Вопросы и ответы


Настроение воспевания святого имени после посвящения

«Различается ли настроение при воспевании Святого имени до посвящения и после?»
У вас есть посвящение или нет? (смеется)

Дикша по идее должна поменять настроение, но одновременно с этим, нужно понимать что дикша – это процесс растянутый во времени, что мгновенно ничего не происходит. Иногда человек может сразу же поменять, такие случаи тоже были. Что-то перещёлкивается внутри, т.е. какие-то изменения копились и, в конце концов, эти изменения привели к качественному скачку. Человек начинает понимать, он начинает понимать свою ответственность, он понимает, что он несет, что он получил. У других людей сильных перемен нет, но по идее должны быть, потому, что дикша означает другое понимание своего я. (далее…)


Школа джапа-медитации вопросы студентов

Дорогие друзья! От вас пришло несколько глубоких и интересных вопросов по материалу вебинара Шрилы Бхакти Вигьяна Госвами Махараджа и Нимай Сундары даса. Нимай Сундара дас на встрече со Шрилой Бхакти Вигьяна Госвами Махараджем озвучил данные вопросы. Мы затранскрибировали ответы и приводим их в текстовом варианте. Думаем, что всем вам это будет интересно.
[Нимай Сундара дас читает вопрос студента]
Вопрос по циклу деградации и эволюции души, представленному Шрилой Бхакти Вигьяной Госвами Махараджем и еще раз разобранному Нимай Сундарой. Пожалуйста, подскажите, какое место в рассмотренной мандале занимает шраддха? Это часть эго или это что-то внешнее по отношению к мандале? Также для меня оказалось не совсем понятным, как происходит взаимодействие ума и эго в рамках рассматриваемого цикла. В начале желание из читты переходит в манас и становится проявленным. А что именно происходит дальше до того, как буддхи наполняется энергией действовать, я не смогла разобраться, хотя несколько раз прослушала лекции. Пожалуйста, если вы сочтете возможным, помогите разобраться. Первый. Что спрашивают еще раз. Какое место шрадха занимает в мандале.

[Шрила Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж]
В Бхагавад-гите Кришна говорит: «Шраддхамайо йам пурушо». Пуруша состоит из шраддхы. Это 17 глава Бхагавад-гиты третий стих, если я не ошибаюсь. Обычно под пурушой подразумевается душа или атма. Но в данном случае речь идет об аханкаре, материальном отождествлении живого существа. Именно эго в материальном мире становится «я», атмой живого существа. Когда речь идет о вере, то всегда речь идет о неких постулатах или фундаментальных вещах, которые лежат в основе нашего бытия, на основе чего я потом выбираю свои решения. Материальное отождествление является этим фундаментом Дальше какой там был вопрос?
[Нимай Сундара дас читает вопрос студента]
Также для меня оказалось не совсем понятным, как происходит взаимодействие ума и эго в рамках рассматриваемого цикла. В начале желание из читты переходит в манас и становится проявленным. А что именно происходит дальше до того, как буддхи наполняется энергией действовать. (далее…)


Может ли христианин достичь Кришна-локи?

Вопрос: Махарадж, Вы говорили, что все религии ведут к какому-то очищению и на уровне морали они все одинаково хороши, но вот по верхам в идеологии они все начинают потом расходиться. И может ли, например, христианин достичь Кришна-локи, не имея абсолютно никакого представления об этом? Это же абсурд.

