184 истории (избранное)

Избранные истории


122 Сын Куреши и сарьвагья

 

Есть замечательный пример того, как мальчик один, учившийся в гурукуле поставил на место одного гордеца. Это было тоже во времена Рамануджачарьи, у Рамануджачарьи был наследник, сын Куреша. Сам Куреш был очень смиренный человек, но его сын – Рамануджачарья его благословил и сказал: «Ты будешь моим наследником». Тогда ему было 5 лет, он играл в пыли. И он учился у самого Рамануджачарьи. Рамануджачарья был его наставником. В это время в Шри Рангам приехал великий пандит. Впереди него шли глашатаи, они трубили в горны и кричали: «пришел сарвагья! Тот, кто знает все! Он может ответить на любой ваш вопрос, он может победить он дигвиджай! Он победил все. По всюду, отовсюду, во всех направлениях». Они трубили, сзади его несли на паланкине, этот дигвидай, сарвагья, который пришел, чтобы похвастаться, победить Рамануджачарью. И тут играет это мальчик, он играет в пыли, он что-то слышит: сарвагья! Когда он слышит сарвагья, у него внутри возмущение возникло: «Кто этот такой нахал, который объявляет себя сарвагьей?» Это то, до какой степени у человека даже в маленьком возрасте может возникнуть эта шкала: что правильно – что неправильно, что хорошо – что не хорошо. Маленький мальчик подбегает туда такой невинный, он начинает стучать: «Эй, дяденька, вы — сарвагья да?». Его спускают с паланкина, он говорит: «Да, я – сарвагья». И мальчик этот берет пригоршню пыли, показывает ему и говорит: «Дяденька, если вы сарьвагья, не могли бы вы сказать, сколько пылинок в этой пригоршне? Вы ж все знаете?». (далее…)


121 Из жизни Ямуначарьи

Есть много примеров того, как воспитывалась система ценностей в человеке, когда он учился у духовного учителя. Один пример из жизни Ямуначарьи. Ямуначарья был маленьким учеником в школе своего духовного учителя. Вы все наверняка помните эту историю, его духовный учитель был подвластен Колахале. Колахала был гуру царя. Он был великий пандит, и все остальные пандиты были у него подданными. Он должны были платить ему дань. И периодически он посылал своих учеников, чтобы они собирали дань с других пандитов, так как он был самым великим пандитом и покорял всех. Пара учеников пришли в школу, гурукулу, где учился Ямуначарья. Они стали кричать: «Эй, выходи, давай нам дань скорее! Великий Колахала прислал нас за тобой! Кто ты такой? Гуру Ямуначарьи не было в это время. Ямуначарья вышел и сказал: «Что вы разорались тут? Чего вы кричите?

(далее…)


