Кришна являет собой глубочайшую тайну.


Садананда отчетливо написал на доске слог “криш” на деванагари.
— Слово “кришна” происходит от санскритского корня “криш”, что означает “привлекать”. Существует не только физическое притяжение, но и духовное. Так же как Солнце привлекает Землю и другие планеты, вызывая их обращение вокруг себя, так и Кришна привлекает к Себе души, атмы всех существ, с помощью любви и не поддающейся описанию красоты. Кришна – это всепроникающее сознание. Его описывают как “духовное солнце всего сознания”. Человеческая душа сохраняет с Ним, с Богом, отношения, как солнечные лучи — с самим солнцем.

Садананда начал что-то искать среди своих бумаг.
— Я продиктую вам гимн, обращенный к Кришне и принадлежащий перу  Джагадананды, преданного друга и ученика Чайтаньи, жившего в средние века:

Человек – это крупица духовного сознания; Кришна – это солнце всего, что обладает духовным сознанием. Те, кто вечно лицезреют Кришну, любят и почитают Его. Тот, кто отворачивается от Кришны, высвобождает место для желаний. Майа, расположенная рядом с таким человеком, завладевает и охватывает его. Когда она поднимает верхнюю руку, духовное сознание разрушается.
То же самое происходит, когда человек оказывается в тисках Майи. Он забывает о принципе “Я – слуга Кришны”. Он становится яростным сторонником Майи и бесцельно странствует по миру, иногда как полубог, иногда как демон, иногда как хозяин, иногда как раб…
Благодаря преданным Бога он познает истину о своей сущности. Когда это происходит, его больше не заботит переменчивый материальный мир. Плача, он восклицает: “О Кришна, наконец я стал Твоим слугой. Когда я покинул Твои стопы, я пожинал лишь плоды разрушения”.

