О РАГХУНАТХЕ ДАСЕ ГОСВАМИ


О РАГХУНАТХЕ ДАСЕ ГОСВАМИ

Рассказывают историю, как однажды Рупа Госвами дал почитать Рагхунатхе дасу Госвами написанную им пьесу «Лалита-мадхаву». «Лалита-мадхава» очень ярко передает чувство, испытываемое обитателями Вриндавана в разлуке с Кришной. Однако очень скоро он пожалел о том, что сделал.

Когда он пришел на Радха-Кунду, чтобы повидаться со своим другом, то не узнал его. Рагхунатха дас Госвами бросил есть, пить, спать, поскольку целиком погрузился в «Лалита-мадхаву». Он погрузился в мир Вриндавана, из которого уходит Кришна. Он проникся настроением преданных, которых Кришна оставил навеки оплакивать Его. Рупа Госвами подумал: «Если я оставлю его так, он того и гляди помрет от разлуки с Кришной. Что тогда будем делать мы?» В конце концов он нашел средство, чтобы излечить Рагхунатху даса Госвами от его болезни — дал ему другую свою работу «Дана-кели-каумуди», где описано, как Кришна шутит с гопи, как гопи идут и несут йогурт на другую сторону холма Говардхан, как Кришна пытается снять с них налог и гопи начинают ссориться с Ним. Когда он пришел в следующий раз, то увидел сияющего Рагхунатха даса Госвами, счастливее которого не было на свете. Когда мы читаем «Книгу о Кришне», мы не должны читать просто, мы должны погружаться в игры Кришны, мы должны оказываться во Вриндаване, рядом с его обитателями. Шрила Прабхупада дал нам эту книгу для того, чтобы мы смогли понять, что такое Вриндаван. Погрузиться в сознание Кришны значит погрузиться в состояние любви к Кришне. Только так мы сможем оказаться в духовном мире. Каждое место имеет свою атмосферу. Даже на Земле в разных странах люди рождаются с разным менталитетом. В зависимости от того, какой менталитет у человека, он родится в той или иной стране. Чтобы в следующей жизни мы могли родиться в духовном мире, нам нужно сформировать менталитет любви к Кришне. Лучшим местом для этого является Радха-Кунда. Благодаря тому, что Рагхунатха дас Госвами жил на Радху-Кунде, мы можем увидеть Радха-Кунду такой, как она есть сегодня. Во времена Радхунатхи даса Госвами Радха-Кунда представляла собой совсем маленькое озеро, около трех метров в диаметре. Рагхунатх дас смотрел на это озеро и думал: «Как было бы хорошо, если бы Радха-Кунда стала большой, и люди могли приходить сюда, совершать омовение и получать духовное благо». Однако тут же он отгонял эти мысли: «У меня нет на это денег». Это ситуация, в которой мы часто обнаруживаем себя. Мы тоже мечтаем: «Хорошо бы построить для Кришны храм», но потом думаем: «Это невозможно, поскольку у нас нет денег». Через неделю после того как мысль о большом озере пришла в голову Рагхунатхе дасу Госвами, к нему подошел один человек и спросил: «Ты Рагхунатх дас Госвами?» Тот ответил: «Я Рагхунатх слуга всех Госвами». Тогда незнакомец сказал: «Я ищу тебя. Меня послал к тебе Бхадра-Нараяна». Он рассказал Рагхунатхе дасу Госвами о том, что сам он богатый купец, который долго молил Бхадра-Нараяну послать ему сына. Намереваясь вымолить милость Бхадра-Нараяны, он оправился в Гималаи, чтобы там, высоко в горах, совершить жертвоприношение. Однако когда он пришел в Гималаи, Бхадринатх явился к нему во сне и сказал: «Дай мне три рупи, а все остальное отдай Рагунатхе дасу Госвами, который сидит сейчас во Вриндаване на берегу Радху-Кунды». Единственное, что от нас требуется, чтобы мы могли воплотить свои проекты в реальность, иметь правильные желания. Вся практика духовной жизни сводится к тому, чтобы сознательно формировать правильные желания. Все остальное сделает Кришна. Он пошлет деньги, людей, храм Сам Себе построит… Мы знаем, как построил себе храм Мадана-Мохан. Санатана Госвами сказал Ему: «Стой Себе храм и Сам о Себе заботься». От нас зависит только чистота наших желаний. Мы можем увидеть это на примере Шрилы Прабхупады. В 1922 году, когда он впервые встретился с Бхактисиддхантой Сарасвати, это желание запало к нему в сердце. Всю свою последующую жизнь он только и делал, что растил это желание. Когда желание выросло и стало