120 про Аруни

Как в Махабхарате есть удивительная история, в самом начале Махабхараты, история про Аруни. Аруни учился вместе с другими учениками у своего гуру. Его прислали в гурукулу родители, и он учился там. И учитель спросил: «Какое образование ученик получает в гурукуле?» Они не столько учат математику. Они учат математику, они учат Веды, все остальное. Но, прежде всего, они учат, как нужно действовать, как нужно жить. Чего можно делать, чего нельзя делать. Они учатся исполнять волю своего духовного учителя. Духовный учитель говорит делать что-то – он делает что-то. И духовный учитель однажды утром сказал: «Аруни, у меня там поле, и в поле есть дамба, и в дамбе оказалась большая дыра. И сейчас вода хлещет сквозь эту дыру, она заливает мое рисовое поле. Иди и заделай эту дыру». Аруни сказал: «Да, духовный учитель, я сейчас побегу и сделаю все, что нужно». Он прибежал к этой дамбе он увидел огромную дамбу, огромную дыру, сквозь которую хлестала вода. Он попытался ее заделать, у него ничего не получилось. Он подумал: ну ладно, духовный учитель сказал мне заделать дыру, надо заделывать дыру, он прыгнул туда, и стал первым Александром Матросовым. Он закрыл собой эту дырку в дамбе. А духовный учитель забыл, что он его послал, что-то еще. Один час, второй час, третий час. Аруни сидит и закрывает собой дамбу. В конце концов, когда пришло время обедать, гуру хватился, он спросил у других учеников: «А где Аруни? Куда он делся? Почему я его не вижу?» А те сказали: «А ты его послал дамбу заделать, он ушел куда-то и с тех пор не пришел, не вернулся». Учитель сказал: «Идемте со мной, посмотрим, что он делает». Он вышел в поле и стал кричать: «Эй, Аруни, где ты? Аруни, мальчик мой, сын мой, приди сюда». И Аруни в тот же момент, как он услышал слова своего духовного учителя, он выскочил оттуда весь в тине, грязи, всем остальном и сказал: «Я тут! Гуруджи, я тут! Я затыкал собой дамбу. Ты мне сказал заткнуть дамбу – я затыкал дамбу, ты меня позвал – я пришел к тебе!». Гуру на него посмотрел и сказал: «Я благословляю тебя, все знание Вед должно очнуться в твоем сердце, проснуться в моем сердце, это мое благословление тебе. Так как ты исполнил мой приказ».

(далее…)


119 О Яяти, Качи и Деваяни

Примером этого является история Махараджа Яяти. Вы, наверное, слышали эту историю, она подробно описана в 9 главе Шримад Бахагаватам. Когда Махарадж Яяти вдруг, неожиданно для себя стал старым. Он был мужчина в расцвете сил, у него была любимая жена, не очень любимая жена, любимая наложница. У него было царство, у него было много всего. Это очень интересная история про Деваяни, дочь Шукрачарьи. Ее в свое время проклял Кача. Знаете историю про то, как Кача проклял Деваяни? Нет? Не слышали никогда? Это длинная история. На самом деле, это очень длинная история и к теме нашей лекции она не имеет никакого отношения. Кроме самого последнего момента. Очень долгая история с проклятиями, противопроклятиями, со всем остальным. Стоит ее рассказывать или нет? Суть, в двух словах.

Деваяни была дочерью Шукрачарьи. И однажды, сын Брихаспати, гуру полубогов (Шукрачарья – гуру демонов, а Брихаспати – гуру полубогов), и, соответственно, Кача, сын Брихаспати, пришел в дом к Шукрачарье и сказал: «Я хочу у тебя учиться, я хочу, чтобы ты стал моим духовным учителем». В соответствие с ведическими писаниями, если кто-то просит, чтобы его приняли в ученики, даже если он сын нашего врага, мы должны его принять. И Шукрачарья, ни минуты не раздумывая говорит: «Конечно, пожалуйста, становись моим учеником, я научу тебя всему, что знаю». А Кача пришел к Шукрачарье для того, чтобы научиться особой мантре, мантре, которая может оживлять из мертвых. Потому что, естественно, демоны стали побеждать полубогов. Шукрачарья знал эту мантру, полубоги не знали эту мантру. И он научился, там долгая история, но научился не без помощи Деваяни. Деваяни ему очень сочувствовала, потому что она была девушкой чувствительной, и когда юноша красивый, молодой, оказался в ее доме, то естественным образом чувства стали пробуждаться в ней. И она подумала: «дай-ка я ему помогу, а потом мы хорошую, крепкую семью создадим вместе. И она ему помогла, и он получил мантру эту секретную. Там было много перипетий, много приключений, в конце концов, он ее получил, сказал: «Спасибо, большое, гуру, я пошел, я научился у тебя всему, чему хотел». Деваяни со слезами на глазах услышала это и сказала: «А как же я? Я кто меня возьмет? Возьми меня с собой». Он сказал: «Нет, я не могу тебя взять с собой, потому что ты – дочь моего учителя. Ты для меня все равно, что моя мать. Я могу тебе только поклоняться, поэтому ты оставайся тут, а я пошел».

