Взаимоотношения

Взаимоотношения между людьми


Насколько наше воспитание способствует развитию ребенка?

 

Ответ: не обязательно. Хорошее воспитание, еще раз, почему родителям всегда говориться, что лучше, если есть два ребенка, не один ребенок. Потому что когда один ребенок, то да, действительно, эго будет разрастаться. Если ребенок в каком-то коллективе растет, коллектив уже значит, что уже его эго будет все время с синяками ходить. Все время с кровоподтеками. Уже в коллективе он не может там полностью свое эго проявить. В традиционных семьях всегда есть дедушки, бабушки, дети, внуки, правнуки. И там тоже как бы эго формируется правильно как часть некоего целого, некоего коллектива. Если действительно мы будем, если мы только будем формировать эго человека, причем ложное эго человека, вокруг него плясать постоянно на задних лапках и только все позволять ему делать, то, как говориться в одной хорошей пьесе про снежную королеву, что «Если детей баловать, то из них вырастают хорошие разбойники». Еще раз, мы можем, да, если неправильно формируют, то да, эго будет еще более злокачественным. Но, в принципе, для того общество и существует, что бы человеку показать, что он не есть полное целое, что он частичка, что он часть целого. И все то, что помогает ему в этом, это хорошо. В конечном счете, это помогает человеку правильно понять себя и быть более счастливым.  (далее…)


Что делать если преданный не принимает авторитет

Вопрос: Как правильно выстраивать отношения и проявлять заботу о преданной, которая не принимает авторитет старших: не в своей семье, ни в ятре. Транслирует негативное настроение на других преданных.
Я думаю, что надо максимально ограничить преданных от её влияния и с ней просто поддерживать те отношения, на которые она способна, но на какой-то дистанции, потому что если человек не хочет принять авторитеты, то тут едва ли что-то можно сделать. Если такой человек принимает только отношения на равных, хорошо значит нужно общаться с ней на равных, но отношения на равных, тоже подразумевает определенное принятие и погружение и так далее. То есть, ещё раз, если наши отношения не могут помочь человеку, то зачем нужно навязывать себя этому человеку. Надо общаться так, как человек может и давать ему то, что мы можем дать, и не пытаться дать ему то, что мы не можем дать или то, что он не хочет от нас принять.
(далее…)


О квалификации ученика

Вопрос: мы хотели узнать в активе учеников, когда мы даем рекомендацию на пранаму, на инициацию, и с нашей точки зрения человек… Ну, как бы, насколько мы можем реально оценить его квалификацию? И чем руководствоваться помимо Ваших наставлений? И стоит ли открыто говорить, если человек спрашивает причину или…

Причину нужно говорить, но нужно как говорить – нужно формулировать ее в позитивном ключе. Нужно говорить, во-первых, нужно, чтоб человек понимал, что видят его хорошие вещи, что реально ценят его искренность, его стремление, то, что у него есть, обязательно, чтоб он это видел. Потому что часто, ну, действительно у человека много всего хорошего, и мы воспринимаем это хорошее как нечто само собой разумеющееся. Оно не само собой разумеющееся, это тоже его достоинства, его достижения, и обязательно он должен знать, что это видят и ценят. Вторая вещь, дальше, если у него есть какие-то недостатки, можно всегда их сформулировать позитивно. «Тебе не хватает, там, скажем, общения или еще чего-то» или просто человеку нужно сказать: «Вот тут ты не дотягиваешь немного. Делай это и все будут рады. Есть некая сфера, в которой тебе нужно поработать», и конкретно ему сказать, вот что человеку нужно исправить. Потому что если мы просто будем отводить в сторону глаза: «Ну, ты хороший парень, но порекомендовать я тебя не могу» (смех), чтобы не ранить его, а человек не понимает, говорит: «Я хороший парень, а почему не могут порекомендовать хорошего парня? В чем проблема-то»? Ему нужно сказать: «Вот тут, тут немножко не дотягиваешь, вот сделай это и все будет хорошо». Вот у нас есть некое такое… Просто обсудить это честно, вот таким образом мы эти вещи воспринимаем.

