Вопросы и ответы


Нужно ли делиться своими реализациями?

Вопрос: а когда вот эта вот духовная реальность, она проявляется короткими, какими-то маленькими моментами, то как к ней относиться и как ей делиться с другими, гухйам акхйати приччхати («Упадешамрита», 4), Рупа Госвами пишет, правильно, так, чтобы сохранялась и дальше явилась?
Ну, торопиться делиться не нужно, потому что очень часто это проявление гордыни нашей, когда мы хотим поделиться крохой духовного опыта, который у нас есть, и в результате этого он уходит еще дальше. Но если мы понимаем, что кому-то это может помочь и при этом понимаем, что не гордыня наша нами движет… Как правило, человек это хранит для себя, это некие драгоценности между нами и Кришной. Выставлять все на продажу не нужно торопиться. Беда заключается в том, что когда к нам приходит какой-то опыт, мы так устроены, что нам хочется все отговарить, все превратить в какие-то преимущества, и человек пользуется этим. Поэтому если мы посмотрим на каких-то действительно реально великих святых, вайшнавов, они очень не торопятся с этим, не пытаются этим делиться. И если они хотят помочь другим, они в основном помогают другим, давая им на уровне разума некое понимание. Потому что даже если у человека появился какой-то опыт духовный, но при этом он не понимает внутри, на чем это основано, то он не задержится. Разум – это важная вещь. Нам разум дан. В конечном счете от разума надо будет отказаться. Разум – это хорошая вещь, но когда любовь будет, то разум уже не нужен, более того, он может помешать, но пока ее нет разум очень нужен. (далее…)


В чем проявляется духовное целомудрие, и как его правильно соблюдать?

Духовное целомудрие проявляется в том, что мы стараемся максимально чисто и честно следовать наставлениям духовного учителя или той цепи духовных учителей, которая дала нам это знание. Мы стараемся все остальные учения преломлять, сквозь призму изначального учения, которое мы получили, и которое дало нам какое-то духовное понимание. А не ставим их на один уровень. Люди, которые занимаются духовным промискуитетом, то есть, постоянно бегают от одного учителя к другому, никогда ничего не достигнут на духовном пути, потому что у них нет камертона или ориентира. Они будут постоянно метаться, и в сущности это их хитрый способ отстоять свою независимость, как ребёнок мечется от родителя к родителю, пока не получит нужное ему наставление. Не то, что он хочет следовать кому-то, просто он хочет, чтобы его независимость сохранялась. Поэтому мы стараемся максимально утвердиться в учении, которое мы получили, понять его максимально глубоко, почувствовать, воспроизвести в своей жизни, следовать ему в своей жизни. Воспроизвести внутри это настроение. А все остальное рассматриваем сквозь призму этого учения, и что-то мы отсекаем, а что-то мы с благодарностью принимаем, видя в этом подтверждение тому учению, которое мы получили. (далее…)


Как лучше отвечать на сомнения материалистичных ученых в правильности Вед?

Вопрос: Наша задача утвердить доверие к Ведам, но как можно утвердить доверие ученых материалистов, которые видят несостыковки в описании материального мира, в Пятой песни «Шримад-Бхагаватам» с современными представлениями в науке, в частности размеры вселенной и расстояние до планет. Как лучше отвечать на подобные сомнения материалистичных ученых в правильности Вед?
Нужно, прежде всего, понять, насколько эти люди искренни в своём желании понять что-то. Садапута прабху написал целую книгу «Ведическая астрономия и астрология», где он объясняет, что модель вселенной, представленная в «Шримад-Бхагаватам», это принципиально другая модель, не трехмерная модель. Все эти расстояния они взяты из другого измерения. Если мы представим себе, что речь идёт не о трёхмерной картине мира, которая доступна нам, а многомерной картине мира, то мы поймём, что эти расстояния эти могут быть совсем другими, это же совсем не трудно. Но часто для людей это все является предлогом, для того, чтобы не верить. Я тоже учёный и меня эти вещи никогда особенно не касались и не волновали по очень простой причине, потому что я даже не пытался сравнивать одно и другое, потому что я понимал, что там речь идёт о совсем другом описании, об описании мира совсем другой точки зрения. В «Сурья-сиддханте» например, даны очень точные расстояния от Земли от Солнца до других планет, в высшей степени точные, в соответствии с современной астрономией, потому что там, речь идёт о похожем взгляде. «Шримад-Бхагаватам» это совсем другой взгляд на мир, на творение, с абсолютно другой точки зрения. Вот собственно и все. Если люди не могут этого понять, они никогда ничего другого не поймут, они просто отказываются понять под этим предлогом. Вот собственно и все. Поэтому нужно сначала оценить, насколько искренни они в своём желании понять, а потом уже пытаться им что-то говорить. (далее…)


Как забыть о себе и влюбиться в Кришну?

