Секрет сотрудничества


 

58584180

Секрет сотрудничества
Из лекции, прочитанной Е.С. Бхактиведантой Садху Свами на воскресной программе
Москва, 28 апреля 2013 года 
«Шримад Бхагаватам» 4.30.8

Мы пришли в это движение, призванные Шрилой Прабхупадой, для того, чтобы достичь цели
жизни – вернуться домой к Богу. Но мы должны понимать, что мы призваны в очень трудное время – когда влияние века Кали очень сильно — даже вайшнавам трудно услышать и понять друг друга. В этом стихе  Господь  Кришна  говорит,  что  Он  доволен,  когда  преданные  совершают  служение  Ему в духе прити – любовного союза.

Мы часто говорим о сат-санге как о об очень важной составляющей нашей практики, но очень
мало кто  из нас  понимает, насколько  это важно.  Шрила Прабхупада  пишет, что влияние века  Кали настолько  сильно, что даже преданные зачастую не могут  противостоять этому. И эта неспособность приводит к тому, что мы теряем  благословения господа.  Господь  не доволен  преданными,  когда они предлагают  свое  служение,  но  делают  это  не  в  духе  прити –  любовного  союза,  а  как  некое индивидуальное подношение,  которое совершается  в  силу нашей  потребности  быть  религиозными  и угождать  Всевышнему.  Недостаток  благословений  Господа  проявляется  в  том,  что  преданные чувствуют некую пустоту, чувствуют себя одинокими в обществе преданных — в своей общине, в своей санге,  в  своей  нама-хатте.  Они  чувствуют,  что  чтобы  стать  счастливыми,  они  должны  совершить какое-то  практическое  действие.  И  часто  это  практическое  служение  является  некой  компенсацией духовного  одиночества.  Оно  не  исходит  из  вдохновения,  которое  возникает  из  сат-санги,  из вайшнавского  единства.

Шрила  Прабхупада  объясняет,  что  единство  вайшнавов  никогда  не  бывает идеальным,  оно  всегда  связано  с  противоречиями,  с  расхождением  во  мнениях.  Шрила  Прабхупада говорит очень важную вещь – в обществе преданных не может быть двух мнений. Даже если преданные слышат другое суждение, они воспринимают его как нечто важное для того, чтобы сформировать свое собственное понимание ситуации, свое собственное видение. Преданные не считают, что у них могут быть разные мнения. Они считают, что разногласие во мнениях – это то, что взаимно обогащает, что позволяет увидеть волю Господа более полно, почувствовать ее и понять.  Из такого общения между  преданными возникают благословения Господа, возникаю проекты, служение,  которое  мы  совершаем.  Такие  проекты  незаметны  для  Кали.  Он  не  способен  разглядеть действия,  которые  преданные  совершают  в  настроении  сат-санги.  Но  если  Кали  замечает  наши проекты, значит, эти проекты не свободны от инфекции критики, от вайшнава-апаратх, от состояния индивидуализма в обществе преданных. Мы, как преданные, очень мягкие, но в своих принципах должны быть очень жесткими. И один из важных принципов, которому мы должны неукоснительно следовать, — мы должны совершать свое служение в духе сотрудничества и взаимопонимания. Это сотрудничество никогда не будет идеальным, всегда  между  преданными  будут  какие-то  разночтения.  Но  то,  что  удовлетворяет  Кришну,  это стремление преданных понять друг  друга, увидеть нечто, что стоит за разночтениями. За ними стоит воля Господа, которая очень многогранна и очень однозначна.   

