116 кто убил корову?


В Пуранах есть история, которая иллюстрирует это. Благочестивый брахман занимался очень благочестивой деятельностью, он разводил сад. У него был замечательный сад, он был праведный человек, он следовал всем правилам и ограничениям и очень любил свой сад. И вроде бы все хорошо. Живет себе безобидный человек, никого не обижает, занимается безобидной деятельностью проблема в том, что даже если я занимаюсь безобидной деятельностью, я могу растить свое ложное эго. Иногда люди думают, что достаточно быть просто праведным, просто хорошим, но при этом они забывают, что они постоянно сосредоточены на себе: «я хороший, я такой хороший, так как я хороший, у меня все хорошо, вы все видели, какой я хороший? Обратите внимание, какой я хороший», они постоянно гордятся собой. Ложное эго их растет, вместе с ростом их ложного эго, они привязываются к плодам своего труда. Привязавшись к плодам своего труда, они вынуждены расплачиваться за это. Вот с этим брахманом, у него вырос замечательный сад, в нем росли манговые деревья, у него был питомник манговых деревьев. Манго, которые росли в его саду, нигде больше не росли. И все было хорошо, он был счастлив, все у него шло как по маслу. Вплоть до того дня, когда в этот сад забралась корова. Корова на беду свою не знала, что брахман этот очень праведный. И что сад его является вершиной совершенства. И она, как полагается корове, просто стала поедать все то, что брахман вырастил с совершенно невозмутимым видом. Когда брахман увидел, что у него на глазах вся красота, которую ОН вырастил, своими собственными руками, уходит куда-то в бездонную утробу этой коровы, у него возникло естественное возмущение – кто такая эта корова!  Чтобы разрушать то, что я вырастил. Он схватил камень, швырнул в корову и попал ей прямо в глаз. Корова на месте умерла. Таким образом, этот благочестивый брахман неожиданно для себя оказался повинен в страшном грехе. Он очень испугался, он был воспитан в хорошей культуре, он знал, что коров убивать нельзя, что это ужасный грех, что последствия за него придут.

Но, так или иначе, он подумал, ну ничего, я с этим как-нибудь справлюсь, закопал эту корову, чтобы никто не узнал и продолжал совершать свои благочестивые поступки вплоть до того самого момента, пока не пришла его смерть. Во время смерти, людям, грешникам, совершившим грех, приходят посланцы бога смерти. Страшные живые существа, называемые ямадутами. Они забирают душу грешника, чтобы он получил свое наказание и тут они пришли к этому брахману, который в этот момент спал у себя в саду. Наступил момент его смерти, за его душой пришли и стали тащить ее. Брахман стал сопротивляться и вопить: «Вы куда?», «как куда? В ад! За что? Я такой праведный, я такой благочестивый, меня нельзя в ад! Меня можно только в рай!». Ни стали говорить: «а корову кто убил?». Он понял, что, в общем-то, ничего даром не проходит, но он очень быстро нашелся. Он был знатоком философии веданты, поэтому спросил: «а причем тут я? Я не убивал, это моя рука убила. Моя рука подняла камень. Я не причем, я душа, я не осквернен. Я не действую. Моя рука запустила камень. Корову убила, я не причем. В Бхагавад-гите Кришна говорит – душа не может быть убита и никого не убивает. В самом начале Бхагавад-гиты говорится. Что никто не может быть убийцей, потому что душу невозможно убить». Брахман очень вовремя вспомнил 2 главу Бхагавад-гиты. И затеял философский диспут у своего смертного одра. И посланцы Ямараджа немножко испугались, потому что когда они приходят им обычно не выдвигают философских аргументов. Обычно они приходят за людьми, которые не очень сведущи в философии, и когда тут они столкнулись с кем-то кто цитировал  Бхагавад-гиту, они немножко испугались, они подумали: «может быть, мы действительно что-то не то делаем? Может быть, мы по ошибке не за тем пришли?» и они отправились обратно, оставили его в покое. Они пришли к Ямараджу, повелителю дхармы. Ямарадж, бог смерти по-другому называется Дхармараджем, повелителем религии. Они спросили его: «что нам делать? Он говорит, что он не убивал, что убил Индра, потому что Индра повелевает рукой.

В соответствии с ведической философией любое наше действие выполняем не мы, это то, что пытается доказать Кришна Арджуне здесь в  Бхагавад-гите, что действия выполняем не мы, душа желает, но действия выполняют гуны материальной природы. Что Кришна дал определенный механизм, с помощью которого человек может исполнить определенные желания здесь. Но механизм дал Он. И соответственно, говорится, что в нашем теле есть ниточки, за которые полубоги или уполномоченные живые существа управляются механизмом этой вселенной и дергают нас, когда у нас появляются желания. И Индра  отвечает за наши руки. Он олицетворение гуны страсти и он действует нашей рукой. И соответственно, брахман этот сказал: «Индра дернул мой руку». Как иногда русские тоже говорят:  «черт попутал», идея та же самая: я тут не при чем. Черт попутал. Я тут не при чем, Индра поднял мою руку, Индра запустил камень. Я не убивал. Они пошли и сказали. Что он Индру во всем обвиняет, может, действительно, Индра виноват? Может, действительно за Индрой пойти? Его в ад спустить? Ямарадж сказал: «пойдемте, я вам сейчас все покажу, что нужно было сделать».

И эти ямадуты в невидимом виде подошли, а Ямарадж принял образ старого человека и пришел в сад к этому брахману. Брахман с облегчением отдыхал после философского диспута, который у него состоялся и думал, что на этот раз пронесло, не нужно будет отвечать. Этот старик постучался к нему и говорит: «можно зайти посмотреть? Такой красивый сад» — «конечно, заходи». Ямарадж в образе этого старика стал ходить по этому саду, и прославлять его: — какой замечательный сад, какие деревья! кто посадил эти деревья, я нигде такие не видел!            — это я посадил. — не может этого быть, неужели ты? — да-да, это я их вырастил, если б вы не спросили, я бы промолчал, но если вам интересно, то это я сделал. — а кто разбил эту потрясающую клумбу?- я это сделал. Ничего другого, против правды не попрешь.  — а кто дорожки эти сделал? Кто вырастил эти манго?Речь зашла о манговых деревьях, тут он просто не могу удержаться.- манго это моя гордость, я вырастил эти манго. Таких манго нет больше нигде, нигде больше, обойдите всю Бенгалию, вы нигде не найдете таких манго, как у меня. — неужели ты все то вырастил?- только я! Своими вот этими руками. Тогда старик сложил молитвенно руки, и сказал: «дорогой господин, если все это сделал ты, то неужели хорошо Индру обвинять в том, что ты корову убил? Как же тебе не стыдно?». Тому пришлось развести руками и сказать: «да, это я убил корову».Суть этой истории в том, что человек действует движимый ложным эго, движим или нет, узнать это можно, если ты привязан к плодам своего труда, потому что я хочу достичь чего-то.  И здесь Кришна ставит это очень строгое условие, но Он не просто ставит это условие, что нужно избавиться от ложного эго. Вся 18 глава  и вся Бхагавад-гита учит, каким образом человек может постепенно избавиться от ложного эго.

 

Похожие записи