Вопрос: Похоже, все-таки, что не каждый пьяница может влюбиться в принцессу. Каждый день, слушая кришна-катху, жду следующего утра, когда можно будет сесть и внимательно повторять джапу, но снова и снова повторяя, думаю не о Кришне, а о себе. Как служить Кришне своими чувствами, когда единственная эмоция это отчаяние, от того, что не получается ничего, что внимание сосредоточено на собственной нечистоте и неспособности любить Кришну, а не на его вечных спутниках, безграничной, чистой, самозабвенной любви. Как сделать раджа-локу ану саранам, не просто красивой теорией несбыточной мечтой, а реальностью сердца, как забыть о себе и влюбиться в Кришну?
Ну, я, наверное, повторю то, что уже говорил:
твам бхакти-йога-парибхавита-хрит-сароджа
Надо просто попытаться пропитать своё сердце этой бхакти-йогой. Я упоминал аюрведическую процедуру, связанную с этим, она примерно такая, это один из способов создания каких-то аюрведических лекарств, когда нечто окунается снова и снова в определенный настой травяной и потом высушивается. И после высушивания снова окунается туда и опять выслушивается до тех пор, пока оно целиком не пропитается квинтэссенцией этих трав. Точно так же тут. Другое сравнение, которое дает Шрила Рупа Госвами это так же аюрведических процедура, я забыл, как она называется, каран как-то каран, когда ртуть растирают вместе с серой в ступке пестиком для того, чтобы ртуть соединилась с серой. И можно видеть, что ртутью, в данном сравнении, является наше сердце, и это сердце, постоянно, как ртуть, выскальзывает из-под пестика, но если делать это интенсивно, то есть соединять ртуть с серой, то, в конце концов, она соединится. И это делаем мы, когда слушаем о Кришне или повторяем святое имя, процесс происходит просто медленнее, надо не останавливаться и продолжать растирать ртуть нашего ума вместе с серой кришна-катху и святого имени. (далее…)


Что мы можем делать для вас? Как помочь вам в вашей миссии?

Вопрос: Что я еще могу сделать для вас? Как я могу вам послужить, как помочь вам в вашей миссии?
Я сказал об этом в своём отчете за 2015 год, где я сформулировал, что меня больше всего на протяжении всей моей жизни, в ИСККОН привлекают три темы. Первая тема, это желание улучшить репутацию ИСККОН, предать ИСККОН больше веса в обществе, помочь людям соприкоснуться с движением, убрав какие-то нежелательные вещи. И в связи с этим я хотел сказать, что сейчас создана группа людей, которая будет конкретно заниматься этим, то есть, следить за нашей репутацией в интернете. И там огромное количество работы, нужно делать какие-то сайты, нужно писать, нужно другие материалы подавать для того, чтобы перевесить негативную информацию, существующую о нашем обществе. Это одна сфера, где практически все могут найти себе приложение, за неё отвечает группа старших преданных во главе с Чайтанья Чандрой Чараном прабху. Но конкретным исполнителем является ваш духовный брат Вамшибихари прабху, можно обращаться к нему. И вскоре, собственно, появится письмо в рассылке с этим. Вторая вещь касается систематического образования, моя попытка привести в систему учение Шрилы Прабхупады , потому что Шрила Прабхупада, пытался вложить практически в каждый комментарий все, это его подход, его метод. А у меня даже такое ощущение иногда складывается, что Шрила Прабхупада каждый комментарий, к каждому стиху, писал как последний, если бы… Собственно он сам говорил об этом,он говорил, что: «Если бы, я не написал ничего, кроме первых трёх томов “Шримад Бхагаватам”, то есть, Первую песнь “Шримад Бхагаватам”, то это было бы довольно». Он говорил, что вложил все учения в эти три тома. И на самом деле это так не только по отношению к первым трём томам «Шримад Бхагаватам», это так, по отношению к любому его комментарию. (далее…)


Какими вы видите своих учеников?

