Разница в психологии мужчины и женщины


После того, как мы немножко поговорили о разуме, можно рассказать об отличиях в функционировании разума женщины и мужчины. Это очень интересная тема. Мы посмотрим, каким образом существующая разница учитывается в ведических предписаниях, рекомендациях для мужчины и для женщины. Многие, наверное, слышали, что у человека есть два полушария головного мозга и что эти полушария функционируют по-разному. Левое полушарие отвечает за аналитическую сферу, непосредственно за разум, за способность анализировать, делать выводы, умозаключения. Правое полушарие, в основном, отвечает за эмоциональную сферу, за целостное восприятие, вкусы, эмоции, чувственное познание мира. То есть левое полушарие отвечает за сферу буддхи, сферу разума, а правое — за сферу ума, потому что эмоции — одна из функций ума. У разных людей они развиты по-разному, у кого-то доминирует логическая составляющая, у кого-то — эмоциональная. Когда ученые стали анализировать, каким образом функционирует мозг у мужчины и женщины, они, к удивлению своему, обнаружили, что по-разному. У мужчины работает либо одно полушарие, либо другое. Когда у него действует левое, то правое бездействует, когда же действует правое, то левое бездействует. А у женщины постоянно работает и то, и другое. У женщин и правое, и левое полушария всегда активны, они не могут одно из них отключить.

Это открытие позволяет сделать очень интересные выводы. Там, где силен мужчина — слаба женщина и наоборот, где сильна женщина, там слаб мужчина. Исходя из этого можно понять, какие функции выполняют он и она в семье и, в целом, в обществе. Функции этих двух видов жизни тоже совершенно разные. Сила мужчины в том, что он может полностью абстрагироваться от происходящего. Он может отойти от ситуации, даже если она сильно эмоционально вовлекает его. Он в самой эмоционально напряженной обстановке способен анализировать, делать какие-то выводы, посмотреть, что будет хорошо, что плохо, какие будут последствия, выбрать правильное направление действия. Он в состоянии сохранить спокойствие, хладнокровие в очень сложных обстоятельствах, он способен руководствоваться разумом во всех ситуациях своей жизни. Но слабость заключается в том, что когда он погружается в эмоциональную сферу, то его разум полностью отключается. В этом проблема. Когда мужчина целиком увлекается, когда он охвачен вожделением, у него левое полушарие отключается полностью, доводам разума конец приходит. Можно видеть, например, что в обычном обществе мужчины если падают, то идут до самого дна и их ничто не остановит. Женщин, которые дошли до самого предела, гораздо меньше. Женщина обладает способностью вовремя остановиться, она не поддается потоку эмоций. Тогда как мужчина может пропасть, если он попался в ловушку, если ослаб в какой-то момент и стал эмоционален. Разум его переключается, становится слугой ума. Совершая всё то, что велят его чувства и ум, он будет оправдываться как угодно. Его очень трудно остановить. Он становится полностью неуправляемым. Это можно наблюдать, когда мужчина влюблен. Он полностью теряет голову. Но влюбленная женщина всегда соображает, она полностью голову никогда не теряет. Один из современных философов сказал, что влюбленный мужчина похож на песочные часы — чем полнее его сердце, тем пустее голова (смех). Оттуда всё сюда перетекает.

В сущности, еще один вывод можно сделать. Кришна говорит в “Бхагавад-гите”, что исполнять чужие обязанности очень опасно, что это скользкая дорога. Мужчина, когда исполняет чужие обязанности, не получает эмоционального удовлетворения. Хотя в течение какого-то времени он может делать это хорошо, но так как у него нет эмоционального удовлетворения, то в какой-то момент у него может произойти эмоциональный срыв. Так как он давно не получал удовлетворения, у него включается другое полушарие. Такой человек летит куда-то в тартарары, он срывается, и его остановить очень трудно.

