092 Кхолавече Шридхар


 

Этот Кхолавече Шридхар, он был бедным брахманом, он жил в Навадвипе, он был уже пожилым в то время когда Господь Чайтанья появился на Земле. Его звали Кхолавече, Кхолавече значит продавец бананов. Он жил в небольшой хижине и вокруг этой хижины росла небольшая банановая роща. Единственное, чем он занимался – у него была небольшая лавка на берегу Ганги, он приходил в эту лавку на берегу Ганги и продавал бананы. Бананы на самом деле это особое растение. В бананах естся все. Можно есть сами бананы, съедобны цветы, съедобен стебель, корни, а из листьев бананов делаются тарелки и чашки. И вот этот Кхолавече Шридхар построил весь свой бизнес на бананах. Он продавал стебли бананов, он продавал цветы бананов, он продавал плоды бананов, чашки из банановых листьев. И во всей Навадвипе, городе, где явил Себя Господь Чайтанья, знали, что Шридхар очень честный. Если кто-нибудь из вас бывал в Индии и ходил на базары в Индии, то вы, наверное, знаете, что обычно, когда вы подходите к кому-то, то вам называют как минимум двойную цену.

Вы должны поторговаться для того, чтобы получить настоящую цену того, что вы хотите. Но про Кхолавече Шридхара все знали, что  он такой же честный, как Махараджа Юдхиштхира. И когда он говорил какую-то цену, все знали, что это и есть истинная цена. Он никогда не завышал ничего. И он на своем банановом бизнесе зарабатывал очень мало. Он практически ничего не зарабатывал, но половину того, что он зарабатывал, всего несколько рупий, он посвящал поклонению Ганге, которая протекает по Навадвипе. Ровно половину этого он отдавал на поклонение Ганге, а на половину как-то с трудом жил в очень большой бедности в своей небольшой хижине, которая была там. И Господь Чайтанья, когда Он был молодым, Ему было тогда лет 16, каждый день Он приходил к берегу Ганги, Он совершал омовение в Ганге, и потом после этого Он выходил из Ганги и Он шел в лавку Кхолавече Шридхара. И Он начинал торговаться с ним. Он говорил: «Шридхар, почему ты так дорого продаешь свои бананы? Я очень люблю бананы, Я очень люблю банановые стебли, почему ты заламываешь такую цену? Почему бы тебе не продать их Мне дешевле?». Шридхар начинал в беспокойстве говорить: «почему бы тебе не пойти куда-нибудь к другому продавцу? Найди дешевле бананы, чем у меня».  И так они торговались.

Иногда они торговались часами. Господь Чайтанья каждый день приходил, и так как Ему нравилось разговаривать и общаться со своим преданным, Он торговался с ним очень долго. В конце концов, Он забирал все то, что хотел и говорил: «хорошо, Я даю тебе половину всего, что ты просишь, и ухожу». И тут Шридхар выскакивал в страшном беспокойстве, он говорил: «отдай мне мои вещи, отдай, положи обратно, я не могу продавать дешевле, потому что я и так продаю по очень дешевой цене, что Тебе нужно от меня?». И тут Господь Чайтанья смотрел на него и говорил: «Кхолавече Шридхар, Я думал, ты очень отреченный, почему ты так волнуешься из-за каких-то бананов?». Кхолавече Шридхар смотрел на  Господа Чайтанью, он видел   Господа Чайтанью, он видел молодого брахмана, он видел огромные лотосные глаза Господа Чайтаньи, он видел брахманский красивый шнур, дхоти Господа Чайтаньи, и когда он видел Его, он забывал о своем гневе, о своем беспокойстве, обо всем остальном. Он видел только перед собой необычайно красивого человека, он совершенно забывал о том, что ему хотят предложить в два раза меньшую сумму, и что не сможет ничего купить Ганге, что он опять будет голодать.

