Отчет Вишнураты прабху о поездке в Джайпур.


 

«О Бог богов, милостиво явись на этом престоле. Я принимаю у тебя прибежище. Ты присутствуешь в моём сердце, и я предлагаю Тебе всю свою деятельность…» (молитва перед началом изготовления мурти).

По указанию Е.С. Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа, в благоприятный день Говинда-двадаши, перед самой Гаура-пурнимой, несколько преданных из Москвы приехали в Джайпур, чтобы сделать заказ на изготовление Божеств Шри Шри Радха-Мадхавы для будущего храма. В «Хари-бхакти-виласе» сказано: «Когда 12-й день растущей луны месяца Пхальгуна соединяется с накшатрой Пушйа, он называется Говинда Двадаши, ибо дарует преданность Господу Говинде». Все участники экспедиции очень надеялись, что Сам Говинда-джи, повелитель Джайпура, в этот благоприятный день поможет разрешить все возможные трудности.

 

Поначалу поездка представлялась не очень сложной. Собственно, предполагалось, что сам Махарадж ее и возглавит, поэтому другие преданные видели свое участие в поездке как в той или иной степени символическое. Кроме того, на помощь выезжал Говинда прабху – один из руководителей строительства маяпурского храма, имеющий большой опыт переговоров с муртиваллами (людьми, которые вырезают Божеств из мрамора). Огромную помощь в перемещениях, контактах и общей координации действий оказывала матаджи Лаванга из Маяпура. Имея такую мощную поддержку, о чем было беспокоиться?

Но жизнь начала преподносить сюрпризы. Первый сюрприз заключался в том, что Госвами Махарадж приехать не смог: какие-то неотложные дела в Мумбае. И, кроме того, похоже, он специально хотел делегировать эту миссию другим, чтобы как можно больше преданных почувствовали свою причастность к этому делу и взяли на себя какую-то ответственность.

Получив даршан и помолившись Радха-Говинде, преданные отправились в район, где живут скульпторы. Магазин и галерея Пандея-муртиваллы – самые большие в городе. Вот что писал о них Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж три года назад:

«На стене красуется огромная вывеска: “Официальный мастер ИСККОН”, чтобы никто не перепутал. Судя по тому, как он процветает (мастер), дела в ИСККОН обстоят совсем не так плохо. Именно здесь, по преданию, Хитеша Пандея, дед нынешнего владельца, изваял Кришну-Балараму и Радху-Шьямасундару для храма ИСККОН во Вриндаване. С тех пор поток желающих заказать у мастера Божества не иссякает, и, конечно же, все, кто приходит к нему из ИСККОН, умоляют: “Пожалуйста, сделайте Радхарани точь-в-точь такой, как во Вриндаване”. Мы не были оригинальны.

Мастер Пандей уже знал, о чем мы попросим. Ответ его добавил еще один штрих к моим размышлениям. “Когда мы начинаем делать скульптуру, мы просим Кришну и Радху проявить Себя через нас. Перед началом работ специально отобранным глыбам мрамора, из которых должны выйти Божества, делают пуджу. Все остальное зависит полностью от Них: мы сами никогда не знаем, какими выйдут Кришна и Радха из-под нашего резца. Наша роль не так велика, как может показаться. Но что по-настоящему играет роль, так это ожидания и молитвы тех, кто собирается Им поклоняться. Красота Божеств – это отражение бхакти тех, кто призывает Их.
Недавно мы делали Радху и Кришну для храма в Катманду. Они получились очень необычными и выглядели слишком экзотично. Я волновался, что скажут заказчики — по условиям контракта заказчик может отказаться от готовых Божеств, и нам пришлось бы начинать сначала. Но, когда вайшнавы из Непала приехали за Божествами, они пришли в полный восторг: Радха с чуть раскосыми глазами и немного скуластый Кришна были похожи на непальцев. Я буду стараться делать Радхарани такой, как во Вриндаване, но какой Она получится, зависит только от Нее и от вас!”».

http://www.goswami.ru/articles/156.html

Следует отметить, что желание видеть лик Божества близким к представлениям о красоте жителей тех мест, где будет проходить поклонение, — вовсе не сентиментальность. «Хари-бхакти-виласа» утверждает: «Божество проявляется в той форме, которая лучше всего отвечает возможностям поклонения». Хотя, конечно же, нельзя в угоду своей прихоти нарушать стандарты изготовления мурти, уже обозначенные в писаниях.

В этом году вайшнавы из Москвы узнали еще больше о династии Пандеев. С большим интересом мы изучили альбомы с фотографиями будущих Радха-Шьямасундары, Радха-Мадхавы из Маяпура и других Божеств ИСККОН. История этой семьи и Божеств, которые она подарила нашему обществу, будет подробно рассказана в журнале «Брахмотсава», который планируется издать к 20-й годовщине установления Шри Шри Даял-Нитая – Шачисуты в июне этого года.

Однако после долгих размышлений и молитв у Говиндаджи преданные приняли решение обратиться за изготовлением Божеств к другому мастеру. Почему?

«Разумный вайшнав должен найти опытного художника-бхакту, способного искусно вырезать изваяние Господа Кришны с чертами, указанными Вишвакармой» («Гаутамия Тантра»)

Братья Пандеи – сыновья и внуки скульптора, высекавшего Радху-Шьямасундару, –безусловно, прекрасные люди. Но сами они уже мало прикасаются к резцу, и почти всю работу выполняют сейчас подсобные рабочие. Если кто-то из читателей этих записок будет заказывать мраморные Божества в Джайпуре, то лучше всего будет обратиться именно к членам этой семьи. Они честно выполнят работу, почти наверняка не обманут с качеством мрамора – это набожные, серьезные люди. Но для московского храма преданные хотели найти мастера, который выполнит всю работу сам.

Благодаря помощи Говинды Прабху из Маяпура такой мастер был найден. Его работы, выполненные собственными руками, очень воодушевляют. У него нет большой мастерской и залов для демонстрации готовых мурти, как у Пандеев, но его руки в трудовых мозолях, а лицо покрыто несмываемым слоем мраморной пыли. Он уже выполнил несколько заказов для ИСККОН и понимает, какие черты лица Божеств могут вдохновить западных преданных.

5-го марта в 12 часов 44 минуты благоприятного дня Говинда Двадаши договор на изготовление мурти для храма Шри Шри Радхи-Мадхавы в Москве был подписан. Само по себе это замечательное событие, но это лишь начало. В городе Радха-Говинды как нигде понимаешь истинность слов стхапати: «…Что действительно играет роль – так это ожидания и молитвы тех, кто собирается Им поклоняться. Красота Божеств — это отражение бхакти тех, кто призывает Их к себе».

Преданные рассказывают, что, когда вырезали Шри Шри Радху-Шьямасундару для Вриндавана, вайшнавы ИСККОН каждый день приходили в мастерскую и пели киртан по нескольку часов. Конечно, москвичам это будет непросто, но когда найдут подходящий камень, когда мастер сообщит нам о начале работ, мы в храме будем устраивать специальные киртаны, чтобы призвать Шри Кришну и Его возлюбленную навсегда поселиться в Москве. Будем надеяться, что Шри Шри Даял-Нитай – Шачисута нам в этом помогут!

Шри Шри Радха-Мадхава ки – джай!

Похожие записи