Обучение в ашраме брахмачарьи должно усилить сильную сторону мужчины, научить его владеть собой, во всех ситуациях понимать, что хорошо, а что плохо, и никогда не поддаваться порыву чувств. Мне довелось недавно разговаривать с главой одной чеченской группировки, и он говорил: “Мои ребята воспитаны войной. Они не понимают другого языка, кроме языка гнева, эмоций, насилия”. Если человек воспитывается в подобной ситуации, то он привыкает полностью подчиняться приступам ярости, потакать низшим импульсам, эмоциям. И такому человеку прямой путь — в шайку какую-нибудь.

У женщины противоположная ситуация. Там, где мужчина силен, женщина слаба, и там, где женщина сильна, мужчина слаб. Так как у женщины всегда работают оба полушария, то у нее всегда есть раздвоенность, и в этом её слабость. С одной стороны, у нее работает разум, и она как бы прислушивается к нему. Но, с другой стороны, она не может полностью отключить эмоции, поэтому эмоции все время вмешиваются в работу разума, и они постоянно конфликтуют друг с другом, постоянно её раздирают. Поэтому в силу того, что обе эти составляющие одновременно работают, женщине очень трудно делать выбор, она никогда не уверена точно, правильный она выбор сделала или неправильный.

Я заметил очень интересную вещь, что одна и та же лекция часто по-разному воспринимается мужчинами и женщинами. Если говоришь о каком-то предмете, который эмоционально задевает людей, то мужчины обычно достаточно хорошо воспринимают, могут абстрагироваться от ситуации, способны с точки зрения разума все оценить. Им это нравится, как правило, они смеются, улыбаются. Женщины при этом очень страдают и потом начинают писать письма: “Как вы могли такое сказать? Никогда от вас такого не ожидала!” Это происходит по весьма простой причине — им трудно абстрагироваться. Если задевается какая-то эмоциональная составляющая, то это мешает им воспринять адекватно философскую сторону. Но, с другой стороны, преимущество женщины заключается в том, что даже в самых эмоционально насыщенных ситуациях она никогда полностью не поддается чувствам. Благодаря этому она может помочь мужчине.

В нашей вайшнавской культуре есть удивительные тому подтверждения. Все помнят историю про Билвамангала Тхакура, который явил замечательный пример человека, полностью охваченного страстью. Он ничего не соображал, ничего не видел, в страшную бурю он побежал к женщине, которую любил. Ничего не видя, думая только о ней, он ухватился за труп какой-то, чтобы переплыть через реку, потом ему пришлось перелезть через забор и он схватился за что-то, напоминающее лиану. Как выяснилось, это была змея. Ему было абсолютно все равно, он не думал о последствиях, не соображал, что и зачем он делает. Этот человек был полностью ослеплен своим желанием и таки прорвался к ней. Но хотя эта женщина тоже его любила, она не поддалась порыву чувств. Она не бросилась к нему и не закричала: “Ах, ты мой дорогой, любимый!” Вместо этого лишь сказала: “Что ж ты глупый такой, если бы ты так же Кришну любил! Если бы с такой же решимостью, с какой ты рвался сейчас ко мне, ты рвался к Кришне, то давно уже у Него был бы”. В этом заключалась сила женщины, и в нужный момент она ему помогла. У него сразу же переключение произошло, стала работать другая половина мозга, и он сказал: “Спасибо, до свидания, я пошел”. Как ни в чем не бывало, как будто не было этой жуткой ночи, приключений. Как только включилась другая половина мозга, он сказал: “Все правильно, логично рассуждаешь, Чинтамани. Спасибо, что научила меня уму-разуму, я пошел”. Это пример того, каким образом женщина может помочь мужчине.

