Как сотрудничать правильно


Вопрос: На сегодняшней лекции было сказано, что очень важно сотрудничать (это не сегодня) с другими преданными, не создавать свою сампрадайу. А как быть, если сампрадайя уже существует и старшие преданные не могут сотрудничать друг сдругом, а младшим приходится из одной сампрадайи в другую перебегать, боясь вайшнава-апарадх, из-за боязни остаться без руководства, принимая чью-либо сторону?

 Ответ: Даже если мы находимся в такой ситуации, когда есть какие-то группы и каждый человек думает, что только он правильно ведет себя, все равно надо так или иначе стараться занимать нейтральное положение, принимая руководство вайшнавов, но при этом не становясь сектантом. И это искусство. Однако, в принципе, если человек немного разумен, он сможет понять каким образом можно действовать. Да, я могу принять покровительство какого-то старшего вайшнава, у которого, может быть, нету сотрудничества с другими старшими вайшнавами – одновременно с этим я смогу поддерживать отношения с другими старшими вайшнавами, служить им и не быть что-ли членом этой небольшой секты.

 Я несколько раз на протяжении нашего ретрита предостерегал о такой опасности. В частности, эта опасность существует, когда люди группируются вокруг одного гуру и пытаются сформировать свою секту или какую-то группу в группе. Мы все служим одной миссии; мы все служим духовным приципам и духовному учению, которые оставил на Шрила Прабхупада и наша основная задача – нести это учение другим людям как можно более чисто. И нет никаких, ровным счетом никаких причин для того, чтобы мы не могли это делать, одновременно с этим не формируя какую-то групповщину или такой менталитет. Потому что любая группа в основном формируется – особенно внутри какого-то движения – на принципах гордости. И поэтому сама основа или сам фундамент таких формирмирований всегда ложный: мой гуру – самый лучший! Мой наставник – самый лучший! Только мы знаем, что нужно делать! Наш вид служения самый лучший! Мы всем докажем!

Всегда в формировании такой группы внутри есть желание и стремление всем остальным что-то доказать. И кому доказать? Вайшнавам в основном. Что мы хотим доказать? Что мы правы. И даже не столько доказать, что мы правы, сколько доказать им, что они не правы, правильно? Что они что-то не так делают. Поэтому если у меня нет этого желания, я смогу получать … Есть даже хорощая русская поговорка: ласковый теленок двух маток сосет. Если такое возможно, если теленок может это сделать, почему преданный не может это сделать? Если у теленка хватает ума сосать двух маток, то почему младший преданный не может так или иначе поддерживать хорошие отношения со старшими преданными даже, если они по той или иной причине не могут найти общего языка. Может, если он правильно настроен.

семинар «Анартха-ниврити» 2008 год

Похожие записи