И, если хотя бы раз человек призовет в молитве Кришну, милостивый Господь освободит его из тисков этого переменчивого мира. Он избавляет такого человека от Майи и укрепляет желание служить Себе. После чего тот с любовью обращается к лотосным стопам Кришны.
— Но что такое Майа? — задал вопрос Спрехман. — Мы часто слышим слово “Майа”, и сейчас Вы еще раз использовали его. Мне это интересно. Вы не объясните значение этого слова?
— С радостью, — ответил Садананда. — Безграничная власть Бога проявлена в двух аспектах – привлекательном и отталкивающем – один приводит к стопам Бога, а другой уводит прочь. Вспомните о существовании двух сил – центробежной и центростремительной. Так вот, та сила, которая, в соответствии с желанием Бога, уводит живое существо от Бога и прячет его, называется Майей.
— Я не понимаю, что Вы имеете в виду, когда говорите о “силе, которая, в соответствии с желанием Бога, уводит живое существо от Бога и прячет его, — тихо сказал Спрехманн.
Садананда написал на доске слог “ма”.
— Слово “майя” происходит от санскритского корня “ма”, спокойно начал он свой ответ. Но в его глазах блеснул знакомый мне огонек. “Ма” означает “измерять”. До тех пор пока мы будем эгоистически примерять вещи к самим себе, оценивая их в соответствии с собственными представлениями о радости и боли, которые они даруют нам, мы будем находиться во власти Майи, которая скрывает Бога от нас. По желанию Бога она управляет ограниченными материальными вселенными.
— Разве вселенная не принадлежит Богу? — спросил я.
— Вселенная Майи существует по милости Бога, и предназначена она для душ, которые не служат и не любят Его, но, напротив, стремятся эгоистично наслаждаться.
— Поэтому вселенную можно назвать концентрационным лагерем Бога? — выпалил ужаснувшийся Шультхейс.
— Нет, это скорее образовательное учреждение, — спокойно ответил мой друг. — Когда мы осознаем, что в основании всякого вида наслаждения лежат страдания и горечь разочарования, тогда мы снова обратимся к Богу, затронем Его сердце, и Он заберет нас к Себе. Но мы не сможем постичь это с помощью своих чувств и разума, который стремится все измерить. Если мы не перестанем видеть в этом мире только объекты чувств, дарующих нам наслаждение, то не сможем понять ни природы этого мира, ни Самого Бога. Истинное существование Бога невозможно познать с помощью логики.
Спрехман поднял указательный палец.
— Следовательно, Вы отвергаете возможность логического доказательства существования Бога? Если это так, то я буду вынужден с Вами не согласиться.
Пастор Фукх прокашлялся:
— Так как я придерживаюсь того же мнения, что и Католическая Церковь…
— Мать Церковь, — медленно произнес Патер Ладер.
— Разве наша вселенная со всеми ее бесчисленными Млечными Путями, простирающаяся на миллионы и миллиарды световых лет… Да что говорить об этом, разве простая капля воды не является свидетельством величия Бога? — продолжал доктор Фукх, на этот раз уже громким зычным голосом. — Я придерживаюсь следующей точки зрения: чем дальше мы проникаем в тайны вселенной с помощью современной науки, тем больше мы приближаемся к Богу.
— Мозг человека, возможно, и способен вообразить тусклый отблеск величия Бога, воплощенный в этом мире, — сказал Садананда, — но Бог проявлен не только в Своем аспекте величия. Бог существует не только ради материального мира. Даже некоторые европейские мистики признавали это. Бог обладает личностной формой существования. Наша вселенная, связанная рамками времени и пространства, обладает той же связью с царством Бога, что и бараки на берегу моря с бескрайними просторами самого моря. Я могу лишь еще раз повторить, что невозможно попасть в царство Бога благодаря одному желанию познать Его, но лишь через любовную преданность.
— Раннее вы говорили о силе, которая привлекает нас к стопам Бога, — медленно произнес Патер Зехнер. — Вы назвали эту силу Радхой?
Бледное лицо Садананды просветлело. На мгновение комната погрузилась в тишину.
— Радха – это олицетворение, изначальная форма любви к Богу. Никто не может приблизиться к Богу без разрешения Радхи, если Она не овладеет душой человека.
Садананда написал на доске слог “радх”.
— Слово “радха” исходит от “радх”, — сказал он. — Санскритский корень “радх” означает “благоговейная любовь”. Любовное благоговение не поддается измерению, потому что вечно усиливающаяся любовь не достигает своих пределов. Безграничное царство Бога соткано из любви.
Патер Зехнер с радостью закивал головой.
Садананда продолжал:
— В сокрытом царстве Бога Радха служит Кришне, испытывая неописуемую любовь. В то же самое время — Она едина с Ним и неотделима от Него, как сияние огня от самого его пламени, а аромат розы от самой розы. Радха никогда не покидает сокровенного царства Бога. Но один из Ее аспектов милостиво обращен к этому миру. В христианской теологии этот аспект называется Святой Дух.
Ручки иезуитов тут же зашелестели по бумаге.
— Мне кажется, на сегодня достаточно, — сказал Садананда и закрыл свою книгу.
Все гости разошлись.
Садананда склонился над открытым ящиком, полным книг, и … Однажды мне довелось услышать из уст Садананды мантру, содержащую имя Бога. Это произошло в то самое время, когда лагерь снова претерпел реорганизацию. Однако на этот раз нас переселяли за тысячу миль, из огороженного колючей проволокой участка в южной Индии — в недавно возведенный лагерь на севере Индии у подножья Гималаев. Мы уже несколько дней были в дороге, и нам предстояло еще несколько дней пути. Мы были заперты в железнодорожных вагонах со всеми нашими пожитками, находясь в сопровождении внимательных охранников. Садананда высунулся в открытое окно старого купе третьего класса для индийских солдат, и казалось, что он не обращал внимания на тех, кто его окружал. Он пропел мантру на ветру в тот момент, когда солнце скрылось за золотистыми индийскими полями.
Слова показались мне знакомыми, как и мелодия. Где же я их слышал? Мое сердце затрепетало от услышанного звука, подобно камертону, пробужденному гармоничной музыкой.

— Конечно, ты не должен думать, что всякий, кто говорит слово “Кришна”, произносит имя Бога. Земной звук имени, которое может услышать твое физическое ухо, есть лишь сосуд для духовного звука или тень духовного звука. Говорится: “Имя Кришны и все, что содержится в этом имени, не может быть воспринято с помощью физических чувств. Но, когда человек обращается к Кришне с желанием служить Ему, имя проявляется на его языке”. Но даже тень имени Бога способна творить чудеса. Она помогает обратить сердце к Богу. Она избавляет нас от греха. Вамана дас, ты знаешь, что такое грех? Получать служение Бога – есть единственный грех.

Похожие записи