Данная особенность женщины определяет ее материнскую природу. Постоянная включённость, с одной стороны, разума, а с другой стороны, эмоций, позволяет женщине быть хорошей матерью. Она любит своего ребёнка, у неё постоянно есть эмоции и при этом работает разум, она способна действовать в любой ситуации. Преимущество женщины в том, что она в сфере эмоций может принимать решения. Тогда как мужчина в сфере эмоций никаких решений не может принимать. А если он и принимает, то неправильные решения. Поэтому, скажем, женщина может создавать уют. Мужчина не в состоянии уюта создать, потому что уют — это то, каким образом привнести определенное настроение, тёплую атмосферу, наилучшим образом вещи расставить. У женщины, с одной стороны, разум работает, с другой — она понимает, как это сделать. Поэтому она принимает правильные решения, поэтому и говорит: “Диван должен стоять там!” Сразу же все меняется, сразу же создается определенная атмосфера. Это то, в чем женщины сильны, у них больше развит вкус. Или возьмем ситуацию, когда ребенок плачет. Что сделает мужчина? Если он привязан и его сын плачет, он совершенно не знает что делать, он его хватает, мечется, не знает, как успокоить. Если что-то случилось с ребенком, мужчина теряет голову. Женщина совершенно четко знает, что нужно делать. У нее сердце там и разум её там. Мужчина же, если ребенок заплакал, не знает что делать, либо же — если у него включилось левое полушарие — думает: “А чего он плачет, и вообще, какое он ко мне отношение имеет?” И тогда он кричит: “Эй, твой ребенок плачет! Позаботься о нем” (смех).

Отсюда, соответственно, совершенно разные сферы деятельности и разделение труда между мужчиной и женщиной. Женщины очень сильны в социальной сфере, особенно когда нужно помочь, поддержать, эмоционально включиться в ситуацию и сделать правильный выбор. Поэтому основная функция женщины в ведической культуре заключается в том, что она является хранительницей домашнего очага, хранительницей традиций и ритуалов. Женщины, в силу своих психологических особенностей, очень привязаны к ритуалу. Можно видеть, что в традиционных религиях большую часть прихожан составляют женщины. В церкви, в основном, ходят бабушки. Когда религиозность целиком уходит из общества, женщины все равно продолжают посещать церковь по традиции. Им нужны традиции, им нужны ритуалы. Потому что ритуал — это определенная форма, внешняя последовательность действий, позволяющая поставить ум женщины в определенные рамки. Для нее это очень хорошо, она чувствует себя комфортно. Вечно мятущийся ум формируется в процессе ритуала. Поэтому женщину на санскрите называют дхарма-патни. Дхарма-патни буквально значит “хранительница дхармы”. Её роль в союзе с мужчиной в том, чтобы поставить мужчину на место, когда он забывает, что нужно делать, а что не нужно делать. Она ему напоминает: “Дхарма заключается в этом, вот это наша традиция, мы должны это делать, поступать таким образом”. Женщина должна оградить супруга от бесконтрольности, которая свойственна иногда мужчинам, забывшим о своем разуме.

С другой стороны, муж в ведической традиции называется гуру-пати, что буквально значит господин-муж, духовный учитель. Роль мужа в брачном союзе состоит в том, что он учит свою жену. Он даёт ей духовные наставления: разум говорит таким-то образом, священные писания гласят о том-то и о том-то, ты должна делать в этой ситуации то-то и то-то. Он помогает ей защититься от её же чувств, от чрезмерной эмоциональной вовлеченности, когда она не может абстрагироваться. Во всех ситуациях он помогает ей сохранить равновесие, контролирует ум своей жены, помогает направить его в определенное русло и сделать правильный выбор. Женщине нравится быть за кем-то, как за каменной стеной. Популярное выражение, что жена за своим мужем, как за каменной стеной, характеризует как раз ту ситуацию, когда у мужчины действительно сильно развит разум. Он знает, каким образом нужно принимать решения, что нужно делать, чего не нужно делать, он принимает решения, он делает выбор. Женщина думает: “Хорошо, он знает, он мой гуру, он за меня решил”. Может быть, я неправду говорю, но, по крайней мере, теория такая. Согласно этой теории, женщине очень приятно, когда кто-то принимает за нее решения, когда она чувствует, что мужчина принял на себя ответственность. Поэтому мужчина брахмачари должен развивать в себе чувство ответственности, которое приходит вместе с разумом. В браке он должен исполнять именно эту роль.