Нет, христианин вряд ли достигнет Кришна-локи, потому что йадриши йадриши шраддха, сиддхир бхавати тадриши (смех). Человек получает что-то в соответствии со своей верой, поэтому, естественно, мы не последователи какого-то такого экуменизма абсолютно уже или синкретизма, мы не говорим, что все одинаково, что все пути одинаковы. Нет, пути разные, но на каком-то уровне, на некоем базовом уровне есть очень большое подобие, и если глубже смотреть, то можно найти и дальше подобие, но еще раз, это факт, что в конечном счете сознание, высшая форма сознания, которую ставит целью перед собой сформировать та или иная духовная практика, оно все-таки будет отличаться, безусловно. И тут уже нужно, соответственно, научно смотреть, что реально выше, что ниже, и во что мы в конце концов верим. И вот тут разум нужен. Мы не говорим, что все одинаково, но опять же с точки зрения элементарной этики религии вполне совместимы. Хотя даже там, кто-то полностью запрещает мясо, кто-то не полностью запрещает мясо. Но морковку почему-то никто не запрещает (смех), за исключением Гаудия-матха (смех). Даже в этом есть сходство.

У меня спросили, мне задали этот вопрос, собственно, может ли христианин принять сознание Кришны и практиковать ведическую культуру. И опять же, все зависит от того, в каком объеме человек принимает что-то, и в каком объеме он реально практикует христианство. Большая часть людей, которые называют себя христианами, им дай Бог хотя бы этическим принципам своей религии следовать. Тут разницы нет. (далее…)


Как нам поступать и что делать, если мы чувствуем, что эта зависть по отношению к нам?

Вопрос: скажите, пожалуйста, вот Вы говорили про зависть, препятствие в духовной жизни. А как нам поступать и что делать, если мы чувствуем, что эта зависть по отношению к нам? Нам завидуют, как-то нам подражают, слишком многого от нас ожидают? Как правильно строить отношения с такими людьми, в частности, если мы пытаемся заботиться об этих людях? Как-то тяжело, не хочется отдавать много…

Это неизбежная вещь, и любой человек, любой родитель, любой учитель это знает и сталкивался с этим явлением, никто этого не избежал. И в сущности, нужно воспринимать это как стимул к тому, чтобы делать то, что мы делаем без привязанности. Понятно, что нам, когда мы делаем что-то заботимся о ком-то, хочется, чтобы отношения были идеальные. Чтобы мы с одной стороны делали то, что мы можем и должны делать в этих отношениях, и чтоб другие платили нам взаимностью, то есть вели себя соответствующим образом, как ожидается от них в той формуле что ли, которая была принята – я старший, он младший, я о нем забочусь, он меня слушает и смотрит мне в рот, и ценит, и делает то, что ему говорят. И эта идеальная ситуация, которая в реальности встречается, но не так часто (смех). Часто к этой идеальной ситуации примешивается, реальность вносит свои коррективы в эту идеальную ситуацию, и разные другие эмоции, чувства вмешиваются. Поэтому надо принимать это как некий повод для того, чтобы развить в себе отношение непривязанности к тому, что мы делаем. Мы делаем, мы заботимся о человеке, но при этом не расстраиваемся, если он ведет себя не совсем так, как нужно. Иногда будет боль, но ничего. Мы делаем это все равно, потому что мы делаем это для Кришны. Есть знаменитая эта молитва, делай это все, потому что это между тобой и Богом, все равно надо.
(Продолжение вопроса: А если вот эти же отношения, та же ситуация не в плане старший-младший, а в дружеских отношениях какую-то зависть чувствуешь. Как строить отношения в таком случае)?
Разные могут быть варианты. Если мы чувствуем зависть, то можно просто отойти на какое-то расстояние, потому что иногда именно на близком расстоянии зависть начинает проявляться сильнее. А если человек нам дорог, и мы сражаемся за него, то можно попытаться как-то вскрыть этот нарыв внутри, попытаться понять, почему это возникает. Часто из-за недоразумений. Самый простой и стандартный способ – отойти на какое-то другое расстояние, желать человеку добра на более безопасном расстоянии. (далее…)


