119 О Яяти, Качи и Деваяни


Примером этого является история Махараджа Яяти. Вы, наверное, слышали эту историю, она подробно описана в 9 главе Шримад Бахагаватам. Когда Махарадж Яяти вдруг, неожиданно для себя стал старым. Он был мужчина в расцвете сил, у него была любимая жена, не очень любимая жена, любимая наложница. У него было царство, у него было много всего. Это очень интересная история про Деваяни, дочь Шукрачарьи. Ее в свое время проклял Кача. Знаете историю про то, как Кача проклял Деваяни? Нет? Не слышали никогда? Это длинная история. На самом деле, это очень длинная история и к теме нашей лекции она не имеет никакого отношения. Кроме самого последнего момента. Очень долгая история с проклятиями, противопроклятиями, со всем остальным. Стоит ее рассказывать или нет? Суть, в двух словах.

Деваяни была дочерью Шукрачарьи. И однажды, сын Брихаспати, гуру полубогов (Шукрачарья – гуру демонов, а Брихаспати – гуру полубогов), и, соответственно, Кача, сын Брихаспати, пришел в дом к Шукрачарье и сказал: «Я хочу у тебя учиться, я хочу, чтобы ты стал моим духовным учителем». В соответствие с ведическими писаниями, если кто-то просит, чтобы его приняли в ученики, даже если он сын нашего врага, мы должны его принять. И Шукрачарья, ни минуты не раздумывая говорит: «Конечно, пожалуйста, становись моим учеником, я научу тебя всему, что знаю». А Кача пришел к Шукрачарье для того, чтобы научиться особой мантре, мантре, которая может оживлять из мертвых. Потому что, естественно, демоны стали побеждать полубогов. Шукрачарья знал эту мантру, полубоги не знали эту мантру. И он научился, там долгая история, но научился не без помощи Деваяни. Деваяни ему очень сочувствовала, потому что она была девушкой чувствительной, и когда юноша красивый, молодой, оказался в ее доме, то естественным образом чувства стали пробуждаться в ней. И она подумала: «дай-ка я ему помогу, а потом мы хорошую, крепкую семью создадим вместе. И она ему помогла, и он получил мантру эту секретную. Там было много перипетий, много приключений, в конце концов, он ее получил, сказал: «Спасибо, большое, гуру, я пошел, я научился у тебя всему, чему хотел». Деваяни со слезами на глазах услышала это и сказала: «А как же я? Я кто меня возьмет? Возьми меня с собой». Он сказал: «Нет, я не могу тебя взять с собой, потому что ты – дочь моего учителя. Ты для меня все равно, что моя мать. Я могу тебе только поклоняться, поэтому ты оставайся тут, а я пошел».

Деваяни закричала: «Какая мать? Ты что? Подожди, я сердце тебе отдала!». А он: «Нет-нет, я не могу, я честный человек, ты дочь моего учителя, я ухожу». И тогда она в сердцах прокляла его и сказала: «хорошо, раз так. То ты не сможешь воспользоваться этой мантрой, которую выучил». Качи сказал: «не важно. Я не смогу воспользоваться, я научу кого-нибудь, он сможет воспользоваться. Проблем с этим нет. Но раз ты меня прокляла и прокляла напрасно, потому что я не виноват, я сделал все в соответствии с дхармой, то я тоже тебя проклинаю, и ты никогда не выйдешь замуж за брахмана». ААА! Бедная Деваяни вдруг ни с того, ни с сего получила это проклятие. 

В результате, она вышла за махараджа Яяти, потому что ее подруга бросила ее в колодец однажды. Там была такая история, когда они вместе с подругами…у нее была подруга, Шукрачарья жил при дворе одного царя, у нее была подруга – дочка этого царя, Шармиштха. Они вместе купались, в это время мимо проезжал Шива. И девушки были одни, они были обнаженными, когда они увидели Шиву, они очень испугались, выбежали, и сразу прикрылись сари. Но Шармиштха, на свою беду, схватила сари Деваяни. Дочка царя надела сари дочки брахмана, чтобы прикрыться. Деваяни страшно разгневалась, она сказала: «ты кто такая? Ты, вообще, что делаешь тут? Ты что о себе помыслила? Ты наглая женщина, ты низшей касты, я – дочка брахмана!». Она страшно разгневалась, и дочка царя Шармиштха тоже разгневалась. И стала говорить: «А ты кто такая вообще? Так как она была дочкой кшатрия, она была мощной, она схватила ее и бросила в колодец голой. И Деваяни оказалась в колодце, и стала жалобно звать оттуда, из этого колодца: «Помогите, спасите!» И тут, на свою беду, мимо проезжал царь Яяти. Он услышал этот голос, и как царь, как кшатрий, он решил ее сразу же спасти. Он подошел к колодцу, он хотел напиться, вместо того, чтобы напиться, он увидел там женщину. В не очень приглядном виде, которая кричит: «Помогите, спасите!» И он протянул ей вниз руку, она ухватилась за эту руку. Когда она ухватилась за эту руку, он вытащил ее и спросил: «А ты какой касты?». «Неважно, какой я касты, главное, что я уже ухватилась за твою руку, ты за мою, значит мы уже муж и жена». Она решила на этот раз ошибок не совершать. Потому что скажешь кшатрию, что я их касты брахмана – это запрещено, мужчина не мог жениться на женщине, которая принадлежала более высокой касте. Махарадж Яяти не очень обрадовался, но делать нечего, он уже ее за руку взял, уже все. Тогда в те времена было строго, достаточно было один раз за руку подержаться, чтобы у тебя уже обязательства возникали соответствующие. 

