как принять проблемы


Вопрос: Как принять то, что проблемы, которые приходят, я заслужил или что они мне во благо? …

 

Ответ: Надо быть уверенным в этом. Вера заключается в частности в том, что все к лучшему и мы сможем увидеть это, если у нас появится более широкая перспектива.

 Для этого нужно просто посмотреть с более отдаленной перспективы. Почему что-то представляется нам проблемой? Только потому что мы пытаемся смотреть на нее в пределах очень ограниченного отрезка времени. Та же самая вещь предстанет перед нами совершенно по-другому, если мы посмотрим на нее издалека. Как правило это бывает, проходит какое-то время и пока она у нас была, мы не знали зачем, почему, отчего… Но когда это время проходит, мы понимаем: да, в общем-то, это нужно было, она была нужна мне для той или иной цели. Чтобы понять правильно проблему и более того, чтобы преодолеть проблему, человеку нужно отойти от нее. Даже в тот самый момент, как бы сложно это ни было, в тот самый момент, когда мы переживаем эту проблему, нужно отойти и посмотреть на нее немножечко издалека или в каком-то другом, более широком контексте. Или, по крайней мере, если мы не сможем ее увидеть и понять для чего она нам нужна была, по крайней мере мы не должны слишком погружаться в нее и воспринимать ее как проблему.

 

Есть хорошая история, я ее очень люблю, про одного человека, у которого был конь. Он был бедный, бедный человек, дровосек, но у него был роскошный конь, непонятно откуда он у него взялся, но так или наче он у него был. И ему самые богатые люди этой страны предлагали купить коня и осчастливить его. Он говорил: „Как я могу продать коня? Конь – мой друг! Он — личность. Я прихожу к нему, он меня узнает. Могу я продать своего друга или нет?” Все односельчане говорили: „Дурак, идиот, придумал что-то, конь – личность! Продал бы и был бы счастливым!”

 

Человек стоял на своем. В какой-то момент этот жеребец ушел в лес и все сказал: „А-ха-ха, конь убежал, несчастье! Несчастье у него случилось, вот дурак! Продал бы – у него были бы деньги! А сейчас ни коня, ни денег.” Они пришли к нему и стали говорить: „Ты несчастный, у тебя беда, у тебя проблема.” Он говорит: „У меня никакой беды и никакой проблемы нету. Просто раньше у меня был конь, а сейчас у меня нет коня, вот и все. Где проблема, что поменялось в моей жизни? Ничего не поменялось в моей жизни! был конь, сейчас нет коня, я остался, ну да, раньше был конь, сейчас нет коня – но где проблема тут? Нет никакой проблемы.” Ладно, прошло некоторое время, конь вернулся и привел за собой пять диких кобылиц и люди собрались и говорят: „Надо же, какой умный человек, у него счастье, ему повезло, как ему повезло! Теперь у него мало того, что один конь, еще пять диких кобылиц, одна лучше другой. Они пришли к нему и сказали: „Тебе повезло.” Он сказал: „Чего мне повезло? Не повезло. Просто раньше у меня был конь, потом не стало коня, теперь у меня конь и пять кобылиц. Я не понимаю где тут мне повезло, просто вот так вот – это не хорошо и не плохо.”

 

Ну ладно, хорошо, люди опять повертели головой. Его сын стал объезжать одну из диких кобылиц – упал, сломал ногу и остался хромым на всю жизнь. Люди сбежались и сказали: „Человек-то умный оказался, говорили ему, что ему повезло, а он знал, что ему не повезло. Пять диких кобылиц, теперь его сын упал!” Он говорит опять: „Ничего не понимаю: ну вот, был у меня сын, он и есть сын, ну сейчас хромой сын, но что изменилось-то?! Ничего не изменилось – хромой сын, пять кобылиц, жеребец, я … Какая проблема-то? Я не пойму – в чем беда-не беда, счастье-несчастье. Это не счастье и не несчастье, это просто так.” Потом объявили набор в армию и всех юношей забрали, а сына его не забрали и все люди собрались и говорили: „Какой умный, оказывается он знал, опять ему повезло!” Человек сказал: „Надоели, вообще! Почему вам все время нужно говорить, что это повезло, это не повезло, это удача, это неудача? Почему? Зачем? Ничего нет особенного. Посмотрите на это с другой точки зрения.

 

В этом беда, в этом суть — люди смотрят на все в очень ограниченном отрезке времени и поэтому проблема становится очень большой. Если я хочу по-настоящему понять, даже если я не понимаю, что все это к лучшему, я должен немножко отойти от этого, посмотреть откуда-то с другой перспективы и по крайней мере сказать: ну да, я не понимаю почему это к лучшему, но наверное к лучшему. В любом случае не к худшему, потому что ну хуже-то некуда уже (смех), что же может быть хуже – я живу здесь, гнию в этом материальном мире, привязан к этому, ну и ладно, ну еще что-то такое произошло, что тут особенного. Тоесть, тут нужно выйти. Человеку нельзя позволять, чтобы проблема нас съедала, нужно из нее все время выходить, нельзя все время ею жить, нельзя все время мусолить, она от этого не решается все равно. Люди, так устроен ум, что люди начинают беспокоиться по поводу и без повода. Это один из первых уроков «Бхагавад-гиты», Кришна говорит тасмат апарйахарйарте на твам шаучитам архати– если на что-то ты не можешь повлиять, не нужно по поводу этого беспокоиться. Если это вне сферы твоего влияния, зачем ты беспокоишься? Ну случилось это, ну хорошо, зачем переживать? Раз случилось и ты не можешь ничего поменять в этом, зачем волноваться? Но люди начинают волноваться, волноваться и ум волнуется, волнуется и ничего кроме этих волнений в уме не происходит в результате. Один мудрый человек сказал, что ум как кресло-качалка – все время качается, но никуда не едет (смех). Когда мы позволяем уму себя сожрать своим негативным восприятием реальности или проблемы, мы только усугубляем проблему, а не разрешаем. На самом деле проблем нет, просто был жеребец, не стало жеребца, какая проблема-то, в чем проблема? Ну был, не стало, опять придет. Большая часть всех проблем такого рода, ну что, бывает…

Похожие записи