживать приближение к этой цели. Мы можем наблюдать за своим умом, понимать, что творится в этом уме, каким образом действует наш ум, насколько чистые мысли в нём появляются. В общем, с этим можно работать.

На следующем этапе нашей целью должен быть духовный вкус. Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупад таким образом формулировал эту последовательность. Он говорил: «Сначала анартха-нивритти, потом артха-правритти». Сначала человек очищает своё сердце от анартх, и потом постепенно пытается обрести духовный вкус. Правритти – значит расширение, артха – значит ценность. Избавившись от чего-то негативного, мы пытаемся приобрести нечто позитивное. Обретя духовный вкус, мы можем реально поставить перед собой цель самозабвенной любви к Богу или какой-то стай-бхавы.

Я объясняю это на примере триад, из которых состоит путь или лестница садханы, описанная Шрилой Рупой Госвами. Вера, или шраддха, которая стоит первой в этой лестнице, является первой ступенькой, предварительной ступенькой – это адхикар, это ещё не собственно практика бхакти, это некая дверь в царство бхакти. Первым шагом на пути бхакти является садху-санга. Садху-санга является нашим адхикаром и квалификацией. Мы общаемся с садху, и садху даёт нам квалификацию. Нашей практикой является бхаджана-крия. И анартха-нивритти является нашей целью очищения от анартх. Когда мы очистились от анартх, анартха-нивритти становится нашей квалификацией. Ништха или практика смирения и служения становится нашей практикой, а ручи становится нашей целью. И когда я достиг этой ступени ручи, то есть у меня появился очень яркий, отчётливый духовный вкус, то эта цель, которую я достиг, становится моей квалификацией. Асакти или привязанность к Кришне становится моей практикой, а бхава становится целью этой практики. Таким образом, всю эту лестницу можно разбить на три больших этапа. Первый этап – от садху-санги до анартха-нивритти. Второй этап – от анартха-нивритти до ручи. Третий этап – от ручи до бхавы. И дальше према.

Вебдаршан 20.12.2014

Похожие записи