Что такое апараддха


ВОПРОС: Вы сказали, что важно понять что такое апарадха, чтобы избежать этого. Иногда есть такое представление, что что-то может быть похоже на апарадху, но по содержанию это не апарадха. То есть, старшим преданным приходится суждения какие-то по отношению к другим высказывать, иногда вынуждают какие-то ситуации. В чем отличие?

БВГ: Отличие вот в чем. Когда я хочу кого-то оскорбить или когда я хочу кому-то, наоборот, помочь разница заключается в том, что когда я хочу кого-то оскорбить, я хочу его «опустить». Я говорю это для того, чтобы самому возвыситься как-то, чтоб почувствовать свое превосходство над ним, а его наоборот поставить ниже. Когда я хочу помочь человеку, то я хочу его возвысить. Я могу указывать на какие-то недостатки, которые у него есть, но при этом мое желание заключается  не в том, чтобы он оставался в этом положении, а в том, чтобы он поднялся. Тогда как, когда я оскорбляю его, я вижу этот недостаток и пользуюсь этим недостатком для того, чтобы еще больше унизить его, для того, чтобы сделать его хуже. И точно также по отношению к Святому Имени суть оскорбления, смысл оскорбления заключается в том, если мы проанализируем десять оскорблений, перечисленных в «Падма-пуране», то мы увидим, что природа всех этих оскорблений одна и та же – когда мы начинаем относиться к Святому имени как к чему-то материальному. По отношению к человеку, в сущности, оскорбление то же самое. Если мы относимся к человеку как к телу и уму – это оскорбление до какой-то степени, потому что мы принижаем его истинную природу. Не оскорбление – это видеть в человеке душу. Если я вижу в человеке душу, отношусь к нему как к душе и пытаюсь его поднять, возвысить до этого духовного статуса, то это правильное отношение. В то же время, если я вижу в нем тело с его изъянами, болезнями, с дурным запахом, еще с чем-то и начинаю как-то воротить нос свой думая: «Я такой чистый, а тут пришел какой-то» или если я вижу ум с его изъянами, с его какими-то вещами и начинаю соответственно его тыкать в это во все: «Смотри на себя какой ты», то  это оскорбление. Потому что я отношусь к нему не в соответствии с его природой. И точно также, если я отношусь к Святому Имени воспринимая это как нечто материальное, приравнивая это к именам других полубогов или считая это артха-вадой, излишними прославлениями, или пытаюсь торговать этим проповедуя славу Святого Имени неверующим, людям не имеющим веры в надежде на то, что я получу что-то материальное взамен – все это является оскорблением. То есть, если я понимаю духовную природу как человека, так и Святого Имени, то тогда я отношусь правильно. Если я не понимаю духовную природу и начинаю судить обо всем этом через призму своего собственного материального ума в соответствии со своей испорченностью, есть хорошая русская поговорка, что каждый судит по степени своей испорченности, если я распространяю это свое отношение ко всему остальному, что я вижу: на духовного учителя, на вайшнавов, которые меня окружают, на Святое Имя,  на Веды, которые являются проявлением духа или брахмана ( другое название Вед это брахма, олицетворенный дух), то тогда я совершаю апарадху.

Юрлово (10.06.2006 г.) «Шримад-Бхагаватам», 1.1.14

Похожие записи