(далее…)


118 Что такое самадхи

Как про одного брахмана рассказывают историю, это непридуманная история. Этот брахман, он настолько погрузился в священные писания, что он не видел ничего вокруг себя. Жизнь шла, жизнь текла своим чередом, у него была жена, жена о нем заботилась, она была религиозной женщиной, исполняла свой долг, а он исполнял свой долг. Он изучал священные писания, и он настолько погрузился в это, что забыл, что у него жена есть. Он не видел ее, она приходила, ставила тарелку, он ел, при этом сразу же отправлялся в священные писания. Он  вспомнил о том, что она существует однажды ночью.  Потому что ночью у него кончилось масло в светильнике, и светильник перегорел. И он оказался в темноте, он не знал, что делать. Он не знал, где находится масло, где находится светильник, еще что-то делать. Он очень растерялся, как этот так? Почему вдруг нету света? Почему он не может изучать священные писания, он какое-то время тыкался, что-то упало, жена его проснулась, сразу же быстренько поняла, что случилось…

(далее…)


117 В Нью-Вриндаван пришел йог

Эпизод реальный. Однажды в наш храм, в Америке пришел йог. Настоящий йог, этот йог стал показывать настоящие чудеса. Причем, действительно, реально, без шуток, чудеса такие, от которых у людей глаза вытаращивались. Это было в Нью Вриндаване, в Америке. И он рассказал свою историю. Он рассказал, что он 25 лет практиковал аштанга-йогу в Гималаях под руководством своего духовного учителя, где-то в пещере. Они жили очень высоко в Гималаях, и с самого начала, его духовный учитель сказал, что я научу тебя всему этому, но при одном условии, ты ни в коем случае не должен продавать это свое искусство. Я учу тебя не для того, чтобы ты напоказ фокусы эти показывал. Все это нужно только для того, чтобы ты достиг более высоких уровней сознания. И в течение 25 лет он там практиковал строгую практику, его учитель был великим мистиком, он летал повсюду, где только можно, все что угодно делал. Н его научил многому. Этот йог, например он, мог, он показывал это, он прикладывал к глазу бинт, несколько слоев бинта, потом брал железный прут, толстый железный прут, прикладывал одной стороной к глазу, другой стороной к стене,и начинал давить. Потом, в конце концов, прут этот сгибался, в стене появлялась дырка, он бинт снимал – глаз был как ни в чем небывало. Нормальный совершенно. Потом, две машины садились, он брал два каната, привязывал эти машины, держал за руки эти машины, машины эти буксовали и не могли сдвинуться с места, он их держал. Все эон это мог. Что с ним случилось дальше?

(далее…)


116 кто убил корову?

В Пуранах есть история, которая иллюстрирует это. Благочестивый брахман занимался очень благочестивой деятельностью, он разводил сад. У него был замечательный сад, он был праведный человек, он следовал всем правилам и ограничениям и очень любил свой сад. И вроде бы все хорошо. Живет себе безобидный человек, никого не обижает, занимается безобидной деятельностью проблема в том, что даже если я занимаюсь безобидной деятельностью, я могу растить свое ложное эго. Иногда люди думают, что достаточно быть просто праведным, просто хорошим, но при этом они забывают, что они постоянно сосредоточены на себе: «я хороший, я такой хороший, так как я хороший, у меня все хорошо, вы все видели, какой я хороший? Обратите внимание, какой я хороший», они постоянно гордятся собой. Ложное эго их растет, вместе с ростом их ложного эго, они привязываются к плодам своего труда. Привязавшись к плодам своего труда, они вынуждены расплачиваться за это. Вот с этим брахманом, у него вырос замечательный сад, в нем росли манговые деревья, у него был питомник манговых деревьев. Манго, которые росли в его саду, нигде больше не росли. И все было хорошо, он был счастлив, все у него шло как по маслу. Вплоть до того дня, когда в этот сад забралась корова. Корова на беду свою не знала, что брахман этот очень праведный. И что сад его является вершиной совершенства. И она, как полагается корове, просто стала поедать все то, что брахман вырастил с совершенно невозмутимым видом. Когда брахман увидел, что у него на глазах вся красота, которую ОН вырастил, своими собственными руками, уходит куда-то в бездонную утробу этой коровы, у него возникло естественное возмущение – кто такая эта корова!  Чтобы разрушать то, что я вырастил. Он схватил камень, швырнул в корову и попал ей прямо в глаз. Корова на месте умерла. Таким образом, этот благочестивый брахман неожиданно для себя оказался повинен в страшном грехе. Он очень испугался, он был воспитан в хорошей культуре, он знал, что коров убивать нельзя, что это ужасный грех, что последствия за него придут.

