2015.09.14.О сути проекта Гита-нагари.Фестиваль Садху-санга


Ссылочка на аудио https://cloud.mail.ru/public/BQe6/GRkjdBTnM

Харе Кришна. Я очень рад, что у меня есть возможность обратиться ко всем, собравшимся здесь, и сказать несколько слов на тему проекта «Гита-нагари». Примерно в 1954-1955 году Шрила Прабхупада написал эссе, которое называлось «Гита-нагари». Ферма, которую он основал в Пенсильвании в Америке, тоже называлась «Гита-нагари». На этой ферме ушёл из этого мира Бхакти Тиртха Махарадж. Идея этого эссе, идея того, что хотел сделать Шрила Прабхупада, – это некое идеальное место, где Кришна находится в центре. Вы все знаете, что у нас был этот большой проект, очень сложный для осуществления в Москве. Так или иначе, по милости Кришны он не состоялся. Но мы приобрели большой участок земли. Три с половиной гектара в очень хорошем месте, недалеко от того места, где должен был быть храм. И, на самом деле, этот участок гораздо лучше, чем предыдущий участок. Мы решили продолжить этот проект в несколько новом виде, сохранив из многих составляющих предыдущего проекта одну главную образовательную составляющую в этом проекте «Гита-нагари». Со временем, если всё будет хорошо, этот небольшой образовательный центр может превратиться в университет, в небольшой вайшнавский городок.Мне хотелось в целом сказать о важности образования, о том насколько, в принципе, важен этот проект. У нас, как у общества, объединённого общими идеалами и общими ценностями, есть будущее только в том случае, если мы сможем наладить образование.

Сейчас происходит достаточно болезненный процесс перехода. Шрила Прабхупада стоит у истоков этого общества. Его ученики – второе поколение. Сейчас постепенно это второе поколение людей, которые знали Шрилу Прабхупаду, которые непосредственно слышали его, видели, чувствовали его, чувствовали его настроение, уходят из этого мира. Через каких-нибудь двадцать-тридцать лет никого из людей, лично знавших Шрилу Прабхупаду, не останется. Как сейчас не осталось практически никого, кто видел или общался с Бхактисиддхантой Сарасвати. Это естественный процесс в материальном мире. Второе поколение действует, потому что они очень чётко ощущают и понимают волю и желание основателя-ачарьи – учителя, которому они всем обязаны. ИСККОН сохранился в значительной степени благодаря поразительной способности Шрилы Прабхупады эту волю сохранять и передавать. Его ученики, несмотря на все сложности, несмотря на какие-то тяжёлые моменты, сохранились вместе, как единое целое. Хотя люди, безусловно, отделялись, но, тем не менее, основная часть учеников осталась вместе и сформировала ИСККОН. В значительной степени, потому что они были движимы этой благодарностью Шриле Прабхупаде и очень чётко запечатлели в своём сердце его слова: «Оставайтесь вместе, сотрудничайте вместе, только так будет проявляться ваша любовь ко мне».Что происходит сейчас? На смену второму поколению приходит третье поколение, которое не видело Шрилу Прабхупаду. И воля Шрилы Прабхупады уже не является такой формирующей силой в реальности. Более того, она становится предметом всевозможных интерпретаций. Каждый человек по-разному начинает понимать его волю. Люди читают книги и видят там совершенно разные вещи. Люди, которые не знали Шрилу Прабхупаду, начинают вкладывать свои мысли в его уста. Примером тому является философия, в кавычках, ритвиков. Все те, кто был при Шриле Прабхупаде, был рядом с ним, для них для всех было очевидно, что Шрила Прабхупада хотел, чтобы живой гуру и живые гуру действовали в пределах ИСККОН. Но так как самого Шрилы Прабхупады нет, чтобы поправить и сказать, что он хочет, то появляются люди, которые берут на себя смелость и присваивают себе право говорить от имени Шрилы Прабхупады.