Как понять уроки, которые хочет преподать Кришна

Вопрос. И наконец, третий вопрос. Как понять уроки, которые хочет преподать Кришна. И как видеть и трактовать Его волю в ежедневных ситуациях.
Ну, во-первых, надо понять, что не так уж много уроков, которые Он нам хочет преподать. Один и самый главный урок, который Он нам хочет преподать, это то, что в материальном мире, в принципе, человек не может быть идеально счастливым. Все наши надежды на некую идеальную ситуацию или идеальное счастье в материальном мире, порождение иллюзии или майи. И разные ситуации, в общем-то, для нас постоянно повторяют этот самый тезис. Не пытайтесь искать счастья там, где его нет, счастье есть, но оно не вне вас, оно находится внутри ваших отношений с Богом. Это, первый урок. Есть, разумеется, много разных вариаций этого урока, но нужно понимать, что большая часть ситуаций, с которыми мы сталкиваемся, это, в общем-то, то самое послание от Бога. Если переформулировать его в позитивном плане, то все остальные уроки, которые нам посылает Кришна, это попытка помочь нам понять, что самым главным в нашей жизни является смирение терпение. Что всех своих задач и целей можно достичь с помощью нескольких качеств, это смирение, терпение, уважение к другим людям. И это позитивная часть тех уроков, которые мы должны извлечь. И можем видеть, изучая разные ситуации, с которыми мы сталкиваемся, что все наши ошибки и падения, они связаны с тем, что мы пренебрегаем этими принципами. Принципами смирения, терпения, уважения к другим. И наоборот, все наши успехи, в основе их всегда лежит подлинное смирение, подлинное терпение. Есть хорошая книга Говардхан Гопала прабху, где он даёт какие-то конкретные упражнения, каким образом можно понять чему учит нас Кришна в той или иной ситуации. Можно почитать эту книгу и как-то применять её в своей жизни. Но при этом нужно всегда помнить то, что нам нужно понять только две вещи, то, что мы не можем быть счастливы в отрыве от Кришны и то, что в союзе с Кришной, что проявляется через смирение, терпение и, что возможно только благодаря нашему смирению, терпению, мы сможем быть счастливы. Вот собственно два простых урока, которые нужно видеть за всеми остальными конкретными уроками в нашей жизни.
(далее…)


Актив и кураторы, наставники – это все преданные, которые искренне стараются мне помогать и нужно воспринимать их как моих помощников.

Вопрос: в активе учеников возникали вопросы, что некоторые требования и пожелания… Актив как забор какой-то, который самолично ограждает от Вас учеников, кандидатов каких-то, которые хотят попасть к Вам. Как вот объяснить, что это исходит от Вашего желания?

Шрила Прабхупада часто сталкивался с такой ситуацией, когда его пытались отделить, говорили: «Мы Вас принимаем, а вот этих не принимаем», Шрила Прабхупада говорил: «Если вы их не принимаете, вы и меня не принимаете». Актив и кураторы, наставники – это все преданные, которые искренне стараются мне помогать и нужно воспринимать их как моих помощников. И в принципе даже если мы видим это как некое препятствие, еще одно препятствие на духовном пути – это неплохо (смех), препятствия должны быть, они делают нас сильней. Не нужно воспринимать это как препятствие, но нужно понимать это как некую задачу, которая передо мной стоит. Шрила Прабхупада цитировал английскую поговорку: «Любишь меня – люби мою собаку», любишь меня, значит ты должен… Духовный учитель вводит людей не просто в отношения с собой, он вводит людей в отношения с другими преданными, в некую большую семью, и надо учиться это делать, надо слушать, ценить. Но с другой стороны все те, кто находятся в активе, они должны быть очень искренни, реально стараться помогать людям и очень индивидуально подходить.

