Взаимоотношения

Взаимоотношения между людьми


О дружбе и фамильярности

На даршане для  Екатеренбургских учеников, Вы рассказывали об уровнях духовной дружбы — не только духовной дружбы, но и любой дружбы —  (бандху, сакха, митра, сухрид). Не могли бы Вы поделиться своим личным опытом крепкой вайшнавской дружбы с преданными? Много ли у Вас близких, настоящих (сухрид) друзей в Сознании Кришны? Как при этом уберечься от фамильярности? И можно ли дружить с Гуру и если да, то как это должно правильно выглядеть, особенно по отношению к другим ученикам, которые могут завидовать?

Близких друзей по определению не может быть много. Среди людей, с которыми я общаюсь, двух, может быть трех человек я мог бы отнести к этой категории, их не так много. Опыт этих отношений простой. С этими людьми хочется говорить о чем-то, о чем с другими говорить не хочется. Это люди, которым мы можем сказать гораздо больше, чем мы можем сказать кому бы то ни было другому. Люди, которые могут нам дать эмоциональную поддержку,    и никто другой ее не может дать. Поддержать в каких-то других сферах люди могут другие, но эмоционально поддержать могут только самые близкие люди, от которых у нас нет тайн и, с которыми мы можем чувствовавать себя абсолютно естественно. 

Как при этом уберечься от фамильярности?

(далее…)


О неоправданных ожиданиях в отношениях

В своем семинаре о прощении за 2011 год, Вы сказали, что обижаясь на человека, мы опускаем его на свой уровень или даже ниже. Могли бы Вы объснить, мне не совсем понятно, что конкретно имелось в виду.  И ещё такой вопрос — являются ли наши неоправданные ожидания или как мы часто говорим «идеализация преданного» следствием  имперсонализма?»

Что касается первого вопроса, то когда мы обижаемся на человека, мы, как правило, демонизируем его, приписываем ему свои мотивы. Мы очень много дорисовываем или додумываем до него и нам надо обязательно объяснить самим себе что он плохой, чтобы он стал объектом каких-то наших негативных эмоций. Вот, собственно, что имелось ввиду. Очень часто мы смотрим на него сквозь призму своего понимания, приписывая ему какие-то свои качества и мотивы. Поэтому самый лучший способ избавится от обиды — это встретиться с человеком и задать ему какие-то вопросы, спросить почему он поступал так, а не иначе, что им двигало. Попытаться реально понять человека. И когда мы поймем, мы поймем, что не так все плохо. Что вся та усердная работа по  демонизации этого человека в значительной степени была сделана напрасно.

Что касается наоборот идеализации преданного, то демонизация и идеализация — это две стороны

(далее…)


Баланс между памятованием о Кришне и муже…

Кришна говорит в Бхагавад-гите, что нужно сосредоточить свой ум на Нём. Как тогда быть жене, которая должна думать о муже? Как найти баланс в этом вопросе и не сбиться с правильного пути?

Все очень просто. Мы должны думать о муже, при этом должны помнить о Кришне. Если мы помним, что муж служит Кришне, он является Его слугой. Если мы будем служить мужу, как слуге Кришны, то мы можем помнить о муже, и одновременно с этим мы будем помнить о Кришне. Об этом говорит царица Кунти в последнем стихе  своих молитв, когда она говорит: «Избавь меня от привязанности…», не в последнем, в одном из последних, « к Вришни и к Пандавам. Я хочу помнить о Тебе, и я хочу быть привязана к ним не как к такковым, не разделяя  свое сердце или любовь своего сердца на множество независимых потоков, а всю ту любовь, которая у меня есть   по отношению к другим людям, направить к Тебе, при этом необделив их, понимая связь этих людей с Тобой».

(далее…)


Что значит не зависеть от человека

Вопрос: Когда мы общаемся с другими преданными, то иногда мы чувствуем негативное влияние, особенно когда мы близко общаемся. Как оградиться от этого негативного воздействия?

Ответ: Другой человек может повлиять на меня только в том случае, если у меня есть какая-то зависимость от него. Поэтому нам надо четко понимать, от кого мы зависим и от кого не зависим. Нам нужно стараться ставить себя в зависимость от духовных людей. Негативное влияние приходит только через каналы зависимости, также, как впрочем и позитивное влияние приходит через каналы зависимости.