Для этого берутся какие-то указания, они особенным образом выворачиваются. Это совершенно естественный процесс. Ни одна религиозная организация, движение не избежало этого процесса. Собственно, тоже самое случилось со Шри Чайтаньей Махапрабху. Был Шри Чайтанья Махапрабху, и была группа людей, которые знали Его непосредственно. Но что сделало третье поколение: Шринивас Ачарья, Нароттам дас Тхакур, Расикананда, Шьямананда… Расикинанда уже четвёртое поколение. Они зафиксировали волю Шри Чайтаньи Махапрабху, как её передало второе поколение. Второе поколение – это Госвами Вриндавана. Третье поколение – это знаменитая санкиртана. Историческая задача третьего поколения – сделать так, чтобы эта воля перестала быть просто объектом произвольных интерпретаций. Чтобы было ясно, что хочет основатель-ачарья, как  движение должно развиваться. Это очень непростая вещь. Это историческая миссия преданных, которые составляли третье поколение лидеров. Собственно, самым главным инструментом для этого, для достижения этой цели, является образование. Госвами Вриндавана написали книги, в которых они изложили волю Шри Чайтаньи Махапрабху: «Шри-чаитанйа-мано-бхиштам стхапитам йена бху-тале», утвердили Его волю. Третье поколение сделало так, чтобы эта воля, зафиксированная в книгах, стала распространяться и превратилась в какой-то утверждённый закон.Что ещё характерно для третьего поколения. Кришнадас Кавираджа Госвами, четырёхсотлетие «Чайтанья-чаритамриты» которого мы празднуем. Он, собственно, принадлежал к этому третьему поколению. Он также зафиксировал настроение Шри Чайтаньи Махапрабху в этой удивительной книге «Шри Чайтанья-чаритамрита», которая, собственно, заложила фундамент всего движения.

Если мы посмотрим в этой исторической перспективе, что нужно сделать сейчас, то совершенно очевидно, что нужно заложить основы единого стандартного вайшнавского образования, которое бы оставляло очень мало места для спекуляций, интерпретаций. Потому что очень быстро происходят эти процессы размежевания. Люди начинают говорить на разных языках. Уже сейчас, в сущности, сознание Кришны очень разное. Взять одну страну – оно одно, со своим ароматом. Можно сказать «ароматом», можно сказать «душком», не важно. В зависимости от того, какой смысл вы хотите вложить в это. В Индии один аромат, в России другой аромат. На Украине уже третий аромат и так далее. Уже слегка по-разному интерпретируются, по-разному расставляются акценты.В этом году я участвовал в одной группе, получал образование в Индии. И ведущий там провёл очень интересный эксперимент, чтобы показать, каким образом люди говорят на разных языках. Он разбил людей на небольшие группы человек по пять-шесть. Игра была такая, очень интересная. Он давал одно слово и предлагал каждому из людей, входящих в эту группу, записывать синонимы к этому слову, то есть как они его понимают, какие ассоциации с этим словом возникают. Потом через несколько минут после того, как все эти ассоциативные ряды, или синонимические ряды, были записаны каждым из участников группы, они должны были собраться вместе и сверяться друг с другом. Кто-то зачитывал свой список, и если точно такой же синоним был у всех остальных, – а всего было, может быть, пять-шесть человек в группе, – то тогда, соответственно, это слово оставалось. Сначала взяли более сложное слово, такое редкое и пришли к парадоксальному выводу, что практически ни одного слова общего не было. То есть бывало так, что у двух или трёх людей один и тот же синоним к этому слову был, но так, чтобы у всех, не было ни одного слова. Потом подумали, что это, наверное, какой-то неправильный эксперимент, давайте возьмём слово «Кришна», и, наверняка, общие синонимы будут. Я думал, что, наверняка, «Бог» точно все напишут. Потому что Кришна – значит Бог. Так вот результат был точно тот же самый. Семантические поля полностью различались даже у тех слов, которые мы каждый день употребляем. Реально это значит, что мы как бы говорим на одном и том же языке, но, на самом деле, язык разный. Каждый вкладывает свой смысл даже в самые общие, самые привычные понятия. Что говорить, когда это разделено расстоянием, временем, ещё чем-то. Люди говорят одно и тоже. Все говорят «преданное служение». Что такое преданное служение? Спроси сейчас у вас тут, попроси написать синонимические ряды, и получится очень странная картина. Все занимаются преданным служением, но все вкладывают в это совершенно разный смысл.В чём суть и прелесть ведического образования? – В том, что оно…

