023 про Явакрита и Райвью



В Ану–парве Махабхарате содержится история про Явакрита и мудреца Райвью, знаете эту историю или нет? Ну, так или иначе, я вам несколько раз рассказывал эту историю, это довольно известная история о том, как некий сын мудреца Бхарадваджи, великого аскета, позавидовал другому мудрецу, пандиту Райвье. Райвья жил тогда, они были большими друзьями. Но Райвью
 Все уважали а  Бхарадваджу никто не уважал. Потому что Райвья был очень ученый, и у него была бхакти, была любовь в сердце. А этот Явакрит был тапасьей и он подумал: «что такое, почему все его уважают, моего отца никто не уважает, почему меня никто не уважает? Наверное, потому что я неграмотный, потому что я просто аскет, я стою на одной ноге, вед не знаю». И так как он был аскетом и стоял на одной ноге и вед не знал, то единственным способом,  которым он решил добиться получение вед, опять он  стал совершать аскезу. Он подумал: «сейчас я стану совершать суровую аскезу, обрету, таким образом, знание, и когда я обрету знание, все меня будут уважать, я обрету почитание и таким образом я стану счастливым.  И он стал совершать суровую аскезу, встал рядом с костром, стал совершать жуткие какие-то совершенно вещи, и  Индра смутился, Индра подумал: «Господи, Боже мой, что же он делает, не дай Бог, Индрой захочет стать», еще что-то такое, и в образе отшельника он пришел к нему и говорит: «Эй, бабаджи, ты что тут делаешь? Ты что на одной ноге стоишь? Чего тебе нужно?
— я хочу обрести знание Вед.
— знание Вед? Да какие проблемы! Пойди к духовному учителю и все ты получишь, вот сколько гуру тут в лесу живут, слава Богу, иди туда, иди сюда, иди туда, пойди к нему, смиренно поклонись, служи ему, и таким образом, ты обретешь знание.   
— нет, я буду стоять здесь, до тех пор, пока не обрету знание, хоть ты умри, я не уйду никуда до тех пор, пока я знание не обрету.
В конце концов, он обрел это, там Индра и так и сяк выворачивался, в конце концов, ему пришлось дать это знание Вед, и он сказал: «ну получай это знание, но потом пеняй на себя».
Когда сын этот, получивший мистическое знание, получивший вот это вот внутреннее знание в своей душе прибежал радостный и закричал: «папочка, у меня теперь есть знание, и все нас будут уважать» — отец страшно опечалился. Он сказал: «ни до чего хорошего тебя это не доведет, потому что чтобы воспользоваться этим знание правильно человек должен обладать смирением, а чтобы обрести смирение, он должен пройти определенное обучение, он должен научиться чему-то, он должен обрести определенную культуру, вот, ты получил это знание, в конце концов это знание сделает тебя гордым, оно послужит причиной твоей гибели».  Он рассказал ему историю из давно минувших времен  о том, как один тоже получил знание и в конце концов погиб. Вот.
Урок этой истории в том, что культура ставит человека в определенные рамки и позволяет человеку обрести именно любовь к Богу, потому что ни само по себе знание Вед, ни сама по себе аскеза, ни всякие другие вещи, которые могут быть у человека не смогут еще дать ему любви к Богу, если все это не обрамлено, не поставлено в определенную ситуацию, не находится в определенной среде, которой есть. И правила, которым следует человек, в конце концов, должны дать такое обрамление, они должны создать как бы фон, на котором любовь к Богу  раскроется самым полным образом. Если человек не следует этим принципам и правилам, то даже если он обретет что-то, обретет какое-то знание, это все послужит ему во вред.

Похожие записи