Шрила Прабхупада очень переживал за общество сознания Кришны. Он прекрасно понимал, что после его ухода преданные, которые привыкли ориентироваться на мнение ачарьи, на мнение лидера, потеряют свою путеводную звезду. Если мы привыкаем получать связь с Кришной от указаний свыше, это не означает, что мы действительно получаем эти указания. Указания свыше заключаются в том, что преданные  должны  сотрудничать  друг  с  другом.  Об  этом  говорит  Кришна,  об  этом говорит  Шрила Прабхупада. И для того, чтобы исполнить эти указания, мы должны получить благословения тех, кто рядом. И это касается не только преданных, это касается всех живых существ. По крайней мере, у нас должна быть такая позиция. И тогда Кришна дает нам глаза, чтобы увидеть, как мы можем это делать. В  Москве  преданным  значительно  сложнее,  и  это  требует  от  преданных  Москвы  особой принципиальности, я бы даже сказал, фанатизма. В больших общинах и больших городах под влиянием Кали  существует  установка  совершать  преданное  служение  в  ключе  представлений,  вычитанных  из книг Шрилы Прабхупады. У каждого есть свое представление, но мало кому приходит в голову, что эти представления,  даже  взятые  из  книг  Шрилы  Прабхупады,  ни  в  коем  случае  не  квалифицируют  для преданного  служения в сфере внутренней энергии Господа. Потому что единственная квалификация, которую  мы  получаем  для  такого  чистого  преданного  служения, —  это  достижение  единства  с преданными  в  том,  что  мы  затеваем.  Единства  в  согласии,  принципах  и  ценностях.  Тогда  у  нас возникают общие планы, общие проекты, и эти проекты становятся очень сильными. Бывают ситуации, когда  одни  преданные  делают  серьезные  проекты,  а  другие  просто  выступают  как  их  потребители, которые критикуют, пусть даже правильного критикуют. Должна быть санга, предшествующая любому начинанию – зачем все это делается? И это должно стать законом для общины вайшнавов.

Сейчас в Москве начнутся очень серьезные осмысления, для чего мы все это делаем, какими мы хотим  быть,  какой  храм  нам  нужен,  какая  община  нам  нужна.  И  в  этой  санге  проявится  Шрила Прабхупада,  проявится  Кришна.  Если  у  вас  не  будет  согласия,  преданные  всей  страны,  будут чувствовать  влияние  века  Кали.  Я  не  сомневаюсь  ни  минуты,  что  Кришна  устроил  все,  что  сейчас происходит,  для  того,  чтобы  преданные обрели острое, принципиальное и даже  фанатичное видение того, в каком ключе они должны совершать свое преданное служение. Именно это переломит ситуацию в Москве и во всем российском вайшнавском пространстве.

Вопрос: Что является причиной разногласий в видении преданных?
Ответ: Причина заключается в том, что преданные не воспринимают сангу вайшнавов как своего гуру,  как  то,  что  действительно  позволяет  воспринять  волю  духовного  учителя,  волю  Кришны. Преданные воспринимают сангу вайшнавов как средство для своего личного прогресса. Хорошая санга –  я  буду  прогрессировать,  плохая  санга –  ну,  я  пошел  искать  другую.  Мы  не  воспринимаем  сангу вайшнавов как свою семью, которой мы должны служить безусловно, при всех обстоятельствах. Это абсолютная ответственность. Это позволяет нам слышать людей и слышать Бога в своем сердце. Мы же ставим условие: «Ты не так сказал, и я не хочу ничего общего с тобой иметь». Это настроение людей, которые не преданные, а предатели. Служение санге –  это абсолютный принцип. Какая  бы  санга не была,  мы  должны  искать  путь  для  того,  чтобы  преданные  развивали  общее  видение,  слушали  друг друга, учились проявлять в ней присутствие Господа. Мы в санге ученики, слуги, сат-санга является нашим гуру. Говорят, что благоприятно общаться с преданными. А для чего благоприятно? Для моего духовного прогресса. Преданные рассматривают общество преданных не как цель, а как средство для себя.

Находясь в обществе преданных, они сосредоточены на своих собственных интересах,  Корень всего этого – индивидуалистические представления о духовной практике, мнение о том, что к Богу можно вернуться одному — я сам себе что-то практикую, чтобы вернуться к Богу. На самом деле, за этим стоит идея имперсонального освобождения. Вернуться к Богу означает вернуться в Его семью. А как мы можем вернуться в Его семью, если мы предаем ту духовную семью, которую Господь дал нам  сейчас?  Если  мы  не  принимаем  абсолютную  ответственность  за  духовную  семью,  за  ее развитие,  за  ее  процветание, то,  как  мы можем  вернуться  в  духовный  мир,  где  каждый  живет  такой ответственностью?  Единственная  причина,  из-за  которой  люди  принимают  такое индивидуалистическое представление, — это имперсонализм, то есть представление о том, что общество –  это  временное  явление,  нужное  для  моего  индивидуального  освобождения.  Шрила  Прабхупада говорил об этом – гуру временно нужен для моего индивидуального прогресса. После того, как гуру не нужен,  я  его  просто  отбрасываю.  Это  и  есть  имперсонализм.  Поэтому,  когда  возникают  какие-то    разночтения в санге, преданные думают, что здесь как-то неинтересно, как-то сложно все. Пойду я куда-нибудь отсюда, где попроще, полегче, где есть какие-то возможности для моих интересов. 