И Шрила Прабхупада очень часто говорил, что, в сущности, это наука. И это достаточно революционное определение для какого-то религиозного течения, потому что все привыкли считать это верой, ещё чем-то. Наука – это гораздо более точная вещь. Но в том-то и суть, что у Госвами Вриндавана и, в целом, у ведических философов очень научный подход ко всему. Всё определяется, причём очень точно. Это один из разделов ньяи. Ньяя занимается тем, что разрабатывает. Самое первое, что есть в ньяе, – это разработка определений. Каким образом давать точные определения, чтобы не было ни авьяпти, ни ативьяпти. Там говорится, что у определения может быть три недостатка: слишком широкое определение, слишком узкое определение и определение, которое вообще не подходит под определяемый объект.Если мы посмотри, что такое, например, знаменитый стих «анйабхилашита-шунйам гьяна-карма ади-анавритам». Это идеальное определение Рупы Госвами тому, что есть чистое преданное служение, которое лишено всех этих дефектов. Ачарьи, комментировавшие «Бхакти-расамрита-синдху», как раз доказывают, каким образом у этого определения нет дефектов: не слишком большой широты, не слишком заужено. Каждый слог там важен. Джива Госвами объясняет, почему Рупа Госвами использует не слово «анйабилаша», а «анйабхилашита». То, что свободно не от посторонних желаний, а то, что человек должен быть свободен от привычки желать, от желательности, абхилашита. Но это отдельная тема, сейчас не об этом идёт речь.Суть в том, что образование, прежде всего, должно задавать некие колышки, которые отмечают пространство нашей сиддханты. То есть задавать очень чёткие определения: это преданное служение, это Кришна, это прити и так далее. Как я на своём семинаре объяснял, что такое прити. Джива Госвами даёт точное определение любви, что такое любовь, как распознать, любовь это или не любовь.Человек, который получает образование, может понять другого человека, который тоже получил образование. Потому что они говорят на одном и том же языке. Для будущего нашей организации, нашего движения, для того, чтобы передавать это дальше из поколения в поколение, конечно же, это самое важное, что может быть. Я не побоюсь этого слова. Всё важно: проповедь важна, много других вещей важно, но это самое важное. Потому что без этого все будут проповедовать, кто во что горазд. Уже проповедуют, кто во что горазд. Уже не понятно, кто приходит и с какими семенами приходит. Я пытался говорить об этом сегодня на своей лекции. Семена разные сажаются.Это образование важно на разных уровнях. Оно важно для людей, которые начинают, важно для людей, которые продолжают, важно для проповедников, важно для лидеров, прежде всего, которые ведут за собой других людей, чтобы они точно знали, куда вести других людей.Теперь, собственно, о самом проекте, что мы там планируем сделать, с чего начать. Самая общая идея в том, чтобы сосредоточить там некие интеллектуальные силы, и сделать это источником единых проповеднических и образовательных программ. Как сейчас, например, Харидев прабху в Краснодаре разрабатывает свои программы, и видно, что у человека есть образование, видно, что у него есть система. Человек с образованием отличается от человека без образования так же, как живые существа со скелетом отличаются от моллюсков, у которых нет скелета. Образование – это некий скелет, стержень. Заметили, чем отличаются одни от других? Те, у кого есть скелет, скелетная система, они снаружи какие? – Мягкие. Почему они могут себе позволить быть снаружи мягкими? – Потому что они внутри жёсткие. Те, кто внутри мягкий, у кого скелета нет, тем приходится что делать? – Покрываться панцирем или выращивать сверху раковину. Они очень жёсткие. Эта жёсткость, на самом деле, отсутствие скелета. Внешняя жёсткость – это фанатизм. Фанатики – это люди, у которых нет веры. А вера формируется в результате того, что у человека есть ясное понимание скелета, структуры, сути священных писаний. Это очень важно. Не просто чуть-чуть отсюда, чуть-чуть отсюда, а в общем непонятно что. «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь» – это бессмертные слова, предсказание Александра Сергеевича появлению ИСККОН.