Стоит сказать еще несколько слов об этикете и о распределении ролей в традиционном обществе. Согласно ведической концепции, женщина постоянно должна находиться под чьей-то опекой, рядом с ней всегда должен быть мужчина, который будет принимать за нее решения, заботиться о ней, создаст ей необходимые условия, а она в этих условиях, соответственно, будет заниматься своим делом. Она будет заботиться о том, чтобы религия, традиции поддерживались, ритуалы исполнялись, чтобы все было хорошо, красиво. Таково традиционное распределение ролей. Женщине, в силу её особенностей, очень трудно остаться на уровне разума, на уровне вивека-шакти.

Мужчина, если он хороший брахмачари и научился различать хорошее и плохое, может остаться найштика-брахмачари, у него нет особых проблем, ему не нужно, чтобы рядом был кто-то, кто бы его ограничивал. Он может сам прожить свою жизнь хорошо, правильно и достойно. Но женщине нужен мужчина, который смог бы вывести ее из эмоционального тупика, в который она может угодить. Одна из учениц в Калькутте спросила Шрилу Прабхупаду о том, может ли женщина остаться брахмачарини, может ли она выбрать путь найштика-брахмачарини? И Шрила Прабхупада сказал, что может, но это будет очень трудно. В принципе, такое возможно для любого человека при условии, что он не отождествляет себя с телом, если он достиг соответствующего уровня. Но для женщины такой путь более сложен. Кстати, эта матаджи осталась брахмачарини, она поклоняется в Калькутте Божествам и хорошо себя чувствует.

В ведической истории есть удивительные примеры таких женщин. Шрила Баладева Видьябхушана в своих комментариях к Веданта-сутре как пример каништхи-адхикари приводит Дхруву Махараджа, как пример уттама-адхикари приводит Гарги, женщину-странницу ведических времен. Он рассказывает историю о Гарги, которая была великой преданной, великим проповедником, вела образ жизни санньяси. Однажды при дворе царя Джанаки состоялось соревнование пандитов. Там был Вишвамитра Муни и была Гарги. Вишвамитра Муни победил остальных, он очень здорово знал все разделы Вед. Потом в диспут вступила Гарги. Она начала задавать ему вопросы, касающиеся трансцендентной сферы. Вишвамитра Муни почувствовал себя неловко, он понял, что не может ответить на многие вопросы. А она продолжала их задавать, и все почувствовали, что Вишвамитра, бывший царь, начинает гневаться. Гнев, кродха, стал искриться из его глаз. В этот момент Гарги вышла и сказала: “Шрипада Вишвамирта Муни победил, он самый мудрый из всех, кто собрался здесь”. На этом все кончилось. Смысл в том, что, несмотря на то, что женщина может находиться на гораздо более высоком уровне даже в смысле разума, чем мужчина, а это возможно, тем не менее, есть определенный социальный этикет. Согласно ведической традиции у женщины свое место, у мужчины — свое. Женщина, даже если она мудрее, как в случае с Гарги, все же должна находиться на своем месте. Она просто вышла и сказала, что он победил, он выше и никаких проблем нет. Другой пример уже из нашей сампрадайи. Джахнава деви, вдова-супруга Господа Нитьянанды, осталась вместо Него после того, как Он ушел, и Его вторая жена — Васуда — ушла вместе с Ним. Джахнава деви, по сути дела, была главой сампрадайи в то время, она была ачарьей. Читала лекции, проповедовала, но когда она делала это, то сидела за занавесом и ее не могли видеть. То есть она все равно находилась в тени. Такое положение естественным образом соответствует психологии женщины. Если женщина проявляет надлежащие качества, то она будет счастливой, потому что таковы дхарма женщины, ее природа, особенности психологии.

