о сути 13-ой главы БГ


ВОПРОС: Что является парибаса-сутрой, или сутью 13 главы «Бхагавад-гиты»?

БВГ: Этот стих один из самых существенных в 13 главе безусловно, потому что он объясняет связь, каким образом пуруша, или наслаждающаяся маленькая духовная искра, попадает в рабство материальной природы.   В 13 главе много важных вещей. Я сейчас затрудняюсь ответить, что является парибаса-сутрой 13 главы, но суть 13 главы в том, что человек должен научиться  отличать в себе душу и материальную природу. Он должен научиться видеть поле и свидетеля, или действующего на этом поле, знающего поле. Он должен понимать, что мое тело это всего лишь навсего поле, которое я возделываю и пытаюсь пожинать плоды, которые это поле приносит, и что я  полем не являюсь. В этом суть 13 главы, что я свидетель, что я не это тело.  Это важная философия, потому что если мы поймем эту философию, это то, что отличает демонов от преданных. В «Чхандогья-упанишад» есть знаменитая история об этом.

Демоны и преданные собрались послушать лекцию, которую читал праджапати – Господь Брахма.  И он сказал, что духовное знание это самая могущественная вещь, она может сделать человека бессмертным.  Демоны и полубоги они и те и другие хотели стать бессмертными.  Поэтому они отрядили делегатов Индру и Вирочану для того, чтобы те получили духовное знание и потом дали им и сделали их бессмертными.  И они 33 года служили праджапати. И в конце концов он сказал: «Я сейчас открою вам духовное знание, я вам открою, кто вы, — и сказал, — Пойдите к берегу пруда, посмотрите, и то, что вы увидите там, и будет – вы». Вирочана надел на себя самые лучшие одежды, нацепил на себя все украшения, посмотрел в пруд и подумал: «Это я», и пошел этому учить своих демонов.  И с тех пор демоны именно так и живут – принцип демонической жизни. И, в общем-то, отсюда ясно, кто мы тоже. Пусть каждый ответит себе на этот вопрос. Принцип демонической жизни заключается в том, что человек полностью отождествляет себя со своим телом.  И Индра тоже посмотрел, ему тоже понравилось поначалу отражение свое, он подумал: «Надо же, стоило 33 года работать, чтобы это важное знание получить. Теперь я знаю, кто я». Но по пути домой он усомнился слегка. Природа его сомнений была очень важной. Он подумал: «Тело меняется и я наблюдаю за этими изменениями. И так как я могу видеть эти изменения, значит, что я не тело». Правильно? Потому что, если бы я был телом, я бы не замечал изменений   Точно также как, если я еду в поезде или в самолете лечу, могу я чувствовать, что я лечу в самолете со скоростью 600 км/ч? Нет, я сплю там в этом самолете. Чтобы видеть как самолет летит, где я должен быть?

— Снаружи.

БВГ: Да, я должен быть вне его, тогда я увижу, как самолет летит.  Точно также, так как я могу видеть, что тело меняется, наблюдая за всем тем, что случается с телом, это значит, что я вне всего этого, я в стороне от всего этого. Суть 13 главы в том, что есть поле, которое я возделываю, я пашу, я очень хорошо тружусь, я хочу получить оттуда что-то, но я не тело, я всего лишь навсего наблюдатель.

— А Индра как?

БВГ: Индра пошел к Брахме, вернулся обратно и сказал ему, что что-то ты мне не то сказал, чего-то у меня есть сомнение. Брахма говорит: «Правильно. Служи еще 33 года» (смех).  Тот послужил. Брахма ему сказал: «То, что ты во сне видишь, это ты».  Ему поначалу понравилось, потом он усомнился.  Пришел опять к Брахме, сказал: «Брахма, я же сплю и это сам наблюдаю. Что-то тут не то. Я могу наблюдать за гневом своим, за умом своим. Я не это». Брахма сказал: «Правильно. Усомнился, служи еще 33 года» (смех). 100 лет Индра служил. Брахма сказал, в конце концов: «Ты это то, что находится в глазу». Это долгая история. То, что находится за глазом. В сущности, душа, что такое? Душа, если посмотреть, любопытное сравнение, мы все с вами кино смотрим. Душа видит этот мир или не видит? Душа не видит мир. Душа что видит? Душа видит отражение этого мира где? В нашем уме, в нашем мозгу. Правильно? Потому что на самом деле глаза они все перевернутым видят, правильно? Отпечаток там перевернутый, но душа приспосабливается    Душа сидит в кинотеатре, душа, душа маленькая. И там темно. И перед ней большой кинотеатр ума. Ум это экран. И душа смотрит, что там происходит. Все чувства собирают информацию извне, они ее постоянно туда поставляют и там, на экране ума, появляется трехмерная картинка. И точно также, когда мы заходим в кинотеатр, плоский экран, вдруг, когда свет гаснет, там начинаются какие-то образы. Мы полностью видим, и мы полностью сосредоточены. Точно также душа. Этот экран на нем из трех цветов, из трех гун появляется это изображение. Виртуальная реальность. Сама душа не может соприкасаться с этим миром по определению, потому что это мир из материи состоит, а душа духовна.  Она просто смотрит многосерийную мыльную оперу, которая называется «День за днем» (смех). И она смотрит, смотрит, смотрит. Был в свое время такой фильм многосерийный, он так и назывался «День за днем», и там ровным счетом ничего не происходило (смех) – были там коммунальные квартиры и что-то там делали, варили на кухне обед. И точно также душа, Душа находится в этом кинотеатре, смотри все это: «Ааааа». На самом деле все это гуны материальной природы делают. Они и рисуют эту картинку, которой так заворожена душа, она там что-то действует, что-то происходит. Просто желание и оно каким-то образом … нас. Шрила Прабхупада по этому в комментарии говорит: «Все делают гуны материальной природы, но мы все считаем себя творцами своей судьбы, мы сами пишем сценарий для этой мыльной оперы». «Я главный герой. Сегодня я произнесу монолог: «Быть или не быть? Вот в чем вопрос». И потом я умру. И Офелия придет и будет петь песню». 

Похожие записи