Суть в том, что нужно учиться не чему-нибудь и как-нибудь, а нужно знать, нужно понимать, что мы исповедуем. Как минимум, если мы сами не знаем и не понимаем, нужно знать, что где-то есть люди, которые знают. Уже хорошо, уже какая-то надежда есть. По крайней мере, мы знаем, что можно к ним обратиться, они знают, они понимают.Идея этого образовательного центра в том, чтобы сосредоточить там какие-то силы, которые будут проводить программы, и создавать специфические образовательные программы для лидеров, для женщин, для мужчин и так далее, для разных категорий преданных. Для начинающих преданных и так далее, в зависимости от их квалификации или адхикара.Другая проблема образовательных систем в том, что люди получают его хаотически. Они могут получать образование, но сами они не знают, какое образование им надо получить. Должны быть ясные квалификационные требования. Мы об этом говорили на лидерской санге здесь. Сейчас у нас в Москве сразу несколько проектов, мы работаем над несколькими направлениями. Самое важное из них «Гита-нагари», оно ближе всего и дороже всего мне. На мой взгляд, это самая важная вещь, которая вообще есть. Я пытался объяснить, почему. В конечном счёте, главным продуктом «Гита-нагари» должны быть наставники, люди, которые могут передавать это знание дальше. Сейчас, к сожалению, этот процесс никоим образом не регулируется. То есть люди становятся наставниками просто по собственной инициативе. Я недавно узнал, что даже в обычном мирском образовании есть, оказывается, учителя пятнадцати категорий. Правда, первых семи, почему-то нет, они начинаются с седьмой или восьмой, но тем не менее, вплоть до самой высокой категории. Мы преподаём самую сложную науку, при этом у нас кто-угодно может преподавать самую сложную науку без всяких категорий. Мы не заморачиваемся в этом. Чему они учат? Что они сами поняли? Что они знают? – Одному Богу известно.Что касается реализации, мы хотим, чтобы там было два ашрама: образовательный ашрам Бхактиведанты в Юрлово и московский ашрам санкиртаны, который занимается образованием на своём уровне, передаёт санкиртану, обучает санкиртане, проводит фестивали, учит брахмачари как жить. Также университет и, со временем, поселение грихастх. Непростой проект, потому что силы разные, но мы попытаемся это сделать. И как только будут проведены технические необходимые действия, мы начнём строительство первой очереди. Мы планируем сделать небольшой обучающий центр, ретрит-центр. Ватсала прабху в этом проекте участвует, Даяван, Ананта Шри из ашрама Бхактиведанты, Ачинтья Кришна, Шьям, Мукунда Мурари. То есть такая интересная группа людей с очень хорошими идеями и способных сотрудничать друг с другом. Вот примерно в двух словах идея этого центра.Я хотел поблагодарить всех тех, кто помогает, кто продолжает помогать, кто несмотря на все эти сложности с проектом, не потерял веру в него. Тут есть несколько людей, которые очень много делают для этого проекта.

Это в высшей степени важно, ещё раз, очень важно. Сейчас это, в общем-то наша историческая задача. Сделать так, чтобы очень ясно было, какое образование должен получить человек, только что пришедший, как он постепенно-постепенно продвигается по этой образовательной лестнице и постепенно повышает свою квалификацию на всех уровнях. Вот. Спасибо большое. Может быть, есть какие-то вопросы? Я с удовольствием отвечу.

ВОПРОС от Нила-Лакшми матаджи: Наблюдая, что происходит вокруг в контексте системы образования, получается так, что образование могут получать преданные разного уровня, разной квалификации. Например, не имея посвящения, преданные едут изучать «Бхакти-шастры». Пройдя этот цикл, они сразу начинают изучать «Бхакти-вайбхав». Понятно, что хочется изучать «Шримад-Бхагаватам» и остальные книги, но насколько это соответствует уровню человека?

