Взаимоотношения

Взаимоотношения между людьми


Как восстановить доверие

Вопрос: Мы говорили о доверии, что это очень важно доверять человеку, а скажите как восстановить доверие к человеку, которым ты был уже обманут и когда доверие уже пошатнулось?

Ну, во-первых, это должно быть некое взаимное желание. Если этот человек не хочет, чтобы доверие восстановилось. То есть, первое условие – человек должен понять каким образом он нас обманул, каким образом он нарушил какие-то обязательства, принятые на себя, и если он поймет это, поймет боль и извинится перед нами, то это первый шаг с его стороны. Первый шаг – наш, если мы хотим восстановить доверие к этому человеку, это объяснить ему, что, собственно, вызвало разрушение отношений и разрушение доверия. Это наш первый шаг и если он поймет, то тогда можно идти дальше. Это, собственно, то, что я хотел сказать в самом конце, что есть три основных ошибки, которые человек совершает в своих попытках вступить в какие-то осмысленные, наполненные значением отношения с другими людьми. Одна из них – попытаться восстановить отношения, не поменяв своего отношения к человеку, не поменяв себя, не поменяв своего положения.

(далее…)


Принимает ли Господь ошибки преданных

Вопрос: А вот преданные… может Господь принять их ошибки?

БВГМ: Может ли Господь принять ошибки преданных? Может, конечно. Если преданный любит, то это не ошибка. Что бы он ни делал, ошибки не будет. В «Хари-бхакти-виласе» есть очень любопытное сравнение. Там говориться, что вода чистая сама по себе, и вода может очистить человека. Вода – это самая очищающая стихия. Одна из самых очищающих стихий. Мы пользуемся водой для того, чтобы очиститься. Но если эту же воду чистую налить в череп человеческий, будет она чистая? Нет. Чистая вода изначально оскверниться из-за соприкосновения с оскверненным предметом, с черепом. Так… это череп, он всегда осквернен, есть нечто, есть естественная брезгливость по отношению к этой вещи. Даже если мы её никогда не видели. Она грязная. И вода оскверняется.

(далее…)


Как жить рядом с фанатиками

ВОПРОС: Как жить рядом с фанатиками? Они ведь есть и среди вайшнавов. Можно ли с этим бороться?

Это вид жизни, который я никогда не любил. И я очень хорошо понимаю ваш вопрос. Жить с ними невозможно рядом. И бороться с ними невозможно тоже. У меня был один друг фанатик. Он очень любил есть. Он наедался прасада и начинал всех ругать, что они много едят. Как так можно, сколько можно потворствовать языку. И полностью испортил мне пищеварение. Бороться с ними очень сложно, но есть одно средство против фанатов. Это не хлорофос )))) Одно средство против фанатизма – это время.

Если человек всетаки следует самому методу Сознания Кришны и делает что-то, то постепенно, постепенно он начнет понимать глубже, станет снисходительнее. Фанатики – это люди, которые очень жестки по отношения к другим. И почему они жестки по отношению к другим? По очень простой причине. Потому что они не очень понимают, почему они сами следуют всему этому. Их очень сильно раздражает, что другие не следуют тому, чему они сами пытаются следовать. То есть они это воспринимают как личное оскорбление: «Почему кто-то не следует, а я следую? Как так? Надо всех заставить мучиться, как мучаюсь я». То есть, в конце концов, фанатизм – это недостаток опыта. Духовная практика может принести и недостатки опыта, и недостаток веры глубокой. Человеку требуется опыт и требуется вера. Если он не совершит слишком много оскорблений тем временем. 

(далее…)


Как сотрудничать правильно

Вопрос: На сегодняшней лекции было сказано, что очень важно сотрудничать (это не сегодня) с другими преданными, не создавать свою сампрадайу. А как быть, если сампрадайя уже существует и старшие преданные не могут сотрудничать друг сдругом, а младшим приходится из одной сампрадайи в другую перебегать, боясь вайшнава-апарадх, из-за боязни остаться без руководства, принимая чью-либо сторону?