С одной стороны, у него будет шанс объяснить, почему он таким образом действует, и мы может быть поймем, что заставляет его действовать, может быть там есть серьезные причины какие-то. А с другой стороны, он оценит это, просто надо научиться это говорить правильно.
Ни в коем случае нельзя говорить: «Ты такой-то», оценочные суждения, они не правильные, они в основе своей не правильные. Потому что когда мы говорим: «Ты такой-то, ты плохой, ты криводушный, ты еще какой-то», человек, он внутри понимает он это или не понимает, он говорит: «Как же так? Я же сат-чит-ананда-виграха»! И это факт! Я чистая душа, он – чистая душа, поэтому надо сказать: «Ты – чистая душа, мы это понимаем»! Но что это значит — не давать оценочных суждений? Потому что когда мы оцениваем – мы его уже в клетку загнали: «Вот он такой». Мы говорим: «Вот какие-то проявления твоей личности или твоей природы нам видятся так, мы таким образом это видим. Можешь ты как-то сказать, объяснить, почему»? Если человек поймет, что о нем не судят, он сможет признать это, ему легче будет об этом сказать, и с другой стороны он поймет, над чем ему нужно работать или еще что-то. То есть, нужно научиться человеку эти вещи говорить, вот и все. (далее…)


Нужно ли делиться своими реализациями?

Вопрос: а когда вот эта вот духовная реальность, она проявляется короткими, какими-то маленькими моментами, то как к ней относиться и как ей делиться с другими, гухйам акхйати приччхати («Упадешамрита», 4), Рупа Госвами пишет, правильно, так, чтобы сохранялась и дальше явилась?
Ну, торопиться делиться не нужно, потому что очень часто это проявление гордыни нашей, когда мы хотим поделиться крохой духовного опыта, который у нас есть, и в результате этого он уходит еще дальше. Но если мы понимаем, что кому-то это может помочь и при этом понимаем, что не гордыня наша нами движет… Как правило, человек это хранит для себя, это некие драгоценности между нами и Кришной. Выставлять все на продажу не нужно торопиться. Беда заключается в том, что когда к нам приходит какой-то опыт, мы так устроены, что нам хочется все отговарить, все превратить в какие-то преимущества, и человек пользуется этим. Поэтому если мы посмотрим на каких-то действительно реально великих святых, вайшнавов, они очень не торопятся с этим, не пытаются этим делиться. И если они хотят помочь другим, они в основном помогают другим, давая им на уровне разума некое понимание. Потому что даже если у человека появился какой-то опыт духовный, но при этом он не понимает внутри, на чем это основано, то он не задержится. Разум – это важная вещь. Нам разум дан. В конечном счете от разума надо будет отказаться. Разум – это хорошая вещь, но когда любовь будет, то разум уже не нужен, более того, он может помешать, но пока ее нет разум очень нужен. (далее…)


Как развить уважение к принципу старшинства

Вопрос: Харе Кришна! Вы говорили о том, что человек должен развить вот это правильное уважение к принципу старшинства. А как это должно работать, если например какой-то старший, ну грубая аналогия, отец-алкоголик. Как с этим уважением к отцу человек не перенимает его алкоголизм?

Гуру Махарадж: Уважение далеко не обязательно означает, что я попадаю в зависимость от этого человека. Я перенимаю какие-то дурные качества только тогда, когда я завишу от человека. И поэтому надо очень тщательно выбирать от кого я буду зависеть в духовном отношении. То есть, человек, от которого я получаю наставления, от которого я реально завишу, завишу в своей духовной жизни, вот тут я должен быть очень осторожен с выбором и алкоголиков в эту категорию не зачислять. Но, что касается старшинства, то уважать я могу всех тех, кто по тем или иным параметрам старше меня. И это не будет означать, что я попаду в зависимость от его дурных качеств. Само по себе уважение не делает нас ещё приемниками дурных качеств. Мы уважаем человека, потому что он носитель каких-то там ценностей, он преданный, он старше нас. Но при этом нам не обязательно вступать в такие отношения с ним, в которых мы будем перенимать какие-то дурные качества. Тут нужно быть очень осторожным. То есть, есть уважение и есть зависимость. И не нужно путать одно с другим. Зависимость нам нужна и мы должны зависеть от старших, но нам нужно быть очень избирательным, очень осторожным. Уважать нужно всех старших. (далее…)


Чтобы в небольшой духовной группе преданные были склонны заботиться друг о друге и вместе служить, что нужно делать?