БВГМ: В том то и дело, что должно быть чёткое понимание того, каким образом происходит развитие человека в духовной жизни. Как ребёнок, который находится во чреве матери. Там есть определённые процессы. Организм матери подаёт определённые вещества в определённой последовательности, чтобы этот плод развивался. Или маленький ребёнок. Сначала ему нужно материнское молоко, и только материнское молоко, потом можно переходить на другую пищу, потом можно разнообразить рацион. Шрила Прабхупада повторял эту поговорку, что пища для одного – яд для другого. Если маленькому ребёнку дать какую-нибудь вкусную самосу, младенцу грудному, то он умрёт. Хотя сама по себе самоса может быть даже маха-прасадной, это не поможет. Точно так же «Бхакти-вайбхав» для какого-нибудь начинающего бхакты, может положить конец его духовной жизни. «Бхакти-вайбхав» сама по себе хорошая вещь, что может быть лучше. Но так как это не вовремя, ему бы понять какие-то элементарные вещи, а он сразу же ударяется куда-то в высокие материи и всё. Это же здравый смысл. Чтобы это определить, у людей должны быть какие-то уровни посвящения, постепенного понимания. Непереваренное знание развращает человека. Это очень печальный процесс, когда он много знает, но он не усвоил это знание. Это знание мешает ему, потому что у него есть иллюзия того, что он знает. «Я уже слышал», «я всё знаю». На самом деле, реализации никакой нет, и это, в общем-то, губительно для его духовной жизни.

ВОПРОС от Сакши Гопала прабху: Насколько важно развивать подобные проекты в регионах?

БВГМ: Проекты должны быть, просто нужно, чтобы была некая единая программа. Я получил ваше письмо. Спасибо большое, я с удовольствием вас благословляю на развитие аналогичного проекта.

Единственное, что делайте это в координации, чётко согласовывая это со всеми остальными. У нас маленькое движение, и мы очень сильно распыляемся, как правило. Распыляем свои силы на разные проекты, а надо наоборот концентрировать. Мы очень много параллельных вещей делаем. Всё время что-то такое запараллеливаем. Поэтому сейчас есть координатор образовательных программ – это Павана прабху. Есть образовательные ашрамы, где эти образовательные программы разрабатываются и проводятся. Такие как ашрам Харидева в Краснодаре, ашрам Бхактиведанты. Сейчас будет «Гита-нагари». Давайте всё делать вместе, ладно?

ВОПРОС от Хари-канты матаджи: Я хотела понять соотношение преподавателя и наставника, их роли. Если взять «Бхакти-правеш», то там есть часть наставнического курса. Например, меня просят провести «Бхакти-правеш», но я не наставник. Какие у них задачи?

БВГМ: Спасибо большое. Наставник от преподавателя отличается мерой ответственности, степенью ответственности, которую он берёт за человека. В принципе, у преподавателя нет обязанности позаботиться о том, чтобы человек усвоил то, что он преподаёт. Он преподал, а усвоил он или не усвоил, – это дело самого человека. Преподаватель может поставить ему оценку, оценить, насколько он усвоил. Наставник как раз тот, кто убеждается в том, что человек всё понял. Это может быть один и тот же человек, который преподаёт и потом играет роль наставника. Это могут быть разные люди. Скажем так, есть люди, которые могут быть хорошими наставниками, но не быть хорошими преподавателями. Преподаватели – это особая квалификация. Они должны хорошо говорить, уметь объяснять материал. Главная квалификация наставника – он должен быть неравнодушен к человеку. Он должен конкретно болеть за него и за то, чтобы человека поднять. Тогда как для преподавателя это необязательно. Он может быть хорошим преподавателем, не болея особенно за конкретных людей. Он своё дело сделал, хорошо сделал, возникли какие-то отношения, безусловно. Они всегда возникают, но степень глубины этих отношений немного другая.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ВОПРОСА: То есть у них должны быть единые цели и понимание того, чего они хотят достичь, если это два разных человека?

БВГМ: У них, безусловно, должно быть согласование на всех уровнях. Шиварама Махарадж даёт это замечательное определение шикши. Он говорит: «Шикша – это не просто наставления, это согласованные наставления, предназначенные для духовного развития человека, для того, чтобы поднять, возвысить человека».