Я знаю, как некоторые люди воспринимают дополнительные условия, которые я сформулировал, как тоже препятствие некоторое на духовном пути. Это не препятствие, это помощь. Поэтому нужно воспринимать этих людей как помощников наших на духовном пути. Они помогают мне, они помогают всем. Нужно понять, как они хотят нам помочь. Если мы не чувствуем это, не понимаем, то есть какая-то проблема у нас в том числе, то, что мы не видим, как они хотят помочь. (далее…)


О квалификации ученика

Вопрос: мы хотели узнать в активе учеников, когда мы даем рекомендацию на пранаму, на инициацию, и с нашей точки зрения человек… Ну, как бы, насколько мы можем реально оценить его квалификацию? И чем руководствоваться помимо Ваших наставлений? И стоит ли открыто говорить, если человек спрашивает причину или…

Причину нужно говорить, но нужно как говорить – нужно формулировать ее в позитивном ключе. Нужно говорить, во-первых, нужно, чтоб человек понимал, что видят его хорошие вещи, что реально ценят его искренность, его стремление, то, что у него есть, обязательно, чтоб он это видел. Потому что часто, ну, действительно у человека много всего хорошего, и мы воспринимаем это хорошее как нечто само собой разумеющееся. Оно не само собой разумеющееся, это тоже его достоинства, его достижения, и обязательно он должен знать, что это видят и ценят. Вторая вещь, дальше, если у него есть какие-то недостатки, можно всегда их сформулировать позитивно. «Тебе не хватает, там, скажем, общения или еще чего-то» или просто человеку нужно сказать: «Вот тут ты не дотягиваешь немного. Делай это и все будут рады. Есть некая сфера, в которой тебе нужно поработать», и конкретно ему сказать, вот что человеку нужно исправить. Потому что если мы просто будем отводить в сторону глаза: «Ну, ты хороший парень, но порекомендовать я тебя не могу» (смех), чтобы не ранить его, а человек не понимает, говорит: «Я хороший парень, а почему не могут порекомендовать хорошего парня? В чем проблема-то»? Ему нужно сказать: «Вот тут, тут немножко не дотягиваешь, вот сделай это и все будет хорошо». Вот у нас есть некое такое… Просто обсудить это честно, вот таким образом мы эти вещи воспринимаем.

С одной стороны, у него будет шанс объяснить, почему он таким образом действует, и мы может быть поймем, что заставляет его действовать, может быть там есть серьезные причины какие-то. А с другой стороны, он оценит это, просто надо научиться это говорить правильно.
Ни в коем случае нельзя говорить: «Ты такой-то», оценочные суждения, они не правильные, они в основе своей не правильные. Потому что когда мы говорим: «Ты такой-то, ты плохой, ты криводушный, ты еще какой-то», человек, он внутри понимает он это или не понимает, он говорит: «Как же так? Я же сат-чит-ананда-виграха»! И это факт! Я чистая душа, он – чистая душа, поэтому надо сказать: «Ты – чистая душа, мы это понимаем»! Но что это значит — не давать оценочных суждений? Потому что когда мы оцениваем – мы его уже в клетку загнали: «Вот он такой». Мы говорим: «Вот какие-то проявления твоей личности или твоей природы нам видятся так, мы таким образом это видим. Можешь ты как-то сказать, объяснить, почему»? Если человек поймет, что о нем не судят, он сможет признать это, ему легче будет об этом сказать, и с другой стороны он поймет, над чем ему нужно работать или еще что-то. То есть, нужно научиться человеку эти вещи говорить, вот и все. (далее…)


Нужно ли делиться своими реализациями?

Вопрос: а когда вот эта вот духовная реальность, она проявляется короткими, какими-то маленькими моментами, то как к ней относиться и как ей делиться с другими, гухйам акхйати приччхати («Упадешамрита», 4), Рупа Госвами пишет, правильно, так, чтобы сохранялась и дальше явилась?
Ну, торопиться делиться не нужно, потому что очень часто это проявление гордыни нашей, когда мы хотим поделиться крохой духовного опыта, который у нас есть, и в результате этого он уходит еще дальше. Но если мы понимаем, что кому-то это может помочь и при этом понимаем, что не гордыня наша нами движет… Как правило, человек это хранит для себя, это некие драгоценности между нами и Кришной. Выставлять все на продажу не нужно торопиться. Беда заключается в том, что когда к нам приходит какой-то опыт, мы так устроены, что нам хочется все отговарить, все превратить в какие-то преимущества, и человек пользуется этим. Поэтому если мы посмотрим на каких-то действительно реально великих святых, вайшнавов, они очень не торопятся с этим, не пытаются этим делиться. И если они хотят помочь другим, они в основном помогают другим, давая им на уровне разума некое понимание. Потому что даже если у человека появился какой-то опыт духовный, но при этом он не понимает внутри, на чем это основано, то он не задержится. Разум – это важная вещь. Нам разум дан. В конечном счете от разума надо будет отказаться. Разум – это хорошая вещь, но когда любовь будет, то разум уже не нужен, более того, он может помешать, но пока ее нет разум очень нужен. (далее…)