И он говорил: «ну хорошо, бери, но только в следующий раз не приходи сюда. Почему Ты все время приходишь ко мне? Найди кого-нибудь другого и покупай у него. Почему Ты не даешь мне покоя?». Господь Чайтанья говорил: «нет, так просто Я тебя не оставлю. Мне очень нравятся твои бананы, я буду каждый день приходить к тебе». И каждый день Он приходил к нему, и каждый день повторялось то же самое. В один прекрасный день они опять спорили, и Господь Чайтанья сказал: «Я не понимаю, почему ты не можешь Мне немного уступить в цене? В конце концов, ты поклоняешься каждый день Ганге, и половину тех денег, которые Я даю, ты тратишь на поклонение Ганге, неужели ты не знаешь, что Я являюсь отцом Ганги, Я являюсь источником Ганги, почему бы тебе н6е отдать эти деньги Мне вместо того, чтобы отдавать их Ганге?». Когда Шридхар услышал это, он заткнул уши, он закричал: «Шри Вишну, Шри Вишну, Шри Вишну! Как Ты можешь произносить такие богохульственные вещи?»

В один прекрасный день Господь Чайтанья ходил со Своими учениками по Навадвипе, и Он зашел в хижину Шридхара. Шридхар был у себя дома, он был один, и Господь Чайтанья вышел к нему и говорит: «Шридхар, Я не понимаю, ты живешь в такой бедности и ты все время поклоняешься этому Вишну, посмотри, вокруг тебя твои соседи, они поклоняются Чанде, они поклоняются богине Дурге, и у них есть все. У них есть богатство. У тебя какое-то рваное дхоти, у тебя нет ничего. Зачем ты поклоняешься этому Вишну? Почему бы тебе не поклоняться Дурге?». Шридхар тогда сказал Ему на это: «какая разница, в конце концов, у меня есть дхоти, у меня есть курта, я не хожу голым, ну пусть мое дхоти в дырках, но, тем не менее, у меня есть все то, что надо. Какая разница. Птицы живут в своих гнездах, и я живу в своей хижине, и богатые люди живут в своих дворцах. Они спят, и я сплю. И в общем, никакой разницы нет. Когда они спят, они ничего не чувствуют, когда я сплю, я ничего не чувствую». И тут Господь Чайтанья сказал: «нет! Шридхар, ты обманываешь меня, на самом деле, ты очень богат, ты заработал очень много денег на своих бананах, Я знаю это. Ты прячешь эти богатства где-то у себя в дальней комнате, Я собираюсь рассказать об этом всем людям Навадвипы. Что ты притворщик. Что ты обманываешь всех. Я буду рассказывать каждому, что ты обманщик, и тогда я выведу тебя на чистую воду». Шридхар сказал: «если Ты хочешь, Ты можешь зайти в мой дом, Ты можешь посмотреть – у меня ничего нет». «Я знаю, ты очень большой хитрец, ты зарыл где-то свои богатства. Ты прячешь их специально, если ты не дашь Мне сейчас же, без всякой платы бананы и банановый стебель, то Я всем расскажу о том¸ какой ты негодяй!». Шридхар посмотрел на Господа Чайтанью и подумал: «в конце концов, этот брахман может меня побить. Мы находимся одни вместе с ним, Он просит бесплатно это, может мне лучше уступить ему?». Он сказал: «хорошо, Ты все время пристаешь ко мне, Ты тратишь так много времени на все эти дурацкие разговоры со мной, каждый день Ты приходишь ко мне и просишь это. Мне надоело это все, теперь с этого дня Ты можешь приходить ко мне, я буду совершенно бесплатно давать Тебе все, что ты хочешь. Только, пожалуйста, отстань от меня и больше не приставай ко мне». С тех пор Господь Чайтанья каждый день приходил к нему, брал у него банановый стебель, цветы, ел, то, что дарил ему Шридхар.
В один прекрасный день Господь Чайтанья опять пришел к Шридхару. Он спросил у Шридхара: «Шридхар, ты знаешь кто Я? Я знаю, что ты хочешь отвязаться от меня. Я знаю, что ты не хочешь, чтобы Я приходил. Но Я уйду от тебя, только если ты скажешь Мне, кто Я?». Он сказал: «Я знаю кто Ты, Ты – частица Кришны, также как и я, и все остальные, Ты просто обычный брахман». Господь Чайтанья сказал: «нет, ты не прав, Шридхар. На самом деле, Я не брахман. На самом деле Я просто пастух. Я принадлежу к семейству пастухов, и Я каждый день пасу коров. И, кроме того, Ганга, которая течет мимо тебя, Я являюсь источником этой Ганги». Опять Шридхар схватился за голову, опять закричал: «что Ты делаешь, зачем говоришь, как ты можешь говорить это?».