(далее…)


115 десять оскорблений Святого Имени

Я помню, когда я только начинал заниматься преданным служением, или «так сказать преданным служением», я не знаю, начал я когда-нибудь или нет. Но когда я начал повторять мантру, мне дали фотографию. Это было в начале 80-х, было все очень тайно, самиздат был, и в самиздате мне дали фотографии, там было 10 оскорблений. Я помню, как я в первый раз читал эти десять оскорблений Святого Имени. Я читал их и все больше и больше воодушевлялся. Первое оскорбление это: Оскорблять и критиковать преданных, посвятивших свою жизнь распространению славы Святого имени Господа – нет таких преданных рядом, просто нету. При всем желании, хотел бы оскорбить – не оскорбишь. Так.

(далее…)


114 что такое Дарпа

Дарпа буквально значит – высокомерие. Шрила Прабхупада в следующем предложении объясняет, что такое дарпа: они всегда высокомерны и горды своей образованностью и богатством. Дарпа – это способность гордиться тем, что у нас есть. То, что мы получили, в конце концов, от Кришны: своими талантами. Образованием, богатством. И мы все знаем это слово – дарпа. Где это слово встречается? В Шикшаштаке, да: чето-дарпана-марджанам. Что такое дарпана? зеркало, да. Вы чувствуете, какой мудрый язык – санскрит? Что такое зеркало? Зеркало на санскрите буквально значит то, что делает человека высокомерным. Дарпана – я смотрюсь в это зеркало, и как я обычно смотрюсь в зеркало? Человек, когда он смотрит в зеркало, он смотрит особым взглядом. В этом взгляде такая любовь. Такое не бывает в его взгляде ни в какие другие моменты. Если вы хотите развивать в себе высокомерие, вы должны повесить как можно больше зеркал повсюду. И другое значение дарпана – чето-дарпанам, что еще является этой дарпаной?

(далее…)


113 Блаженный Августин о древе познаний.

Блаженный Августин, он дает очень интересное объяснение, толкование названию библейскому «древо познания Добра и Зла». Вы все знаете, наверняка, эту притчу, о том, как Адам и Ева жили в Раю. У них было это райское существование, там росло много деревьев, много. И все деревья давали плоды, и посередине Рая росло еще одно дерево. И Бог подвела Адама и Еву к этому дереву, и сказал: «вот это дерево – древо познания добра и зла, ни в коем случае не рвите плодов с этого дерева. Единственный запрет. Тут множество деревьев, целый сад». И мы знаем, конечно, ясное дело, Ева стала тянуть мужа и говорить: «сорви яблочко, сорви яблочко вкусное». Вернее она сама сорвала, это Лукавый сделал, и она начала совать его Адаму. Адам сначала испугался, он послушный был, сказал: «нет, нет, не буду есть». «Ну скушай яблочко, вкусное яблочко». Вот Блаженный Августин дает очень интересное толкование этому названию, что значит «Древо познания добра и зла». Он говорит что, каким образом Адам и Ева познали добро и зло, сорвав плод с этого дерева, они познали это добро и зло, совершив этот первородный грех,  за который мы до сих пор с вами расплачиваемся непонятно почему.

(далее…)