достаточно большим и сильным, он приехал в Америку и Кришна начал совершать чудеса. Таким образом возникла замечательная Радха-Кунда. Таким образом возникла Шьяма-Кунда и на берегах этих озер по-прежнему живут великие преданные, которые медитируют на Кришну. Когда Рагхунатх дас Госвами вырывал Шьяма-Кунду, Махараджа Юдхиштхира пришел к нему во сне и сказал: «Не срубай меня, пожалуйста. Я стою здесь в форме дерева». Пять деревьев нимб, пять братьев Пандавов, стояли на берегах Шьяма-Кунды, поэтому Шьяма-Кунда такой странной формы. Недалеко от панча-пандава-гхато, находится гхат, где растет дерево пилу. Те, кто были во Вриндаване, знают это дерево, которое стелется по земле. Когда Вишванатха Чакраварти Тхакур сто лет спустя жил на Радха-Кунде, он вышел на берег Шьяма-Кунды, чтобы совершить омовение и повесил свою каупину на это дерево пилу, но дерево стало возмущаться: «Зачем ты мешаешь моему бхаджану? Зачем ты повесил на меня свою каупину?» Вишванатх Чакраварти Тхакур стал разговаривать деревом и выяснилось, что в прошлой жизни это дерево было купцом, великим преданным, который всю свою жизнь мечтал о том, чтобы жить на берегах Шьяма-Кунды. Случалось, что по вечерам они беседовали. Вишванатх Чакраварти Тхакур рассказывал дереву истории о Кришне, а дерево рассказывало истории о Кришне Вишванатхе Чакраварти Тхакуру. Госвами Вриндавана внесли в нашу сампрадаю (и не только в нашу сампрадаю) манджари-бхаву. Это высшее настроение, высшее проявление любви. Манджари-бхава не встречается ни в одном из ведических писаний. Более того, даже слово «манджари» в том смысле, в каком употребляют его Госвами Вриндавана, нигде не встречается. Манджари это гопи, которые любят Шримати Радхарани больше, чем Кришну. Они настолько сильно любят Шримати Радхарани, что им нет никакого дела до Кришны. Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, который тоже является манджари в своей вечной форме, однажды он пришел с группой преданных на берег Радха-Кунды. Он увидел как какой-то человек обходит Радха-Кунду поклонами. Ученики Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура стали восхищаться этим преданным: «Смотри, как он любит Шримати Радхарани! Смотри, как он любит Кришну!» Но Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур сказал: «Этот человек любит Шримати Радхарани только потому, что Ее любит Кришна. Мы любим Кришну, потому что Его любит Шримати Радхарани. Если бы Шримати Радхарани не любила Его, мы бы тоже Его не любили». Это настроение манджари — мандажари-бхава. И это — радха-дасйа. Все Госвами Вриндавана являются в своей вечной форме манджари, служанок Шримати Радхарани. Однажды к Рагхунатху дасу Госвами пришел человек, который обычно приносил ему пахту. Как мы говорили вчера, у него был такой обычай: пить одну чашечку пахты. Причем мера пахты, которую он пил, определялась размером чашечки. А чашечки во Вриндаване делают из листьев теркадамбы. Это особое дерево с большими листьями, которые прессуют таким образом, что получается чашечка. И этот человек постоянно думал: «Этот бедный Госвами пьет всего одну чашечку. Ему явно не хватает, сделаю ка я ему чашечку побольше». Он бродил по всему Вриндавану, чтобы найти теркадамбу с большими листьями и в конце концов нашел дерево с огромными листьями. Он сделал большую чашку, наполнил ее пахтой и принес ее Рагхунатхе дасу Госвами. Когда тот увидел большую чашку из теркадамбы, он очень удивился: «Где ты нашел такой большой лист?» «В Сакхастале, — ответил этот человек. Тогда Рагунатха дас Госвами покраснел, схватил эту чашку, бросил ее на пол и стал топтать ногами. Когда он немного пришел в себя, он сказал: «Как ты мог принести мне чашку из Сакхйастале?! Я не хочу иметь ничего общего с этими гопи». Это верность, которую культивируют Госвами Вриндавана по отношению к Шримати Радхарани. Любовь маленьких манджари к Кришне настолько чиста, что они единственные, кто может находится рядом с Радхой и Кришной в самые сокровенные моменты, чего не могут даже такие гопи как Лалита и Вишакха.

Похожие записи