Как Кришна спас Махараджа Юдхиштхиру от Арджуны


История эта произошла в тот день, когда Карна стал военачальником. Карна, который отказывался до этого сражаться, после того, как Бхишма пал, взял бразды правления в свои руки.

Карна, мы знаем, до битвы на Курукшетре он обещал Кунти, что „У тебя пять сыновей останется. Как было пять сыновей, так и останется. Либо я убью Арджуну, либо Арджуна убьет меня. Других убивать я не буду. Потому что я могу убить Накулу, Сахадеву, Бхиму, могу убить Юдхиштхиру, но я тебе обещаю, что я их трогать не буду. Я сильнее каждого из них. Но Арджуну если я смогу убить, я убью. Ты ничего не потеряешь в любом случае. Либо я буду пятым, либо Арджуна. Твои пять останутся с тобой.”

И он стал сражаться, чтобы доказать всем и каждому, что каждого из Пандавов он может убить. Первый, с кем он стал сражаться, был Юдхиштхира, потому что он главный, он военачальник того войска. Он разбил его в пух и прах, он унизил его! В тот момент, когда ему оставалось только убить его, он сказал: „Уходи отсюда, убирайся отсюда! По добру, по здорову.” Он не просто его победил, он его унизил полностью, он сказал: „Я могу сейчас тебя убить, но не убью, потому что я обещал твоей матери.”

Юдхиштхира, полностью уничтоженный, разбитый, с ранами, истекающий кровью, ослабленный, униженный, в этом состоянии велел своему колесничему, чтобы тот увез его куда-то с поля боя, чтобы как-то прийти в себя. Арджуна узнал о том, что произошло и он обеспокоился, он любил Юдхиштхиру. И так как он очень любил его, он прибежал туда. Юдхиштхира, увидев Арджуну, подумал, что Арджуна прибежал, чтобы сообщить мне радостное известие – что он победил Карну, что он отомстил за меня. И он с этими глазами навстречу ему приподнялся, истекая кровью, и спросил: „Арджуна, ты победил Карну?” Арджуна говорит: „Да нет, какого там Карну, я побежал, чтобы узнать что с тобой.” Арджуна прибежал к нему, потому что он переживал за него, потому что он испытывал боль. Юдхиштхира, что он сделал в этот момент – он сказал: „Ты трус! Что ты делаешь тут? Убирайся обратно! Ты трус! Ты испугался Карны, поэтому ты прибежал сюда.”

Почему он это сделал это, как по-вашему? Может быть, либо рефлекс, либо просто от слабости, потому что он ослаб, а когда мы ослабли, когда, мы находимся в этом ослабленном состоянии, разбитом, униженном  и у нас накопилась внутри какая-то боль естественная, то мы можем не сдержаться. Либо он хотел его как-то раззадорить, воодушевить, чтобы тот пошел и сражался. И он сказал: „Ты такой трус, лучше бы ты просто бросил свой лук Гандиву.”

Арджуна, когда он услышал это, он схватил свой меч и сказал: „Все, я сейчас его убью!” Кришна говорит: „Ты что? Ты куда, вообще? Что с тобой? Подожди, ты подумал немножко? Ты разум свой включил?” А Арджуна говорит: „А что думать-то? У меня правило есть, я обет дал. В соответствие с моим обетом, любой, кто скажет мне: брось свой лук, я того убить должен. Он сказал, я сейчас его убью, а потом себя убью и все! Хорошо! Что еще? Я человек слова.”

Кришна прочел ему лекцию о дхарме длинную, с  примерами разными как нужно себя в этой ситуации вести, и сказал ему: „Ты подумай.” Даже когда речь идет о каких-то обетах, человек должен подумать. Он должен спуститься с чисто эмоциональной своей реакции на уровень разума. И Он посоветовал. Дальше произошла в высшей степени интересная. Эту часть истории обычно не знают. Все знают про истории, которые Кришна рассказал Арджуне, чтобы его побудить. Он говорит: „Ты должен сейчас убить Юдхиштхиру, потому что таков твой обет, правильно?” Он говорит: „Правильно.” „И в то же самое время ты не можешь его убить, как ты можешь его убить?” „Что нужно сделать?” „Оскорби его. Потому что если ты просто старшего, Гуру, назовешь на „ты”, это оскорбление. Ты пренебрежительно к нему отнесешься, свысока. Оскорби его, пожалуйста. Это будет равносильно убийству, потому что оскорбить Гуру значит убить.”