Чтобы  стать  мадхьяма-адхикари  и  получить  правильное  видение  санги,  надо  следовать наставлениям,  умонастроению,  которое  дается  нам  в  ИСККОН.  Именно  благодаря  тому,  что  мы, несмотря на все сложности, на индивидуализм, на стремление отойти куда-то в сторону, мы все-таки принимаем  это  настроение  и  следуем  определенной  садхане,  мы  становимся  мадхьяма-адхикари. Садхана  заключается  в  том,  что  когда  преданные  собираются  вместе,  они  должны  говорить  о  своем преданном  служении,  они  должны  интересоваться  духовной  жизнью  друг  друга,  Когда  мы  слышим вопрос, мы не должны реагировать с платформы ума. Если мы слышим вопрос: «Какое твое мнение?», мы  должны обратиться  к  Кришне: «Кришна, а  какой ответ  на  этот вопрос?»  Мы  можем  спросить  у вайшнавов: «А какой ответ на этот вопрос?»

Мы не должны изображать Гуру, который все знает, не должны давать рецепты, которые мы прочитали в шастрах. Мы должны просить Кришну, чтобы он дал нам  понимание,  и  с  таким  умонастроением отвечать  на  вопросы  вайшнавов.  И  отвечать  на  вопросы вайшнавов, чтобы услышать от Кришны ответ  на этот вопрос, а не для того, чтобы нам сказали свое мнение. Иначе будет как в материальном мире – Организация объединенных наций, где каждая нация имеет  свое  мнение.  Вайшнавы  не  могут  руководствоваться  такими  ценностями  в  общении  друг  с другом. Поэтому садхана мадхьяма-адхикари – преданного, который еще является каништха-адхикари, очень эффективна, если мы понимаем, в чем она заключается.

Вопрос: Сколько  старших преданных в ятре, столько  и  мнений. Как решить эту проблему? У меня ощущение,  что  если  не  пожить в  брахмачари-ашраме  лет  пять,  то  нет  шансов обрести  четкую
платформу. Ответ: В обществе преданных есть поверье, что для того, чтобы обрести общее видение, надо пожить вместе в ашраме или общине вайшнавов. На своем опыте могу сказать, что это проблему не решает. Люди  могут  жить вместе и не общаться  друг  с  другом, не раскрывать свое сердце, жить на автомате. Старшие  преданные  ведут  за  собой  других  вайшнавов,  потому  что  они  знают «Бхагаватам», опытны в других вопросах нашей жизни и ритуалов. Но, если старший преданный находится в позиции каништха-адхикари, то есть, он не считает себя слугой санги старших преданных, просто у меня есть квалификация,  инициация,  я  знаю  Бхагаватам,  и  я  веду  за  собой  младших  преданных,  и  это  и  есть ИСККОН. Это не ИСККОН. Когда ушел Шрила Бхактисиддханта Сарасвати, он сказал своим старшим преданным, что они должны управлять движением совместно. Они не выполнили его наставлений, они разрушили Гуадия матх на много матхов. Когда уходил Шрила Прабхупада, он сказал своим старшим ученикам: «Ваша  связь  со  мной  проявится  в  том,  как  Вы  будете  сотрудничать,  сообща  решать  все вопросы».