Брахмачари, старики, дети, женщины и коровы в ведическом обществе всегда находятся под защитой. Эти пять категорий живых существ всегда должны быть защищены в хорошем обществе. Защита брахмачари заключается в том, чтобы создать условия для развития вивека-шакти. У них должны быть все условия, чтобы они могли учиться, развивать свой разум и качества, соответствующие разуму, в частности, качество смирения, могли заниматься соответствующей деятельностью и обуздать свой ум. Защита женщины заключается в том, что её нужно оберегать от её же мятущегося ума. От ума, который мечется между эмоциями и разумом, который не знает, что делать. Ей нужно создать комфортную ситуацию, чтобы она знала: это хорошо, а то плохо, я выполняю такой-то ритуал, делаю то-то, я иду правильным путем, мой муж обо мне позаботится, он великий преданный Кришны, он вернется к Кришне, и я пойду за ним.

Когда мы почувствуем силу, исходящую от такого союза, когда лучше поймем, как устроена психология мужчины, как устроена психология женщины, то научимся уважать друг друга. Смысл ведического общества и культуры варнашрамы, о которой мы говорим, — создать общество взаимного уважения. А уважение основано на понимании того, в чём силен человек и в чём он слаб. Если мы ясно понимаем, что в этом — сила человека, а в этом — его слабость, то у нас естественным образом будет уважение к нему возникать, мы сможем правильно вести себя с ним. Это то, чего мы должны достичь. Мы же в варнашрама-дхарме эксплуатируем, свысока смотрим, презираем друг друга. Это свидетельствует об отсутствии какой-либо культуры. Культура проявляется в том, что у человека появляется уважение, он понимает других людей, признаёт равенство всех и каждого.

Приведу еще одну цитату из Конфуция, очень уж он хорош, касательно интенсивной медитации, которая у многих преданных происходит, медитации на то, что же все-таки не так, что же нужно менять, как порядок навести, с чего нужно начать, что нужно построить или, может, принципы какие-то отменить. Всё это находится в уме у людей. Поэтому очень интересно послушать, что говорит Конфуций. Он сделал вывод, что люди в древности (даже он говорил о древности), которые хотели установить добродетель, порядок во всем обществе, в царстве, прежде всего начинали разбираться и устанавливать порядок в своей сфере, в своей провинции. Желая навести порядок в провинции, они прежде всего старались навести порядок в своей семье и все делали в соответствии с этим порядком. Желая навести порядок в своей семье, они начинали с того, что наводили порядок в самом себе. Стараясь навести порядок в самом себе, они заглядывали в свое сердце и старались его очистить. Желая очистить сердце, они старались быть искренними в своих мыслях. Желая стать искренними, они прежде всего старались обрести знание того, что хорошо, а что плохо. Когда знание их становилось глубоким и сильным, то они начинали понимать природу вещей. Когда они понимали природу вещей, к ним приходило знание, и знание их становилось полным. Когда знание их становилось полным, то помыслы их становились искренними. Когда помыслы их становились искренними, их сердца очищались. Когда их сердца очищались, они обретали соответствующие качества, становились порядочными людьми. Когда они становились порядочными людьми, то в их семьях наступал мир и покой, и семьи приходили в порядок. Когда их семьи приходили в порядок, то, соответственно, провинции, которыми они правили, тоже приходили в порядок. И когда их провинции приходили в порядок, то, соответственно, и все царство становилось спокойным и счастливым.

Путь ко всеобщему благоденствию начинается с самого себя. С того, что человек старается уразуметь что-то, постичь природу вещей, природу духа, получить знание. Когда он постигает это, то, соответственно, мысли его проясняются, сердце очищается, что отражается в его качествах. Когда проявляются качества, то он сможет вести нормальную счастливую семейную жизнь. Счастливая семейная жизнь приводит в порядок все остальное. Но до этого еще далеко. Начать нужно с того, чтобы понять, что такое знание и в чем его суть.

Семинар «Основы Ведической культуры», Санкт-Петербург, 1999 г. (Диск 24, л. 4 – о полушариях мозга)

Похожие записи