Вот это первая вещь. И если я не завишу от человека, то его дурные качества не будут влиять на меня. Я буду давать ему, но, как человек на улице – он общается с огромным количеством людей. Понятно, что оно может быть не такое близкое общение, но все равно все зависит от моей… прежде всего речь не идет о какой-то физической зависимости, речь идет об эмоциональной зависимости.Я завишу от его мнения обо мне – это самая тонкая, что ли игра, или тонкая форма зависимости. Когда я завишу, например, от мнения другого человека обо мне, то я буду подстраиваться под него. Я не смогу ему сказать, если он оскорбляет при мне, я не могу остановить и сказать ему, что не хочу этого слушать, потому что я буду бояться, что он как-то неправильно это воспримет, или еще что-то такое. И тогда все эти негативные вещи будут влиять на меняЕсли я эмоционально не завишу от него, я могу сказать ему правду, при этом не обижу его, и эти вещи не будут приставать ко мне. Эту вещь, зависимость, нужно очень четко понимать. Повлиять на меня может только человек, от которого я так или иначе завишу, и прежде всего эмоционально завишу. 

Вторая вещь – надо также понимать, что у каждого из нас есть огромное количество качеств как хороших, так и дурных. И в одних отношениях мы проявляем одни качества, в других отношениях мы проявляем другие качества, правильно? Если человек вор, у него есть хорошая, любящая семья, то для членов своей семьи он самый замечательный человек. Даже если они знают, что он вор, то они думают: «На какие жертвы он ради нас идет, потрясающий человек – любящий, заботливый». Все остальные думают: «Его надо за решетку посадить». В чем разница-то?Разница в том, что в разных отношениях мы проявляем разные качества. Правильно? И можно построить отношения таким образом, что человек будет проявлять дурные качества и влиять этими дурными качествами на нас. Можно построить отношения так, что он может проявлять самые лучшие качества свои.То есть другой аспект этой проблемы в том, что я должен заглянуть в себя и спросить себя: «А что я такого делаю, что провоцирую этого человека дурные качества проявлять. Может быть от меня тут тоже что-то зависит, может мне нужно что-то поменять в своем отношении к нему. Почему из него это лезет в отношениях со мной?» Может быть над этим стоит тоже подумать, потому что наверняка можно представить себе ситуацию, или какие-то отношения с каким-то другим человеком, где он не будет этого проявлять в принципе.

(далее…)


Кто для нас является «равным»?

Большую часть своего общения мы должны уделять общению с «равными». Кто это такие? Как для себя определить, кто является для нас «равными»?

Равные — это люди, вместе с которыми мы выполняем служение. Не так важно насколько они равны по своему стажу или по каким-то другим достижениям. Равные — это люди, с которыми мы совместно что-то  делаем, с которыми мы можем дружить. А дружба всегда деятельная. Общение с равными  подразумевает, что мы безусловно разговариваем друг с другом, обсуждаем какие-то глубокие темы, стараемся вынуть их изнутри. Одновременно с этим мы также делаем что-то вместе с ними. И в общем-то признак правильного общения с равными — это, когда у нас начинает идти творческая энергия, когда у нас установились настолько доверительные отношения, что нам очень легко и радосто делать что-то вместе. Мы понимаем друг друга с полуслова, и мы вместе делаем одно дело. Каждый делает свой какой-то кусок.  Все вместе получается гораздо больше, чем просто арифметическое сложение частей.

(далее…)


О грихастха-ашраме

Вопрос: Только сейчас, спустя 7 лет я осознаю, что для создания семьи и зачатия детей, сознающих Кришну, а также их гармоничное воспитание в атмосфере истинной любви, нужны очень серьезные ресурсы: времени, качества характера, духовные и материальные. И только люди зрелые со всех точек зрения могут обладать этими ресурсами для выполнения этой серьезной миссии.

Самое интересное ─ чтобы получить эти ресурсы мужчина должен сдать экзамен перед обществом, социумом в виде полноценного служения ему в сознании Кришны своим духом, качествами и телом, созидая по- настоящему необходимые для общества ценности как с материальной точки зрения, так и с духовной. Только после этого он получает от общества благословение на продолжение рода, создание себе подобных гармоничных личностей в виде финансовых и временных ресурсов.

(далее…)


О важности посещения нама-хатт

ВОПРОС: Говорится о важности садху-санги, в частности, о регулярном посещении нама-хатт. Следуя этому наставлению, стал замечать, что начала страдать садхана, поскольку встречи вечером. Из-за дороги удаётся лечь в лучшем случае в десять тридцать, а-то и позже. Во время проведения таких встреч всегда предлагают прасад где-то в восемь тридцать. Это также не способствует раннему подъёму. Как правильно расставить приоритеты в этом вопросе?

БВГМ: Общение с преданными очень важная вещь. Если нам раз в неделю нужно пожертвовать ради этого ранним утренним подъёмом, то это стоит того. Естественно, старайтесь лечь как можно раньше, не ешьте слишком много. Всегда можно отказаться от чего-то. Если мы съели тарелку халвы, то конечно, ничего хорошего не будет на следующее утро.

Тем не менее, это важный приоритет, и не стоит этим пренебрегать ни в коем случае.

(далее…)


О бескорыстии во взаимоотношениях….