Согласованные наставления для духовного возвышения человека. Только тогда они становятся шикшей. Когда наставления идут в разнобой, то тогда это не шикша, а просто должностное преступление. Потому что человек вместо того, чтобы усваивать что-то, наоборот ещё больше запутывается.

ВОПРОС: Большое спасибо за презентацию. То образование, которое сейчас строится, будет основано на наставлениях Шрилы Прабхупады?

БВГМ: Конечно.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ВОПРОСА: Как можно помочь и поучаствовать в этом проекте?

БВГМ: Связывайтесь с Тиртха паваной прабху, что касается, собственно, разработки образовательных программ и проектов.

ВОПРОС: Будет ли уделяться внимание развитию сельскохозяйственных общин?

БВГМ: Спасибо. Я сейчас скажу, да. Это четвёртая вещь. Весь путь человека, в сущности, достаточно ясно разделяется на четыре этапа. Шрила Прабхупада писал об этом на примере четырёх движений Ганди. Он очень интересным образом интерпретировал эти четыре движения, которые основал Ганди. Первый этап – это, собственно, привлечение людей, проповедь, проповеднические программы. Когда человек уже заинтересовался и хочет более конкретно углубиться куда-то, то тут приходит пора, и на первый план выступает образование. Образование должно перейти в наставничество. А наставничество должно сформировать общность людей, которые будут составлять общину. Сейчас мы думаем об этом. То, что делает Радха Чаран прабху и так далее. У них как раз идея в том, чтобы чётко задокументировать какие-то процессы, которые должны происходить в сельскохозяйственных общинах. Но это, скажем так, четвёртый этап, когда люди уже готовы жить вместе. И он может быть уже очень скоро актуальным. Потому что всё в большей и большей степени становится сложно жить в искусственной среде больших городов. Опять же, это только для людей с определённой степенью зрелости. Так будет это, да, мы планируем это.ВОПРОС: Наставник будет определять, насколько люди готовы к такому тесному сотрудничеству?БВГМ: Чтобы люди жили вместе, и чтобы от этого был толк, у них должны быть одинаковые ценности. Если рядом живут люли с совершенно разными ценностями, конфликтующими… Например, вы живёте в одной комнате в общежитии. У вас ценность – вставать рано, а у вашего соседа из Верхней Вольты, — я вспоминаю свои студенческие годы, — ценность – ложиться поздно и находиться где-то на дискотеке. Эти ценности неминуемо приходят в противоречие. Очень сложно резонировать, очень сложно взаимодействовать. Поэтому ценности должны быть одинаковые, тогда легко жить и люди объединяются, начинают делать что-то вместе. А ценности формируются, когда образование есть.

ВОПРОС от Нанды-Гауранги прабху: Есть ли какой-то проект, который можно посмотреть?

БВГМ: Спасибо. Значит, что есть сейчас. Есть три с половиной гектара земли, есть здание ашрама, где живут московские брахмачари. Есть проект расширения этого ашрама. Сейчас разрабатывается, и я надеюсь, что за ту неделю, что мы здесь с вами находимся, общаемся вместе на фестивале, наш архитектор Ариндама сделал генеральный план этого проекта. Так как проект большой, и строиться он будет по частям, то с самого начала нужно увидеть целое, чтобы строить уже кусочки целого. У него был какой-то предварительный генеральный план со своими проектами, очень красивыми, как всегда. Он потрясающий человек в этом отношении, но мы это безжалостно зарубили. В силу определённых причин, он не совсем соответствовал определённым идеям. Сейчас он снова работает над генеральным планом. Как только будет генеральный план, будут и архитектурные решения. То есть это будут небольшие здания, целый ряд небольших зданий. Относительно небольших, по полторы тысячи квадратных метров каждое. Я думаю, что в ближайшее время уже будет готов генеральный план и какие-то намётки по проекту. Тем временем идёт техническая работа, поэтому он не задерживает. Всё равно там самое узкое место – это переоформление и так далее. Там много всего.