 Ответ: Даже если мы находимся в такой ситуации, когда есть какие-то группы и каждый человек думает, что только он правильно ведет себя, все равно надо так или иначе стараться занимать нейтральное положение, принимая руководство вайшнавов, но при этом не становясь сектантом. И это искусство. Однако, в принципе, если человек немного разумен, он сможет понять каким образом можно действовать. Да, я могу принять покровительство какого-то старшего вайшнава, у которого, может быть, нету сотрудничества с другими старшими вайшнавами – одновременно с этим я смогу поддерживать отношения с другими старшими вайшнавами, служить им и не быть что-ли членом этой небольшой секты.

 Я несколько раз на протяжении нашего ретрита предостерегал о такой опасности. В частности, эта опасность существует, когда люди группируются вокруг одного гуру и пытаются сформировать свою секту или какую-то группу в группе. Мы все служим одной миссии; мы все служим духовным приципам и духовному учению, которые оставил на Шрила Прабхупада и наша основная задача – нести это учение другим людям как можно более чисто. И нет никаких, ровным счетом никаких причин для того, чтобы мы не могли это делать, одновременно с этим не формируя какую-то групповщину или такой менталитет. Потому что любая группа в основном формируется – особенно внутри какого-то движения – на принципах гордости. И поэтому сама основа или сам фундамент таких формирмирований всегда ложный: мой гуру – самый лучший! Мой наставник – самый лучший! Только мы знаем, что нужно делать! Наш вид служения самый лучший! Мы всем докажем!

(далее…)


Общение с вайшнавами

Вопрос: Где проходит грань, когда наше взаимодействие с вайшнавами является благочестивой, альтруистической, социальной деятельностью, и когда это духовный процесс?

Ответ Бхакти Вигьяны Госвами:

Все зависит от мотива. Если наш мотив социальный, то это социльная деятельность, если наш мотив духовный, то это духовная деятельность. Все зависит от нашего настроя. Это может быть социальная деятельность, нам может просто нравиться общество вайшнавов: «Хорошие люди – не пьют, не курят, не ругаются матом. Уже хорошо. В принципе ничего». Это будет поверхностным общением таким, светским. Людям нужна здоровая социальная среда, им нужно клубное общение.

(далее…)


Оценивая преданных

Вопрос: С одной стороны мы должны уважать всех, а с другой есть такое наставление, что мы должны избегать общения с завистливыми и сумасбродными людьми. Но когда мы начинаем так анализировать, мы вдруг незаметно переходим в такое настроение, когда оцениваем преданных. А когда мы оцениваем преданных, мы уже, как бы, не можем чувствовать почтение, и это понимание, что все лучше меня, может уйти. Как эту грань выдержать, что ты хуже всех, что все лучше всех тебя с одной стороны и с другой?

Ответ (Е.С.Бхакти Вигьяна Госвами): Если вы поймете, что вы по-настоящему хуже всех, вы сможете общаться с кем угодно. Вам не будет страшно ничего. Потому что это очень высокое состояние сознания, в котором человек не будет оскверняться даже при общении с другими.
Если мы постоянно судим людей, анализируем их поступки, пытаемся понять их психологию и понять какие пороки стоят за всем этим, это очень опасное положение, очень опасное. Потому что мы смотрим на всех остальных через призму своих собственных пороков. Точно так же как человек, который надел на себя зеленые очки, видит все зеленым, точно так же если мы смотрим на других через зеленые очки своей зависти, мы увидим зависть у всех остальных. Мы, по сути дела, будем приписывать свою собственную зависть другим.

(далее…)


Близкое общение

Вопрос: Вы говорили о тесном общении, что такое тесное общение?

 

Ответ: Тесное общение – это общение, когда мы действительно раскрываемся друг по отношению к другу. На самом деле, самое тесное общение – это когда мы слушаем других. Нет никакого другого способа узнать человека, кроме как послушать его и послушать его … Не просто какие-то сплетни от него послушать, а именно как он говорит о Кришне, о своей духовной жизни, о своих каких-то сложностях, которые у него, может быть, есть, о работе над собой и мы начинаем ценить. Когда люди говорят о чем-то святом, возвышенном и говорят из сердца, тогда общение становится глубоким. Если это разговор на какие-то внешние, поверхностные темы, общение будет очень внешним, оно не будет приносить удовлетворения, оно не будет пустоту заполнять. Если мы просто рядом находимся физически, тоже не будет. Когда мы слушаем другого … Служение начинается со слушания всегда. Всегда! Служение по-другому не начнется, мы начинаем по-настоящему служить человеку, когда мы услышали его, поняли, прониклись, увидели, посмотрели как-то на него через его слова, тогда мы поймем как ему служить и что делать, и общение станет очень глубоким и он оценит это. Так что, надо учиться слушать, внимательно, с очень большой любовью.