—Я писал об этом в своем отчете, что для меня на протяжении всей моей жизни в сознании Кришны, ближе всего и дороже всего три вещи. И это то, на что я тратил большую часть своего времени и продолжаю тратить.
Первая вещь очень дорогая мне. Это, собственно, организация ИСККОН, которую создал Шрила Прабхупада и ее репутация. Я на своем опыте знаю, что здесь, в этом детище Шрилы Прабхупады, содержится нечто в высшей степени ценное. И из-за того, что у нас, к сожалению, сложилась не самая лучшая репутация, эта репутация является помехой для людей воспринять от нас то ценное, что мы можем дать —учение Господа Чайтаньи, святое Имя, всю философию, связанную со святым Именем, принципы жизни чистой. Очень много всего. Но мы с вами своими неправильными поступками, неправильным отношением к обществу, неправильным отношением к людям, гордыней своей очень сильно испортили репутацию нашего общества. Я сейчас не хочу даже никого обвинять в том, что нам, таким хорошим, белым, пушистым и оранжевым, эту репутацию какие-то злобные люди испортили. Есть люди, которые ее портят, но на самом деле никто нам нашу репутацию не испортил как мы сами, если честно смотреть правде в глаза.
Вот. И поэтому первая часть и первая боль моего сердца, это попытка укрепить, восстановить репутацию, чтобы преданные вели себя правильно, чтобы мы подавали сознание Кришны правильно. Чтобы люди по-настоящему уважали нас, и не за какие-то наши красивые слова, за наши правильные поступки, за то что мы действительно могли правильно себя вести в этом обществе.
Вот. И сейчас Вамши-бихари , который приехал ко мне, взялся координировать как-то некое восстановление нашей репутации в интернете. Если вы чувствуете в себе силы в этом, можете писать что-то или другими способами участвовать в этой программе, то, пожалуйста, обращайтесь к нему, я буду счастлив. Он отвечает за эту программу очищения, что ли, нашей репутации от каких-то наносных вещей. Но, еще раз, в основном, каждый человек может какой-то свой вклад в эту миссию сделать, если он будет просто нормально себя вести, оставлять правильное впечатление о сознании Кришны. Осознавать, что люди судят о Господе Чайтанье, о Шриле Прабхупаде по нас. Хотим мы этого или не хотим, они будут судить по нам. И если мы ведем себя неправильно, их впечатление о Шриле Прабхупаде, об ИСККОН, о сознании Кришны будет превратным и это, в общем-то, очень большая наша с вами беда… Поэтому, например, я не люблю, даже когда я выступаю перед публикой, перед обычными людьми, я всегда стараюсь выступать так, чтобы ни у кого не возникало никаких сомнений относительно того, откуда этот Вадим Тунеев взялся и что именно он представляет. Я не хочу скрываться, я считаю, что нам не нужно скрываться. Нам нужно просто быть самими собой и это гораздо больше скажет, чем что-то еще. (далее…)


Все же в любой философии есть некая категория вопросов, которые не имеют ответа?

Вопрос: После лекции об «Адвайта-веданта» очень мучает вопрос, как в нашей философии объясняется возникновение души, ведь в «Бхагавад-гите» говорится, что душа никогда не возникала. Или все же в любой философии есть некая категория вопросов, которые не имеют ответа? Поскольку Кришна не поддаётся логике и в большей степени непознаваем при помощи любой философии.
Нет, Кришна то, как раз, Он не поддаётся логике, но Его можно понять. Мы в отличие от агностиков утверждаем, что Кришну можно понять и понять Его нелогичного, противоречивого можно, принимая шастры, потому что шастры объясняют все эти вещи. И в шастрах действительно говорится, что душа никогда не возникала. Сам Кришна говорит:
пракритим пурушам чаива
виддхй анади убхав апи (Б.г. 13-20)
Это тринадцатая глава «Бхагавад-гиты», что пракрити материальная энергия и пуруша индивидуальное живое существо, «знай же о Арджуна, они не имеют начала»
виддхй анади убхав апи то есть, они никогда не возникали. Это все равно, что задавать себе вопрос о том, каким образом, в какой момент возникает фотон света, испускаемый солнцем. Есть солнце и понятно, что все эти кванты света, они есть изначально в самом солнце, просто иногда этот квант света выпускается куда-то и начинает существовать отдельно, а иногда он находится в самом солнце. И, кажется, что его нет, но на самом деле он есть, там, просто мы не видим его. Но на самом деле, он существует всегда. Разница между «Адвайта-ведантой», в которой эта проблема практически не разрешима и нашей философией в том, что «Адвайта-веданта» отрицает реальность существования крошечной индивидуальной души. Там есть только один Брахман. Каким образом этот один единый Брахман порождает индивидуальные души, то есть, каким образом, все-таки, возникает эмпирически существующая индивидуальная душа, это практически неразрешимая философская проблема, философии «Адвайта-веданты». (далее…)


Как заставить себя служить?