Нужно слушать друг друга. Служение всегда начинается со слушания. Когда мы рассказываем друг другу, раскрываемся друг перед другом, узнаем друг друга лучше. Узнавая друг друга лучше, мы начинаем понимать друг друга лучше, и тогда естественным образом служение происходит. Начиная служить, желание служить приходит, само собой появляется у человека. Поэтому начинать нужно со слушания, чтобы мы просто как-то рассказывали и делились чем-то сокровенным. Разумеется, есть категории людей, у которых очень сильный импульс говорить, и, если дать им говорить, то говорить будут только они. Я не знаю, что делать в таких случаях, но есть категории людей, к которым приходишь и достаточно их спросить «как дела?», чтобы они отвечали на этот вопрос два часа. Но, в общем-то, это скорее исключение, чем правило, обычно нормальная группа. Или тогда нужно чтобы вся группа состояла из таких людей (смех). (далее…)


Общение с вайшнавами вне ИСККОН

Вопрос: Иногда мы встречаемся с вайшнавами, которые практикуют служение Господу вне ИСККОН – либо они ушли когда-то, либо никогда там не были, – но так или иначе это вайшнавы, мы понимаем по общению. Как относиться к такой Кришна-катхе и к наставлениям?

Ответ: Мне недавно задали такой вопрос, такой вопрос периодически задают. Мой ответ однозначный на это. Мы все, что знаем о сознании Кришны, о духовной практике, о духовном мире, о самом себе, о йоге, – получили от Шрилы Прабхупады и благодаря Шриле Прабхупаде. И если человек хочет следовать Шриле Прабхупаде, он будет в ИСККОН. Потому что когда Шриле Прабхупаде говорили: „Я Вас люблю, но я ИСККОН не люблю.” Шрила Прабхупада говорил: „Нет разницы между между мной и ИСККОН-ом.” Потому что что такое ИСККОН? Некоторые ругают ИСККОН, я часто слышу это, мне по роду своей деятельности приходится очень много таких вещей слышать. Мне все время приходится выслушивать апарадхи в адрес ИСККОН. ИСККОН – это идея, идея любви к Богу. Шрила Прабхупада создал это общество для того, чтобы помочь нам полюбить Бога и если я ругаю ИСККОН, я ругаю эту идею. Реализация этой идеи может быть разной, так или иначе, но любая организация – это прежде всего идея, ради которой она создается.

(далее…)


О простоте

 

Вопрос: Я очень часто слышу слова просто, простой, простота в различных жизненных ситуациях. Я так же слышу, что Кришна любит тех, кто ведет себя просто. Этому я очень рад и хочу развить качество простоты. Для этого я пытаюсь изучить этот непростой вопрос: как быть простым? (смех) В настоящее время у меня возникает ряд простых вопросов. Есть ли разница между простотой и невежеством (считайте глупостью)?

Ответ: Есть.
Продолжение вопроса: В чем эта разница?

Ответ: В том, что простота значит бесхитростность. Простота значит, что человек говорит то, что думает и делает то, что говорит. Непростота – это когда я думаю одно, говорю другое, а делаю третье. Глупость – это когда я просто дурак, ее нельзя путать с простотой. Простота значит бесхитростность. Глупость значит глупость, человек не понимает что он делает, не понимает кто он такой и вообще что это такое. Простота основана на понимании того кто я есть.

Продолжение вопроса: Есть ли точное определение что такое простота и простой?