В чем проявляется духовное целомудрие, и как его правильно соблюдать?

Духовное целомудрие проявляется в том, что мы стараемся максимально чисто и честно следовать наставлениям духовного учителя или той цепи духовных учителей, которая дала нам это знание. Мы стараемся все остальные учения преломлять, сквозь призму изначального учения, которое мы получили, и которое дало нам какое-то духовное понимание. А не ставим их на один уровень. Люди, которые занимаются духовным промискуитетом, то есть, постоянно бегают от одного учителя к другому, никогда ничего не достигнут на духовном пути, потому что у них нет камертона или ориентира. Они будут постоянно метаться, и в сущности это их хитрый способ отстоять свою независимость, как ребёнок мечется от родителя к родителю, пока не получит нужное ему наставление. Не то, что он хочет следовать кому-то, просто он хочет, чтобы его независимость сохранялась. Поэтому мы стараемся максимально утвердиться в учении, которое мы получили, понять его максимально глубоко, почувствовать, воспроизвести в своей жизни, следовать ему в своей жизни. Воспроизвести внутри это настроение. А все остальное рассматриваем сквозь призму этого учения, и что-то мы отсекаем, а что-то мы с благодарностью принимаем, видя в этом подтверждение тому учению, которое мы получили. (далее…)


Как лучше отвечать на сомнения материалистичных ученых в правильности Вед?

Вопрос: Наша задача утвердить доверие к Ведам, но как можно утвердить доверие ученых материалистов, которые видят несостыковки в описании материального мира, в Пятой песни «Шримад-Бхагаватам» с современными представлениями в науке, в частности размеры вселенной и расстояние до планет. Как лучше отвечать на подобные сомнения материалистичных ученых в правильности Вед?
Нужно, прежде всего, понять, насколько эти люди искренни в своём желании понять что-то. Садапута прабху написал целую книгу «Ведическая астрономия и астрология», где он объясняет, что модель вселенной, представленная в «Шримад-Бхагаватам», это принципиально другая модель, не трехмерная модель. Все эти расстояния они взяты из другого измерения. Если мы представим себе, что речь идёт не о трёхмерной картине мира, которая доступна нам, а многомерной картине мира, то мы поймём, что эти расстояния эти могут быть совсем другими, это же совсем не трудно. Но часто для людей это все является предлогом, для того, чтобы не верить. Я тоже учёный и меня эти вещи никогда особенно не касались и не волновали по очень простой причине, потому что я даже не пытался сравнивать одно и другое, потому что я понимал, что там речь идёт о совсем другом описании, об описании мира совсем другой точки зрения. В «Сурья-сиддханте» например, даны очень точные расстояния от Земли от Солнца до других планет, в высшей степени точные, в соответствии с современной астрономией, потому что там, речь идёт о похожем взгляде. «Шримад-Бхагаватам» это совсем другой взгляд на мир, на творение, с абсолютно другой точки зрения. Вот собственно и все. Если люди не могут этого понять, они никогда ничего другого не поймут, они просто отказываются понять под этим предлогом. Вот собственно и все. Поэтому нужно сначала оценить, насколько искренни они в своём желании понять, а потом уже пытаться им что-то говорить. (далее…)