Почему Господь Чайтанья так любил Шридхара? Каждую ночь Шридхар вместо того, чтобы спать, очень громко повторял мантру, он повторял ее так громко, что все соседи жаловались на него. Они говорили: «этот Шридхар, ему нечего есть, он целый день голодный сидит, и он ночью от голода не может уснуть. Поэтому он воет и стонет и кричит что-то». И когда Господь Чайтанья стал являть себя своим преданным, когда Он открыл себя своим преданным, самым близким преданным в доме Шриниваса Ачарьи, когда Он пригласил все преданных со всей Навадвипы, чтобы они пришли, и Он стал показывать преданным различные формы, и Он показал, что Он никто иной как Господь Вишну, в середине этого Он вдруг закричал: «пригласите сюда Шридхара, Я хочу видеть Шридхара! Он живет в окрестностях Навадвипы, сходите за ним и приведите его». И когда несколько преданных побежали за Шридхаром, то на полпути к хижине Шридхара они услышали, как Шридхар громко-громко кричит: «Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе». Они прибежали и сказали: «Шридхар, Господь Чайтанья зовет тебя!». Он прибежал с ними. Господь Чайтанья явил Себя ему и сказал: «Шридхар, ты так долго поклонялся Мне, ты заслужил Моего благословления, Я хочу наградить тебя чем-то. Я долго мучил тебя, Я отбирал у тебя последние деньги, Я долго преследовал тебя, теперь Я хочу отплатить тебе за твою преданность. За то, что ты, несмотря ни на что, несмотря на все мои проказы, служил Мне. Поэтому проси все, что хочешь, если хочешь, Я дам тебе сейчас ашта-сиддхи, Я дам тебе мистические силы, когда ты будешь обладать этими мистическими силами, у тебя будет все, что ты пожелаешь. Если ты пожелаешь золото или брильянты, в то же момент ты получишь это. Проси у меня эти мистические силы». Шридхар улыбнулся и сказал: «Ты все время хочешь меня обмануть! Сейчас ты тоже хочешь меня обмануть. Мне не нужны Твои мистические силы. Зачем мне они? Я очень счастлив тем, что у меня есть. У меня есть дхоти, есть бананы, бананами я так или иначе могу жить здесь. Я очень счастлив тем, что я живу. Единственное, что я хочу, чтобы каждый день ко мне приходил молодой брахман, в красивом белом дхоти, и этот брахман каждый день торговался со мной. Это единственное благословление, которое я хочу. Я хочу все время видеть перед собой этот образ брахмана, с лотосными очами, чтобы он приходил ко мне и делал вид, что хочет обмануть». Тогда Господь Чайтанья сказал: «теперь Шридхар, прославляй Меня. Теперь возноси Мне молитвы и прославляй Меня Шридхар!».
— как я могу возносить Тебе молитвы? Я неграмотный брахман, я ничего не знаю, я не знаю санкскрита, я не знаю поэзию.
— все, что ты говоришь, каждое слово, которое ты говоришь, Шридхар, оно лучше, чем гимны Вед! Поэтому, все то, что ты скажешь сейчас, Я приму это с огромным удовольствием.

