Отношения в семье — нирапекша


вопрос: Как развить качество нирапекши семейному человеку?

ответ: Семейному человеку очень легко развить это качество нирапекши – мужчина должен учить этому свою жену, а жена  должна учить этому своего мужа. ( :)))) Это шутка.

Даже семейный человек должен развивать в себе дух  независимости. Естественно, он должен понимать, что от него зависят и он должен исполнять свой долг по отношению к другим. Но при этом сам, и тут в этом смысле в моих первых словах правильнее – качество нирапекши значит то, что я исполняю свой долг, но при этом я не ожидаю, что другие будут исполнять свой. В материальном обществе человек, часто,  исполняет свой долг, но при этом он всегда думает, что: «Мне за это должно прийти вознаграждение» в виде того, что все остальные, увидев, как я исполняю свой долг, тоже научатся исполнять свой долг. В семейной жизни человек должен исполнять свой долг и при этом внутренне не ожидать… И именно это качество – не ожидание результата своего труда или плодов, которые ко мне придут, — Кришна называет отрешенностью, когда Он объясняет, что такое санньяса и тьяга. Он говорит, что тьяга это поверхностная вещь. В 18 главе «Бхагавад-гиты» Он говорит, что тьяга это когда человек просто отрекается от плодов своего труда. Семейный человек не может отрекаться от плодов своего труда, ему нужны плоды. Он не сможет исполнять свои обязанности. Ему нужны плоды. Но семейный человек отрекается от чего? От привязанности к плодам своего труда. Он действует, ему нужны плоды для того, чтобы исполнять свои обязанности, но при этом внутренне он непривязан.  И это означает – я исполняю свои обязанности по отношению к  семье, к детям, к жене своей, но при этом я не требую или не ожидаю, не расстраиваюсь, если они не исполняют свои обязанности. Что делать? Я свободен от этого, не огорчаюсь. Я могу требовать, уча их, но я при этом не привязан – если нет, то нет. И то же самое все остальные. Вот этот внутренний дух санньясы он может быть в любом статусе, в любом ашраме. Тогда как, и Кришна все время осуждает это, что отрешенность не должна проявляться внешне, не должна проявляться в какой-то неприкаянности, что ли, внешней человека, в том, что он демонстративно отрекается от плодов своего труда. Нет, это фанатизм, глупость. Но внутри он не должен эмоционально зависеть от всех этих ситуаций материального мира.  Он не должен эмоционально позволять этим ситуациям мешать своей духовной практике.

И примером этого является Арджуна.  Когда Арджуна выслушал «Бхагавад-гиту», стал сражаться, то в один ужасный день убили его сына Абхиманью, любимого его сына и Субхадры, последнего, самого младшего сына, которому 16 лет было, он еще только-только возмужал. И Арджуне очень тяжело было, очень тяжело. Но это внутреннее состояние не помешало ему сражаться за Кришну, он не подвергся унынию, он  продолжал служить. Ачарьи приводят этот пример как объяснение того, что значит нирапекша, или что значит это вот состояние внутренней отрешенности. Да, я не становлюсь камнем внутри, я реагирую на все это. У Арджуны сердце болело, но эта боль не мешает ему продолжать исполнять свой долг, заниматься своим делом – служить Кришне. И точно также тут, в этом материальном мире, боль будет приходить. Преданный не должен омертвить свое сердце, не должен мозоль на этом сердце нарастить, чтобы ничего не чувствовать. Нет, не в этом суть преданности. У преданного, наоборот, у него мягкое сердце, сердце, которое отзывается на боль и страдания других людей. Но при этом все эти эмоциональные состояния не мешают  ему исполнять высший долг, не мешают ему помнить о Кришне. Наоборот, все эти эмоциональные состояния он приносит Кришне как служение Ему.  В этом суть этого состояния

Похожие записи