Ответ: Шрила Прабхупада говорит здесь наверняка в комментарии. „Простота означает, что человек должен быть настолько открытым и прямолинейным, чтобы не бояться сказать правду даже своему врагу.” Это то определение простоты, которое дает Шрила Прабхупада. Это значит, что я не держу ничего внутри, не пытаюсь солгать. Примером простоты является Арджуна. Слово арджуна происходит из корня риджу, что значит простой, бесхитростный. Слово арджавам от того же самого корня, что и арджуна. Арджуна что делал? Подошел к Кришне и сказал: „Не хочу сражаться. Независимо от того, что обо мне люди подумают, как они посмотрят на меня…”, он не думал … Он сказал: „Ладно, Господь с ним, не хочу сражаться, не могу сражаться, не буду сражаться!” Он не пытался играть какую-то роль. Отсутствие простоты – когда я играю постоянно какую-то роль на сцене, у меня есть зрители, я все думаю как эта роль, понравилась им или нет? Как я сыграл эту роль или не сыграл. Простота значит все время оставаться одним и тем же. Когда на меня смотрят я такой же, когда на меня не смотрят, я такой же. Если, когда на меня смотрят я один, а когда на меня не смотрят, я другой …. Если в кругу своей семьи я один, а на людях я другой, то это отсутствие простоты. Есть люди, которые приходят на воскрессную программу и просто любо-дорого посмотреть. Но надо спросить у их жены что происходит дома. Это тоже отсутсвие простоты. Я не знаю куда точнее. По-моему все очень просто.

(далее…)


Как нам правильно строить отношения вне семьи Шрилы Прабхупады

Вопрос: Гуру Махарадж, а как вот мы семья Шрилы Прабхупады, но у нас есть еще прадедушка, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати. Как нам правильно строить отношения с учениками учеников, или скорее …

Ответ: Смотрите, дело в том, что отношения всегда означает обмен бхавой, близкие отношения. И когда мы строим внутри в семье Шрилы Прабхупады отношения, то мы делаем это для того, чтобы настроение Шрилы Прабхупады как можно глубже в нас вошло. И некая предпосылка, из которой мы исходим, заключается в том, что именно Шрила Прабхупада по-настоящему, до конца, глубоко понял настроение Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура Прабхупады. Он это настроение очень глубоко понял, пронес через свою жизнь, и именно, благодаря этому по милости его духовного учителя ему удалось сделать то, что никому не удавалось до него и никому в будущем не удастся. То есть то, что сделал Шрила Прабхупада на самом деле чудо, настоящее чудо, если по-настоящему как следует разбираться в этом искренне.

И в то же самое время Шрила Прабхупада достаточно во многих ситуациях, ну скажем так, с некоторым опасением отзывался о своих духовных братьях и о близком отношении с ними именно потому, что он боялся того, что будет утрачен этот дух. Поэтому мы обязательно должны уважать всех людей, идущих по духовному пути, мы должны очень внимательно и заботливо относиться ко всем людям, следующим вайшнавской традиции, тем более к людям, следующим традициям Гаудия-вайшнавов. Мы ни в коем случае не должны оскорблять никоим образом. Но одновременно с этим слишком близкое общение с ними не поможет нам как-то более глубоко этот дух усвоить. Поэтому мы с очень большим почтением и уважением относимся к ним, но на какой-то определенной уважительной дистанции. Я общаюсь со многими людьми, и я действительно по-настоящему уважаю и люблю многих, но сердце свое в основном, надо открывать все-таки здесь. Потому что если мы поторопимся открыть сердце где-то там, к сожалению люди, не знают этикета, не знают, как действовать, часто пытаются разрушить веру.

(далее…)


Общение со старшими

ВОПРОС: Как нужно общаться со старшими преданными?

БВГМ: Со старшими преданными нужно общаться с уважением, но это уважение может быть на разной дистанции. С некоторыми старшими преданными нужно поддерживать уважительную дистанцию. К другим старшим преданным нужно стремиться стать ближе. Не торопитесь, проверьте себя, своё собственное сердце. Относитесь с уважением, но при этом уважение не обязательно означает совсем близкую дистанцию. Старших надо обязательно уважать. При этом надо понимать, что старший – это тот, кто может дать нам прибежище по-настоящему. То есть старший – это тот, кто может защитить нас, прежде всего, защитить нас от своего собственного ума. Я ответил на ваш вопрос?

(далее…)