И когда Шридхар стал говорить, говорится, что сама богиня Сарасвати, богиня красноречия вошла в этот момент в его язык. Он стал возносить молитвы, и все преданные, которые стояли, присутствовали при этом, они были поражены красноречием Шридхара. Они были поражены, что вдруг, этот неграмотный брахман, который никогда не отличался особенным красноречием, не отличался особенной ученостью. Он стал возносить Ему молитвы, от которых все были поражены.

Есть еще один эпизод со Шридхарой, который показывает, что даже бедный преданный, благодаря своей любви к Кришне, он может завоевать Кришну. Когда говорится или делается упор, что Кришна является самым великим. Изначально предполагается, что Кришну никто не может завоевать, на самом деле никто не может одержать победу над Ним. Это на самом деле так, одно из имен Бога – Аджита. Непобедимый. Бога никто не может победить, потому что нет никого равного Ему. Но при этом Кришна Сам говорит: «Я Аджита, могу стать Джитой, или побежденным, и победить Меня может только чистый преданный своей преданностью». Есть один из заключительных эпизодов в жизни Господа Чайтаньи в Навадвипе. Как вы можете знать, когда Ему исполнилось 24 года, Господь Чайтанья ушел из Навадвипы. Он бросил свою семью, свою мать, чтобы проповедовать широко движение санкиртаны. И он принял санньясу. И в последний день, перед тем, как принять санньясу, утром этого дня, Он сообщил пяти своим ближайшим преданным, что Я ухожу из дома, я ухожу из Навадвипы, чтобы больше никогда сюда не вернуться. Я больше не вернусь сюда. И в последний раз мы проведем санкиртану. И преданные вместе с  Господом Чайтаньей вышли на санкиртану, устроили харинаму в городе. И все пели киртан, и потом все пришли к дому Господа Чайтаньи, и там киртан продолжался. Все преданные ощущали, что что-то необыкновенное происходит. Что этот киртан, он отличается от других киртанов, в которых они участвовали, но они не могли понять, что происходит. В конце концов, Он разогнал всех по домам, осталось только 5 близких преданных, которые были с Ним, Он ощущал ближущуюся разлуку, он ощущал разлуку со своими преданными, которых Он любил, с тем городом, где Он начал движение санкиртаны. Он остался вместе с ними, чтобы провести последние часы в Навадвипе, перед тем, как принять санньясу и уйти навсегда из Навадвипы. И в этот момент, когда Он сидел во дворе, окруженный горсткой преданных, в этот момент во дворе появился Шридхар. Он нес огромную тыкву. Он сказал: «Господь, я принес эту тыкву, я знаю, что Ты очень любишь овощи, которые я выращиваю». Уже ночь, вечер, завтра утром Господь Чайтанья уходит, чтобы принять санньясу, Он последний день в Навадвипе, но Он видит, что преданный принес Ему что-то, принес от чистого сердца эту тыкву. Наверное, самое последнее, что человек может делать, перед тем, как принять санньясу, это думать о какой-то тыкве. Но Господь Чайтанья позвал свою мать и сказал: «свари эту тыкву, мать его сварила эту тыкву, и сделала из нее блюдо. И они все вместе: Шридхар, Господь Чайтанья, и преданные, которые оставались, они стали есть эту тыкву, хотя, это было достаточно странно. На самом деле, чтобы понять величие Бога, надо … сначала человек должен понять величие Бога, но когда он поймет величие Бога, он должен забыть о величии Бога, он забывает о величии Бога, он забывает, он только чувствует великолепные качества Бога. Любовь сама проявляется в его душе. Так он достигает совершенства. Таким образом, Господь которого невозможно победить или завоевать какими-то материальными качествами,  его можно победить чистой любовью и чистой преданностью, как это сделал Шридхар.

Похожие записи