ВОПРОС от Дамодара прабху: В курсе «Ученик в ИСККОН» есть резолюция, которая позволяет проводить на местах… (далее не разборчиво).

БВГМ: Насколько я понимаю, это не такая жёсткая резолюция. Представьте себе храм, в котором есть ученики двадцати разных гуру. Всего двадцать учеников, и им всё время нужно куда-то ездить: то на ретриты к гуру, то на вьяса-пуджу, то ещё куда-то. Смысл в том, чтобы люди старались, так или иначе, объединяться на месте. Хотя тут есть о чём поговорить, в связи с этим. Я не знаю, стоит нам сейчас начинать эту тему или нет. Сложная, большая тема относительно того, каким образом должно быть построено образование в принципе, и на каком фундаменте должна быть основана наставническая система. Она связана с темой разных гуру, но наверное я не буду сейчас задевать этот вопрос. Это большая тема.ВОПРОС: Скажите, пожалуйста, как эта новая образовательная система будет соотноситься с теми системами, которые уже существуют?БВГМ: Суть не в том, чтобы изобретать какую-то особую систему, а в том, чтобы, во-первых, проверить существующие системы на корректность. Потому что очень часто встречаются странные вещи в существующих системах из-за их непростроенности. То есть сама логика может быть не совсем верной и так далее. Это с одной стороны, а с другой стороны в том, чтобы иметь некую общую систему квалификации людей. Если мы посмотрим на существующие в обычном мире системы, то есть разные образовательные системы. Все они имеют свои плюсы и минусы какие-то, но в конце концов, ценится… В обычном мире, если у человека есть диплом Гарвардского университета – это само по себе о многом свидетельствует. Или Йельского университета, или Принстонского, или лондонской школы экономики, или МГУ, или МФТИ. Там есть разные системы, и сама по себе принадлежность к этой системе уже настраивает людей на определённый лад, уже свидетельствует об определённом уровне квалификации. С другой стороны, суть не в том, чтобы унифицировать сами системы, а в том, чтобы унифицировать выход, конечный результат. Чтобы все люди, которые прошли «Бхакти-шастры», соответствовали уровню «Бхакти-шастр». Хотя даже в обычном мире кандидат наук из какого-нибудь ферганского педагогического института не то же самое, что кандидат наук откуда-нибудь из другого места. В нашем случае, человек, имеющий диплом «Бхакти-шастр», независимо от того, откуда он, из Барнаула, или из Воронежа, или ещё откуда-нибудь, должен говорить на одном языке с другими выпускниками.

ВОПРОС: Будет экзамен?

БВГМ: Я думаю, что просто будет проверка на какую-то корректность и единые экзаменационные стандарты. Единые критерии оценки для людей, закончивших курс. Чтобы люди понимали, имели какой-то общий стандартный компонент.

ВОПРОС: Как эта система проверки квалификации будет работать, в том числе проверки преподавателей?

БВГМ: Нет, проверка есть в любом случае. Наставник, ещё раз, просто помогает действительно убедиться, что человек может применять это во всех ситуациях своей жизни. Преподаватель убеждается в том, что человек усвоил это на каком-то уровне: запомнил, может ответить на какие-то вопросы. Там немного другие вещи, но тем не менее, критерии могут быть, они достаточно очевидные. Я говорил о том, что, в сущности, все эти вещи очень легко определяются. Очень легко можно установить критерий успешности. В нашей литературе есть достаточно указаний на то, каким критериям должен соответствовать, например, учитель, гуру и так далее. Можно понять. В сущности, кого мы сертифицируем? Когда речь идёт о людях в этом обществе, то мы все наставники для кого-то, просто наставники разного уровня. Кому-то мы всё равно помогаем. И у всех нас должно быть знание шастр. В зависимости от того, какое оно, насколько оно ясное, чёткое, степень нашей помощи будет ограничена тем или иным. Это всё можно очень легко определить с помощью разных тестов и всего остального. Всё можно сделать. В сущности, мы создаём систему учеников. Ученики, которые помогают другим ученикам передавать это знание дальше. Есть разные уровни. Хорошо, давайте тогда сейчас споём киртан небольшой.

Похожие записи