Не формально  собираясь, чтобы  установить баланс интересов, не политикой заниматься  в санге,  а  вместе  решать,  чувствуя,  что  я  здесь  слуга,  а  никакой  не  господин.  Вот  это  и  есть сотрудничество.  Что  сделали  преданные?  Они  создали  систему  зональных  ачарьев,  каждый  стал ачарьей и закрыл сферу своей ответственности для других проповедников –  я  здесь гуру. Когда один гуру – человек, который сам себя считает гуру, а другие не считают его гуру, встречается с другим гуру, что  между  ними  возникает?  Между  ними  не  возникает  сотрудничества.  Потому  что  даже  если  вы учитель, саньяси, лидер  нама-хатты,  когда  вы  приходите в сангу лидеров, вы являетесь  там  слугой. Каждый  из  этих  лидеров  является  слугой  санги,  никто  там  не  господин.  Это  принцип  мадхьяма-адхикари.  А  не  так,  что  мы  тут  собрались,  что-то  обсуждаем,  но  у  каждого  есть  своя  позиция,  свои последователи, они меня принимают, и я буду сохранять свою позицию. Это ничто иное, как скрытое неследование наставлениям ачарьев – внешне мы вроде бы принимаем, но внутри отвергаем ачарью. Ни у  кого  нет  положения  в  ИСККОН –  мы  все  слуги,  даса  даса  анудаса.  Мы  служим  тем  учителям, которые не считают  себя  учителями, а считают  себя  учениками. Я прабху  для  тех, кто считает  меня прабху,  для  остальных  я  дас.  Я  не  считаю  себя  прабху,  я  действую  как  дас –  слуга.  И  в  Москве преданные  должны  принять  эти ценности очень  глубоко  по  двум  причинам:  во-первых — масштабы общины, во- вторых – влияние на всю страну.

Еще  раз –  когда  мы  собираемся  с  преданными,  мы  собираемся  не  для  того,  чтобы обменяться мнениями и разойтись, а для того, чтобы увидеть общее мнение Кришны. При этом мы  можем  высказывать  свою  позицию,  но  не  предубежденно,  не  в  противовес,  а  для  того,  чтобы проявить то, что нас всех объединит. Чтобы не скрыть от преданных какие-то реальные проблемы, не отделить себя от преданных и  проявить свое отдельное мнение – извините, но у меня такое мнение. Это не позиция вайшнава. Шрила Прабхупада говорит в комментарии, что у преданных есть только одно мнение, несмотря на то, что между ними есть различия. И то и другое присутствует, и именно это и есть зрелость. Это вопрос принятия определенной садханы.  Это касается не только общины, это касается также семей, потому что в семьях люди ведут себя точно также. Каждый считает, что у него есть свое мнение, и другой должен либо слушать его мнение, либо самому подстраиваться под чье-то мнение. Варианта два  – либо ты принимаешь мое мнение, либо я принимаю твое мнение. Но поговорить о том, что нужно Кришне, никому в голову не приходит. Эта ценность у нас слабо проявлена.

Вопрос: С какой общины мы могли бы брать пример, и какие в ней есть правила и особенности?
Идеальных  общин  не  существует.  Более  того,  если  в  общине  присутствует  мнение,  что  все
должно быть идеально, сотрудничество невозможно. Единственная причина, по которой люди не могут сотрудничать — они хотят, чтобы все было идеально, хорошо. А настоящее сотрудничество рождается тогда,  когда  вы  принимаете  ситуацию  такой,  какая  она  есть.  Это  секрет.  Поэтому,  если  вы заглянете вовнутрь любой внешне успешной общины, где есть сотрудничество, все вопросы решаются вместе, вы обнаружите расхождения и противоречия внутри. Но единственным достоинством является то,  что  эти  противоречия  не  отчуждают  преданных  друг  от  друга,  а  преданные,  находясь  в противоречиях, ценят их и решают вопросы сообща. Именно это делает их сильными, а не то, что они понимают  друг  друга и в ладу живут. В любой семье есть противоречия. Внешне фасад красивый  у любой успешной общины, и мы поддаемся на эту иллюзию.  Известная поговорка: «Хорошо там, где нас нет». Успех находится именно здесь, а не где-то там, где все хорошо. Кришна привел вас именно сюда, чтобы вы здесь достигли совершенства в служении. Я приезжаю в Москву и говорю: «Я вижу удивительных преданных, я вижу удивительные возможности, и меня огорчает то, что эти возможности не используются так, как могли бы использоваться, если бы вы приняли эти ценности глубоко в сердце». 
Записала Ямуна-кели даси, г. Днепропетровск

 послушать эту лекцию вы можете пройдя по ссылке

http://saranagati.ru/stroitelstvo.html

Похожие записи