Вопрос: Видишь, другие матушки инициации получают, замуж выходят, друзья есть, а ты служишь, служишь, служишь… (смех). А с собой все сложнее справиться, и милости будто нет. Как увидеть милость Господа, получая страдания? 

Ответ: Я буду говорить об этом в продолжении моих лекций к молитвам царицы Кунти. Как увидеть милость Господа, получая страдания, это как раз тот самый вопрос, который она разрешает. Но два слова я скажу по этому поводу. Есть одна простая вещь или одно простое правило, которое может кардинально улучшить все наши отношения, будь то отношения с Богом, будь то отношения с духовный учителем, будь то отношения с другими людьми, которые находятся рядом с нами, будь то отношения с нашим мужем, или с нашими детьми. Все отношения работают по одному и тому же принципу. Есть одна простая вещь, или одно простое правило, если мы будем следовать которому, отношения наши очень сильно улучшатся. Простое правило заключается в том, что не нужно ничего ожидать. Это простое правило, которому не просто следовать. Наши проблемы не в том, что мы чего-то получаем в отношениях. Наша проблема в том, что нам кажется, что мы чего-то недополучаем. Все то, что нам нужно получить в отношениях с Кришной, мы получаем, Кришна не дурак. Кришна знает, что нам нужно, Кришна знает, что нам дать. Проблема наша в том, что мы всегда ожидаем чего-то другого, ожидаем большего. И точно так же с другими людьми, мы все время чего-то ожидаем, вместо того, чтобы делать что-то, давать что-то в этих отношениях, мы ожидаем.

(далее…)


На чем строятся отношения

Вопрос: Меня интересует тема дружбы. Хотелось бы понять какой вид должны иметь отношения с вайшнавами вне храма? Надо ли стараться их завести начинающим? Дело в том, что я всю жизнь был одиночкой, не знаю что такое дружба. Опыта нет, и на контакт идти очень сложно. Я, конечно, пытаюсь наладить какие-то отношения, но без праджалпы не получается. Или это фанатизм – полностью избегать праджалпы для неофита? Ваше Святейшество, что вы посоветуете в моём случае?

БВГМ: Есть люди, в большей степени нуждающиеся в близком эмоциональном отношении, есть люди, в меньшей степени нуждающиеся в этом, но нуждаются все. И надо понимать, что настоящие отношения возникают не в результате праджалпы, а в результате какого-то служения. В результате того, что мы чувствуем, что на человека можно положиться, что человек дает какое-то слово и выполняет его, что человек готов поступиться чем-то своим. Поэтому не обязательно, чтобы у нас было много отношений, но как минимум с одним человеком у нас должны быть глубокие отношения, потому что потребность есть у всех, даже у одиночек. Если вы чувствуете тягу к какому-то человеку, надо стараться строить эти отношения. Естественно не на праджалпе.
Праджалпа – это не отношения. Праджалпа – это просто приятное времяпрепровождение. Приятное времяпрепровождение разрушает отношения. Помимо того, что оно разрушает нашу духовную жизнь – это не дружба, это не отношения, это просто какая-то имитация, некая внешняя форма.

(далее…)


Как правильно раскрывать свое сердце

Кому можно раскрывать свое сердце (2012.08.08)

Младшим преданным не нужно раскрывать сердце. Мы можем раскрывать сердце младшим преданным, когда мы говорим о Кришне, если в нашем сердце есть Кришна. Когда мы говорим о Кришне, мы раскрываем свое сердце, правильно? Или когда мы делимся каким-то опытом, чем-то, что мы поняли, какими-то уроками, которые мы сами прошли — это возможно. Но, скажем, перед младшими преданными нет необходимости, не нужно делиться какими-то своими проблемами, своими сложностями — это неправильно, это нужно делать перед старшими. Для старших у нас есть эта вещь, когда мы делимся своими сложностями, откровенно говорим, что у нас не получается. Младшим мы раскрываем сердце, то есть тоже говорим, что-то важное: что мы поняли, что у нас действительно есть в сердце, что-то, что мы сами осознали и, прежде всего, в своей жизни пытаемся практиковать.

И с равными мы тоже должны быть открытыми, но нужно также быть осторожным. Открывать свое сердце нужно тем, кому мы доверяем, и про кого мы знаем, что он не подведет. Если у нас нет еще доверия, нет понимания того, что человек сохранит это или воспользуется этим… Очень просто всё. На самом деле, открывать сердце — значит говорить что-то сокровенное. Но говорить что-то сокровенное мы должны только тому человеку, про которого мы знаем, что он не злоупотребит этим, а реально воспользуется этим. Даже о Кришне не нужно говорить всем. Это девятое оскорбление святого имени — проповедовать славу святого имени неверующим людям, которые не смогут правильно воспринять это. Мы им скажем, а они злоупотребят этим. Поэтому в Библии говорится: «Не мечите бисер перед свиньями».

(далее…)