Это тоже очень любопытное утверждение. Почему оскорбить Гуру значит убить его? Потому что мы убиваем его как Гуру, он перестает быть Гуру. Оскорбление Гуру равносильно его убийству, потому что мы переводим его в другой статус по отношению к нам и уже Гуру не существует. Уже он не Гуру, мы уже разобрались с ним, все. Поэтому это такая опасная вещь, она полностью разрушает наши внутренние отношения. Мы уже свысока посмотрели на это. И Арджуна стал говорить, тут любопытна его речь. Арджуна услышал то, что Он ему сказал. И Кришна ему сказал: „Ты его просто на „ты” назови. Уже назвать его на „ты” значит оскорбить и уже значит в каком-то смысле ты его убьешь.”

Но Арджуна стал стараться сильно в этом отношении. Арджуна, когда он это услышал, тут у него реакция пошла. Арджуна стал чисто реактивно на всю эту ситуацию реагировать или рефлектировать. Он стал говорить то, что нельзя говорить. Любопытные вещи он сказал. Первое, что он сказала ему: „Какое ты имеешь право меня обвинять? Ты кто такой, вообще, чтобы мне такое говорить? Ты сам убежал. Вот Бхима если бы мне это сказал, он сейчас сражается с этим Карной, от него бы я это принял. От тебя я не могу это принять. Ты сам трус, у тебя никакого права нет.” Это первая реакция непосредственная. Каков вопрос – таков ответ. Он включил, иначе говоря, эту нашу способность реагировать неправильно на ситуацию.

Дальше он сказал: „Ты не кшатрий. Брахманы говорят что-то и ты тоже поговорить любишь, краснобай. Сила брахманов в словах, а сила кшатриев в руках, а ты что-то все болтаешь, болтаешь. Ты не кшатрий!” Еще одна вещь, его полностью посадили. Дальше, слушайте еще какие вещи. На самом деле это значит, что у Арджуны все это было где-то там. Не случайно он все это сказал, он не готовился заранее к тому что сделать. Дальше он сказал: „И вообще, ты о нас не заботишься. Ты вообще, тоже мне, старший брат называется, у меня жена, у меня сын, мы тут тебе служим, а ты что делаешь? А ты о нас не заботишься. Мы тебе все отдали, а ты ничего не сделал.” В конце концов он сказал: „Сам дурак, вообще, в кости играл, все проиграл. Тебе Сахадев говорил не надо играть?” Сахадев астрологом был. Когда ему сказали, что вот, играть начинаем, он быстро гороскоп составил и сказал: „Ни за что! Никогда!” И Арджуна ему все припомнил. Это оскорбление Арджуны, которое он сделал.

Когда он все это сказал, он взял и вытащил мечь снова. Кришна говорит: „Ты что собираешься делать?” Он говорит: „Как что? Убить себя теперь. Как я могу после этого жить?! Что мне еще остается?! Теперь я могу только себя убить!” Кришна говорит: „Подожди, вообще, с вами, с детьми, одна морока, ты не торопись.”

Дальше Кришна ему очень хороший совет дал что делать. Это то, как Кришна растит нас. Теперь у Него есть с одной стороны полностью убитый Арджуна, который сам себя убил практически, оскорбив человека, перед которым он преклонялся, полностью уничтоженный Юдхиштхира и Кришна остается абсолютно хлоднокровным и Он одного за другим их поправляет. Что Он Арджуне сказал, какой Он ему совет дал? Он сказал: „Скажи что ты сделал и можешь еще сделать для Юдхиштхиры. Скажи что ты еще для него сделаешь, как ты для него послужишь.»

Тоесть, иначе говоря, Он ему говорит что-то, чтобы тот восстановил свои отношения: „Ты его слуга, ты ему служил раньше, еще ты ему в будущем послужишь.” Арджуна очень обрадовался, он сказал: „Да, да, я там всех перебил и еще перебью и Карну этого я убью сегодня! Обещаю тебе, честная пионерская! Убью!” Арджуна обрадовался страшно, он понял, что Кришна ему вернул ему способность к действию в своей правильной роли, в правильной позиции, Он вернул ему свое понимание, свое положение тем самым и воодушевил.

А Юдхиштхира сказал: „Ну что, он прав, я пошел в лес, все, я пошел, он прав…” В этот момент Кришна припал к его стопам: „Все это тут тест небольшой был. Это Я ему сказал так сказать, ты всерьез не воспринимай это все. Это Я его научил, потому что иначе бы он секирбашку бы тебе сделал, голову бы тебе отрубил.” Это то, как Кришна их спас из этой ситуации. Это то, как Кришна помогает нам во всех ситуациях и как мы должны действовать, не теряя разума. Смысл этой истории именно в этом, Кришна говорит Арджуне: „Обеты – обетами, голову не нужно терять. Разум всегда должен быть. И из любой ситуации можно найти выход.” Абсолютно безвыходная ситация – Кришна нашел выход идеальный. В любой ситуации выход есть, Кришна проверяет нашу способность с вами правильно на эту ситуацию реагировать, Он дает иногда сложные задания.

(БВГ, ретрит 2009, лекция 3)

 

Похожие записи