Оскорбления


О других традициях

Вопрос: Я вчера в «Чайтанья-чаритамрите» в Мадхья-лиле прочитала в 22-ой главе то, что преданный не должен поклоняться полубогам, не высмеивать их. И точно так же преданный должен не изучать и не критиковать священные писания других традиций. И у меня в связи с этим вопрос, Вы часто ссылаетесь на писания других традиций. Вот я, например, читаю и наоборот, моя вера укрепляется, Господь открывается более широко и мне интересно, почему так написано, потому что в пословном переводе нет «не изучать», там есть только «не критиковать». Почему то Шрила Прабхупада пишет не так.

ОТВЕТ: Как он конкретно пишет?

Вопрос: Точно так же преданный не должен не изучать, не критиковать священные писания других традиций.

Ответ: Это из «Санатана-шикши» или из «Рупа-шикши»? «Санатана-шикши», 22 глава. Это часть «Бхакти-расамрита-синдху», где говорится об этом и суть именно в этом, в том, что я сказал в конце, отвечая на предыдущий вопрос, то, что мы не должны гордиться и не должны смотреть свысока. Люди, следуют каким-то свои традициям. Но одновременно с этим Шрила Прабхупада говорит, что нам нет смысла изучать, почему? По очень простой причине, потому что… В этом году мне задали вопрос один, в письменном виде я на него отвечал. Может ли человек, который считает себя христианином практиковать ведическую культуру. И я знаю стандартный ответ, который заготовлен у любого преданного уже. «Да конечно. Никаких проблем нет, у нас все позволено, приходите к нам и практикуйте». Это так и не так. На самом деле этот ответ не совсем корректный до конца. И для того чтобы по-настоящему ответить на этот вопрос, что человек понимает под своим христианством? И что он понимает под ведической культурой? И на каком уровне он собирается и то и другое практиковать? На каком-то уровне различий нет. На уровне этики, на уровне каких-то элементарных этических принципов, еще что-то, различий нет. И если человек ограничивается, ну скажем так, если для него интерес к ведической культуре ограничивается тем, чтобы приобрести некие знания о том, как жить, как есть, как пить, как вставать и так далее. То в принципе это вполне совместимые системы. Он почерпнет из ведической культуры, какие-то полезные для себя знания и сведения, и это только поможет ему в его практике христианства, или еще что-то такое. Но на каком-то уровне возникают естественные противоречия. На элементарных вопросах, есть следующая жизнь или нет? Есть перевоплощения или нет? Уже на этом этапе произойдет столкновение. (далее…)


Что такое апараддха

ВОПРОС: Вы сказали, что важно понять что такое апарадха, чтобы избежать этого. Иногда есть такое представление, что что-то может быть похоже на апарадху, но по содержанию это не апарадха. То есть, старшим преданным приходится суждения какие-то по отношению к другим высказывать, иногда вынуждают какие-то ситуации. В чем отличие?

БВГ: Отличие вот в чем. Когда я хочу кого-то оскорбить или когда я хочу кому-то, наоборот, помочь разница заключается в том, что когда я хочу кого-то оскорбить, я хочу его «опустить». Я говорю это для того, чтобы самому возвыситься как-то, чтоб почувствовать свое превосходство над ним, а его наоборот поставить ниже. Когда я хочу помочь человеку, то я хочу его возвысить. Я могу указывать на какие-то недостатки, которые у него есть, но при этом мое желание заключается  не в том, чтобы он оставался в этом положении, а в том, чтобы он поднялся. Тогда как, когда я оскорбляю его, я вижу этот недостаток и пользуюсь этим недостатком для того, чтобы еще больше унизить его, для того, чтобы сделать его хуже. И точно также по отношению к Святому Имени суть оскорбления, смысл оскорбления заключается в том, если мы проанализируем десять оскорблений, перечисленных в «Падма-пуране», то мы увидим, что природа всех этих оскорблений одна и та же – когда мы начинаем относиться к Святому имени как к чему-то материальному. По отношению к человеку, в сущности, оскорбление то же самое. Если мы относимся к человеку как к телу и уму – это оскорбление до какой-то степени, потому что мы принижаем его истинную природу. Не оскорбление – это видеть в человеке душу. Если я вижу в человеке душу, отношусь к нему как к душе и пытаюсь его поднять, возвысить до этого духовного статуса, то это правильное отношение. В то же время, если я вижу в нем тело с его изъянами, (далее…)