(далее…)


Как правильно прощать

Вопрос: Как правильно прощать. Легко сказать, а как действительно простить?

Ответ: Прежде всего, надо помнить: обида не сделает меня счастливее. У людей есть это представление, что если я буду носить обиду, что обида, это некое оружие простив моего обидчика. Иногда это сравнивается с углями, которые я ношу внутри, в своем сердце. Я ношу их, ношу, чтобы в какой-то момент при удобном случае подойти и бросить их в лицо тому, кто меня обидел. Сначала я должен понять, что это плохо для меня. Так или иначе, мы из-за какой-то слабости своей психологической держимся за свою обиду, нам сложно людей простить, потому что мы за нее держимся, потому что нам кажется, что она нас делает более защищенными. Это некое оружие против обидчика, против тех, кто причинил нам боль. Но это оружие причиняет нам боль. От того, что мы носим эти раскаленные угли в груди, кому от этого хуже? Нам самим! И надо очень четко понять это, что мне не нужно отягчать свое сознание, нам не нужно это делать. Ничего хорошего от этого нет. Что мне будет легче, если я прощу человека.

Очень важно, чтобы по-настоящему искренне простить, нужно понять, что человек понял, какую боль он нам причинил. Нам очень сложно простить человека, если мы не понимаем, что он понял, какую боль причинил. Мы все были в таких ситуациях, когда человек приходит и как бы просит прощения, но при этом мы понимаем, что он ничего толком не понял. И прощать его не хочется. Когда приходит кто-то и говорит: «ну извини, пожалуйста, если я тебе что-то такое сделал, ты меня прости». Это железная формула, что его не простят. Потому что он не понял. Поэтому первое: нужно понять, а второе: надо попытаться чтобы человек понял, какую он боль причинил. Для этого надо прийти в какое-то очень спокойное состояние и просто сказать: «смотри, зачем ты это сделал? Мне было больно». Если ему так сказать, то человек может понять. Если этого нет, надо все равно взять и простить, забыть. У англичан есть хорошее выражение: «вода под мостом». Прошло, протекло. Нет этого. Нет необходимости таскать за собой груз обид.

Алтайский фестиваль 2012
общий даршан учеников


Что такое тесное общение?

Вопрос: Что такое тесное общение?

Ответ: Тесное общение – это общение, когда мы действительно раскрываемся друг по отношению к другу. На самом деле, самое тесное общение – это когда мы слушаем других. Нет никакого другого способа узнать человека, кроме как послушать его и послушать его … Не просто какие-то сплетни от него послушать, а именно как он говорит о Кришне, о своей духовной жизни, о своих каких-то сложностях, которые у него, может быть, есть, о работе над собой и мы начинаем ценить. Когда люди говорят о чем-то святом, возвышенном и говорят из сердца, тогда общение становится глубоким. Если это разговор на какие-то внешние, поверхностные темы, общение будет очень внешним, оно не будет приносить удовлетворения, оно не будет пустоту заполнять. Если мы просто рядом находимся физически, тоже не будет. Служение начинается со слушания всегда. Всегда! Служение по-другому не начнется, мы начинаем по-настоящему служить человеку, когда мы услышали его, поняли, прониклись, увидели, посмотрели как-то на него через его слова, тогда мы поймем как ему служить и что делать, и общение станет очень глубоким и он оценит это. Так что, надо учиться слушать, внимательно, с очень большой любовью.

БВГ, Умань, 2013


Кто такой вайшнав?

Когда говорится общение с вайшнавами или служение вайшнавам, то очень важно понимать, кто такой этот вайшнав …

Ответ: Вайшнав – это вайшнав. Вайшнав – это тот, кто считает Вишу Верховной Личностью Бога, вездесущего Господа признает. Вайшнав – это тот, кто связан реально с Вишну. Если чисто грамматически проанализировать это слово, то вайшнав значит, в соответствии с правилами санскритского языка, это тот, кто связан с Вишну, так же, как Васудев – тот, кто связан с Васудевой, или Партха – тот, кто связан с Притхой.

(далее…)