«Пожалуйста, скажите как заставить себя служить преданным и Кришне?» (смех)

Ну, надо сильно испугаться (смех) Потому что, что нас заставляет? Страх только нас заставляет, правильно? Если, преданные скажут: «Если не будешь служить – хуже будет!», то заставите себя служить. Но речь даже не о том, чтобы заставить себя служить, ведь речь о том, как захотеть служить, как почувствовать, что это то, что мне нужно. И для этого есть только одна вещь: мы должны слушать и слушать и слушать тех, кто хочет служить и любит служить и пытаться служить, так или иначе. А заставить только через страх. (далее…)


Как развить уважение к принципу старшинства

Вопрос: Харе Кришна! Вы говорили о том, что человек должен развить вот это правильное уважение к принципу старшинства. А как это должно работать, если например какой-то старший, ну грубая аналогия, отец-алкоголик. Как с этим уважением к отцу человек не перенимает его алкоголизм?

Гуру Махарадж: Уважение далеко не обязательно означает, что я попадаю в зависимость от этого человека. Я перенимаю какие-то дурные качества только тогда, когда я завишу от человека. И поэтому надо очень тщательно выбирать от кого я буду зависеть в духовном отношении. То есть, человек, от которого я получаю наставления, от которого я реально завишу, завишу в своей духовной жизни, вот тут я должен быть очень осторожен с выбором и алкоголиков в эту категорию не зачислять. Но, что касается старшинства, то уважать я могу всех тех, кто по тем или иным параметрам старше меня. И это не будет означать, что я попаду в зависимость от его дурных качеств. Само по себе уважение не делает нас ещё приемниками дурных качеств. Мы уважаем человека, потому что он носитель каких-то там ценностей, он преданный, он старше нас. Но при этом нам не обязательно вступать в такие отношения с ним, в которых мы будем перенимать какие-то дурные качества. Тут нужно быть очень осторожным. То есть, есть уважение и есть зависимость. И не нужно путать одно с другим. Зависимость нам нужна и мы должны зависеть от старших, но нам нужно быть очень избирательным, очень осторожным. Уважать нужно всех старших. (далее…)


Воспевание святых имен во время лекций

Вопрос: Скажите, пожалуйста, у нас есть некие ученики, которые считают, что нужно повторять Святое Имя во время лекции. Например, по Бхакти-шастрам. Мне бы хотелось, чтобы они услышали эту запись. Скажите, как правильно к этому относиться? И правильно ли так поступать — повторять Святое Имя во время обучающего процесса?

Гуру Махарадж: Спросите преподавателя, что он думает по этому поводу. Если мы хотим погрузить своё сознание во что-то, а в общем то мы должны хотеть погрузить своё сознание в Святое Имя и в процесс обучения, то не нужно одно с другим мешать. Если мы учимся, то нужно учиться. И это, к сожалению, природа рассеянного ума. Рассеянный ум не любит делать то, что он делает в данный момент, он всё время думает о чём-то другом. Причём, неважно о чём, потому что стоит ему начать делать то, о чём он только что думал, как он будет думать о чём-то другом сразу же. Поэтому, если мы учимся, то нужно учиться. У людей есть это странное понимание — повторять мантру во время учёбы, учиться во время повторения мантры и так далее. Я видел это. Люди повторяют мантру и вдруг начинают что-то читать или изучать. Нет, надо изучать в одно время, а повторять мантру в другое время. Это беда рассеянного ума. Люди сейчас не могут ни на чём сосредоточиться. Даже когда они едят, они не могут сосредоточиться не еде. Им нужно телевизор смотреть, печатать на компьютере что-то, отвечать по телефону.

Прахлада Махарадж сравнивает состояние такого человека с несчастным мужем, у которого пять жён. Приходит домой и каждая жена тянет его в свою сторону. Наши пять чувств имею такую особенность тянуть нас в свои стороны. Я очень хорошо помню сцену на улице одного из южных городов, когда некий человек шёл, он ел какие-то чипсы, курил, разговаривал по телефону, смотрел по сторонам на проходящих женщин и что-то еще он делал, уже не помню, по-моему чесался ещё. Чтобы полный набор был всех радостей жизни. (далее…)