Ему пришлось жениться на ней. Отец Шармиштхи, чтобы Шукрачарья не проклял его за то, что его дочка Шармиштха, бросила Деваяни в колодец, он сказал: «Забирай ты эту дочку с собой, пусть она станет твоей наложницей». Поэтому у махараджа Яяти неожиданно для себя вдруг появилась жена из касты брахманов и наложница из касты кшатриев. И он сам кшатрий. Он сам праведный царь. Шукрачарья при этом сказал : «Ни в коем случае ты не должен иметь ничего общего с этой Шармиштхой». Но Шармиштха, будучи женщиной, принадлежащей к кшатрийской касте, когда она увидела, что подруга ее беременна, она тоже обратилась к махараджу Яяти, сказала: «Пожалуйста, мне тоже нужен сын, сделай меня своей женой тоже». Он не мог отказаться, потому что кшатрий по принципам варнашрамы, если женщина обращается к нему за защитой, он не может, не должен отказываться.

Как когда Арджуна вернулся из Двараки к махараджу Юдхиштхире, на нем лица не было. Потому что Кришна ушел. Махарадж Юдхиштхира стал спрашивать: «Почему ты такой грустный? Почему на тебе лица нет? Может, к тебе обратилась какая-то женщина, и ты ей отказал? Может быть, поэтому ты такой грустный? Может быть, ты не исполнил свой долг кшатрия?» Долг кшатрия – исполнить, если женщина просит о защите. И у Яяти появилось трое сыновей от Шармиштхи и двое сыновей от Деваяни. Первый, старший сын был махарадж Йаду и младший сын был махарадж Пуру. Суть в том, что когда Шукрачарья проклял его, за то, что у него появились сыновья от Шармиштхи, после того, как Деваяни нажаловалась ему: «Что такое, мой муж мне не верен!», Шукрачарья проклял его и сказал: «Отныне я проклинаю, ты станешь старым, ты утратишь свою молодость, ты утратишь свою силу». Тогда Яяти взмолился и сказал: «Я не могу стать старым сейчас, я еще не насладился как следует! Сделай как-нибудь так, чтобы твое проклятие не было таким суровым».- Хорошо, если кто-то согласится отдать тебе свою юность, то ты сможешь взять его юность и обменяться с ним, отдав ему свою старость.- Конечно-конечно, ради Бога, давай-давай. У меня пять сыновей, они все молодые, юные.Он подошел к первому из своих сыновей, махараджу Йаду и сказал: «Махнемся не глядя, ты мне свою юность, я тебе свою старость, ты мне свои силы, я тебе свою дряхлость». И махарадж Йаду сказал: «Нет! Извини меня, мой отец, я бы это сделал, потому что, в принципе проблем-то особых нет». Он было очень возвышенным человеком, в его семье когда-то родится Кришна, но его причина была в чем? Очень важная была причина. Он подумал, и сказал своему отцу: «Отец, если вдруг сейчас я получу старость, и не наслажусь как следует, своей юной жизнью, то у меня останутся какие-то материальные желания неисполненные, так или иначе, они будут меня мучить, я не смогу правильно отречься. И все это задержит мое духовное развитие, я знаю, что потом я все равно получу юность снова, потому что я поступлю в соответствии с дхармой, но я сначала буду стариком, потом юношей, потом опять стариком, зачем мне все это нужно? Лучше я проживу уже свою жизнь, как мне положено. Получу все, что нужно, стану грихастхой, потом, когда нужно отрекусь, кроме того, Кришна должен родиться в моей семье, в общем, короче говоря, не буду я меняться». Тогда махараджа Яяти спросил другого сына, и тот сказал: «Нет, ни за что, я хочу наслаждаться сам». Он спросил третьего сына, тот сказал: «Нет, ни за что, я хочу наслаждаться сам». Четвертого сына, тот сказал: «Нет, ни за что, я хочу наслаждаться сам». Он спросил пятого сына Пуру и Пуру сказал: «Конечно, давай обменяемся, я стану дряхлым, ты станешь юным, потому что такова обязанность сына». 

Суть-то в том, для чего я это все рассказал? После того, как сыновья махараджа Яяти отказались от этого, то они были изгнаны из пределов ведического царства. На самом деле, они стали царями, как Шрила Прабхупада пишет: один стал царем Турции, того народа, который живет сейчас на территории современной Турции – яванов. Другой стал повелителем греков, греческая цивилизация пошла от индийской цивилизации. Потому что потомки махараджа Яяти были изгнаны в эти страны, но были они изгнаны, потому что ослушались своего отца. Причем отец просил у них достаточно большую плату, но, тем не менее. Они не согласились, это было нарушением. Поэтому они были изгнаны из пределов ведической цивилизации. 
Очень интересно Пуру при этом говорил, но Пуру согласился, и Пуру стал его настоящим наследником, Пуру стал следующим царем, Пуру какое-то время побыл дряхлым стариком, снова получил юность и смог наслаждаться. 

И Пуру объясняет этот принцип, он говорит, что есть четыре вида сыновей: один сын исполняет волю своего отца, даже когда отец у него ничего не попросил. Отец еще не попросил этого, сын уже знает, и этот сын самый лучший. Второй сын исполняет с охотой приказ своего отца – он второго сорта, когда отец у него просит. Сын третьего сорта исполняет приказ своего отца, когда отец у него что-то просит, но делает это нехотя. Человек, который уже ни на что не годится, он не исполняет приказ своего отца, он говорит, что этот сын подобен испражнениям. Он не лучше испражнений.  Если сын не исполняет волю своего отца, не покоряется своему отцу, то он все равно, что продукты жизнедеятельности отца, которые нужно выбросить, которые ни на что не годятся. Таким образом, человек постепенно-постепенно учится в своей семье.

 

Похожие записи